Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие и история становления оперативно — розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.
Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства. Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают oсмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.
Объект: исследуемые правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством (в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Предмет: исследуемая совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
Цель курсовой работы: исследование оперативно - розыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов. Задачи курсовой работы: 1) Раскрыть понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России. 2) Охарактеризовать нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России. 3) Описать конституционные и специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и история становления оперативно — розыскной деятельности
Согласно настоящему Федеральному закону оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) является одной из форм правоохранительной деятельности, наравне с такими видами как следственная, судебная и т.д. ОРД проводится как гласно, так и негласно. Она имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Такое направление деятельности строго определено и санкционировано государством. Становление оперативно-розыскной деятельности корнями уходят в далеко прошлое. Тогда же были созданы и методы ее ведения. Законодательное определение такой деятельности появилось намного позже. В 1958 году впервые в отечественном праве был употреблен термин «оперативно-розыскные меры». Применен он в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик и продублирован в УПК всех республик. Более детально ОРД прописана в постановлениях ЦК КПСС и закрытых нормативных актах советского правительства и правоохранительных органов. Вместе с тем, законодательного регулирования ОРД не было. Сотрудники оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов, по существу исполняли свои полномочия по раскрытию и расследованию преступлений практически нелегально, зачастую вступали в конфликт с законом и несли наказание в дисциплинарном, а то и в уголовном порядке. Более того, ход и результаты осуществления оперативно-розыскных мероприятий не могли быть использованы в доказательственном плане в ходе следствия и суда.
Задачи оперативно-розыскной деятельности:
· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
· осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
· добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
· установление имущества, подлежащего конфискации.
Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определены оперативные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД. К ним относятся подразделения:
1) органов внутренних дел РФ;
2) органов Федеральной службы безопасности;
3) Федеральных органов государственной охраны;
4) таможенных органов РФ;
5) Службы внешней разведки РФ;
6) Федеральной службы исполнения наказаний;
7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.[1]
Одной из ведущих функций Министерства юстиции РФ становится обеспечение исполнения уголовных наказаний. Как известно, рядом государственных актов последних лет уголовно-исполнительная система передана в ведение Министерства юстиции РФ.
В состав уголовно-исполнительной системы входят:
· учреждения, исполняющие уголовные наказания (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, следственные изоляторы, предприятия, специально создаваемые для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы и др.);
· территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы; центральный орган управления уголовно-исполнительной системы.
Задачи уголовно-исполнительной системы:
- исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;
- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;
- привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;
- обеспечение охраны здоровья осужденных;
- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
- иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему только специально изданным законом.
Органы внутренних дел РФ представляют собой систему федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять в пределах своих полномочий охрану прав и свобод человека и гражданина, реализуя функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории РФ.
Основными задачами органов внутренних дел РФ является:
— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
— обеспечение охраны общественного порядка;
— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
— обеспечение безопасности дорожного движения;
— организация государственной охраны имущества и организаций;
— организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны.
Органы внутренних дел РФ при реализации функции охраны общественного правопорядка и безопасности осуществляют правоохранительную деятельность в следующих направлениях.
Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:
— производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;
— организацию и непосредственного осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам;
— обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;
— принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;
— обеспечение в соответствии с законодательством РФ государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Таким образом, пoлиция в свoей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Одним из направлений деятельности современной полиции является выявление и раскрытие преступлений. Для осуществления данной функции, полицией используется множество средств и методов, предусмотренных и разрешенных действующим законодательством, регулирующим деятельность полиции, в том числе и осуществление оперативно-розыскной деятельности[2].
Изучая история становления самой оперативно-розыскной деятельности, следует обратиться к истокам ее формирования в Российской Федерации, а именно - к самому моменту образования нашего государства. Как известно, первые упоминания о Руси исходят из далекого 9 века, но первые летописные упоминания о необходимости защити граждан от противоправных посягательств изложено в договоре князя Олега, правившего в период с 879 по 912 год, с греками, в котором указывалась необходимость обеспечения сохранности имущества и жизни купцов и торговцев, имеющих дела как на Руси, так и в Древней Греции. Подобные меры имели очень важное значение, так как в указанный период князь Олег старался укрепить свою власть не только при помощи своей дружины, но и путем осуществления торговли с более влиятельным южным соседом. Данный договор был одним из предшественников современного законодательства об оперативно-розыскной деятельности, так как в нем изложены схожие положения, что и в статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», так как вышеупомянутым договором устанавливались следующие задачи: раскрытие преступлений и поиск виновных, притом, что не указывались методы осуществления данных задач. Пострадавшей стороне предписывалось обязательство о поиске виновного, используя все имеющиеся методы, которые, кстати, в большей степени схожи с современной методикой сбора информации посредством оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, наблюдения, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности.[3]
Немаловажным периодом развития оперативно-розыскной деятельности на Руси стал период правления Ярослава Мудрого (1019-1054).Одним из самых значимых достижений данного персонажа является создание свода универсальных законов, именуемых «Русской правдой». Указанный нормативно-правовой акт имел всеобщий характер и регулировал множество сфер деятельности жителей Древней Руси. В том числе, было урегулировано осуществление оперативно-розыскной деятельности. К сожалению, специализирoванных oрганов, занимающихся данным направлением деятельности не появилось, но было закреплено следующее положение: в случае совершения преступления на верви лежит обязанность разыскивать преступника, если злоумышленник (тать) не пойман на месте преступления, его надлежит искать по следу. По сути, законодательно закрепились некоторые положения уже упомянутого договора князя Олега с греческим государством лишь за следующим отличием – распространялось данное положение не на купцoв и торговцев, как это было в договоре, но и на обычных граждан.