Файл: Нотариальные действия (Юридическая природа нотариальных действий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, абсолютно справедливо суд обращает внимание правоприменителей на то, что среди оснований для отказа в совершении 4

нотариального действия[7] не указано такое основание, как отказ заявителя от оплаты услуг правового и технического характера. Следовательно, в связи с отказом от получения данных услуг нотариус не имеет права отказывать в совершении нотариального действия в целом, а, по смыслу разъяснений Суда, должен ограничиться совершением только тех манипуляций, которые предусмотрены в качестве обязательных при совершении того или иного нотариального действия.

Приказ Минюста РФ от 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» утратил силу[8], в настоящее время действуют Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий[9]. Таким образом, при решении вопроса об отнесении тех или иных действий к услугам правового и технического характера (например, в случае нотариального удостоверения доверенности, проект которой изготовлен заявителем самостоятельно) следует обращаться к соответствующим Методическим рекомендациям.

При этом Федеральная нотариальная палата в своем Письме от 20.11.2017 г. № 5083/03-16-3[10] обращает внимание на то, что «несоблюдение решений нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера является дисциплинарным проступком, за виновное совершение которого следует дисциплинарная ответственность нотариуса (пункт 9.2.13 Кодекса профессиональной этики нотариусов[11])». Следовательно, нотариусы поставлены в сложное положение: с одной стороны они обязаны исполнять решение ФНП, подчиняться внутренним правилам организации нотариального сообщества; с другой - исполнять судебные решения и следовать разъяснениям судебных органов, также осуществляющих контроль за деятельностью нотариусов.

Исходя из анализа установленного перечня услуг правового и технического характера можно сделать вывод, что, несмотря на внесенные уточнения, рассматриваемый вопрос вновь определен не окончательно и четко, перечень является открытым, что оставляет основания для возникновения спорных ситуаций на практике.

Последнее нововведение, которое следует отдельно рассмотреть - внесение изменений в ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате «Совершение нотариальных действий в электронной форме». Данная статья предусматривала в предыдущей редакции, что лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, обязано подписать документ в присутствии нотариуса усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями ФЗ от 6.04.2011 г. № 63 «Об электронной подписи». В соответствии с принятыми изменениями, с 1 февраля 2019 г. электронный документ будет подписываться заинтересованным лицом в присутствии нотариуса простой электронной подписью. Требования к данного вида подписи также устанавливаются законодательством РФ, регулирующим отношения в области использования электронных подписей, а порядок формирования простой электронной подписи (данный процесс будет осуществляться в нотариальной конторе) устанавливается Федеральной нотариальной палатой. По словам Президента ФНП Корсика указанный порядок будет принят в ближайшее время и откроет доступ к данного вида нотариальному действию для широкого круга лиц[12]. Соответственно, с принятием изменений для изготовления электронного нотариально удостоверенного документа заявителю не потребуется иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Данной подписью обладает сам нотариус в соответствии со ст. 11 Основ законодательства о нотариате.


В ближайшей перспективе спектр нотариальных действий расширится, а также усилится безопасность, улучшится качество и ускорятся сроки их совершения. Нотариусы получат доступ к Единому государственному реестру ЗАГС[13] (в настоящее время доступ предоставлен в тестовом режиме), готовятся законопроекты о совершении нотариальных действий удаленно через Интернет, о предоставлении нотариусам права на осуществление выездной регистрации брака, об оформлении совместных завещаний супругов и некоторые другие.

Учитывая рассмотренные нововведения, а также перспективные изменения законодательства в сфере нотариальной деятельности можно сделать вывод, что законодательство о нотариате динамично развивается в целях обеспечения соответствия современным вызовам общества. Использование и расширение функционала ЕИС открывает широчайшие возможности как для нотариусов по оперативной проверке документов и сведений, предоставленных заинтересованными лицами в целях совершения нотариального действия, так и для граждан - процедура совершения нотариального действия становится более оперативной, требуется все меньше документов собирать самостоятельно (многие сведения нотариус запрашивает в рамках системы межведомственного взаимодействия).

Кроме того, нотариат предоставляет возможность проверки определенных сведений гражданам самостоятельно, без обращения к нотариусу, посредством использования специальных сервисов, функционирующих на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нотариус продолжает оставаться гарантом законности определенных юридических действий, а также аутентичности документов и фактов, используя современные цифровые механизмы. Перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусом, постоянно модернизируется, а сфера нотариального делопроизводства в известной степени усложняется. Полагаем, что внесенные и перспективные изменения повлекут положительный социальный эффект, выразившийся в сокращении количества судебных споров и увеличении общего числа обращений к нотариусам.

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ


2.1 Субъекты производства по рассмотрению заявлений на совершенные нотариальные действия или отказ в их совершении

По общему правилу, предусмотренному ст. 1 Основ1, нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе - государственные нотариусы, и [14] нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В случае невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей по уважительной причине[15] (ввиду временного отсутствия, болезни, отпуска и др.), под полную ответственность нотариуса право исполнять его обязанности передаётся помощнику, приобретающему на указанных период статус лица, временно исполняющего обязанности нотариуса. При невозможности замещения нотариуса его помощником, замещение осуществляется иным соответствующим требованиям законодателя о профессиональной квалификации лицом. Наделение такого лица полномочиями осуществляется территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой в порядке, ими установленном.[16]

Ситуация кардинально меняется, когда на смену профессионалу, для осуществления нотариальных действий, законодатель вынужден привлекать лицо, не обладающее необходимой квалификацией, порою без какого-либо высшего образования вообще, без арсенала тех средств защиты прав и законных интересов лиц, предусмотренных законом при осуществлении нотариальных действий нотариусом (высокой квалификации, технической оснащенности, страховки, повышенной ответственности). Вместе с тем ни юридическая доктрина, ни практика не рассматривают соотношение понятий "нотариальные действия" и "действия, приравненные к нотариальным". Рядом юристов совершенно справедливо отмечается, что в нормативных правовых актах, регламентирующих нотариальную деятельность, в том числе и в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате[17] (далее - Основы), отсутствует дефиниция категории "нотариальные действия"[18]. Как следствие, отсутствует и должная правовая регламентация статуса данных лиц, а именно: прав и обязанностей по выполнению действий, приравненных к нотариально удостоверенным, а также вопросов ответственности за совершение указанных действий с допущением отклонений от норм законодательства.


Недостаток юридической техники порождает необходимость толкования, т.е. установление смысла (содержания) норм права. Волю законодателя нужно определять прежде всего на основании значения тех слов, в которых он ее выразил[19]. Согласно Толковому словарю русского языка термин "приравненный" употребляется в значении "признать равным с кем-, чем- нибудь"[20].

Грамматическое толкование норм права, содержащихся в пп. 2 п. 3 ст. 185 и пп. 4 п. 1 ст. 1127 Гражданского кодекса Российской Федерации[21] (далее - ГК РФ), позволяет сделать заключение о том, что «иные уполномоченные лица» и нотариусы обладают равными нотариальными правами в пределах предоставленной им законодателем компетенции, а удостоверенные ими завещания и доверенности являются равными по юридической силе. При этом действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными лицами, осуществляются в соответствии с едиными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Различие между нотариальными действиями и приравненными к ним состоит лишь в субъекте, совершающем нотариальные действия. В ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате закреплен объем нотариальных действий, которые могут быть совершены главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, эти лица вправе совершать нотариальные действия, в том числе удостоверять завещания, только если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, также пункт 3 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит общую норму, наделяющую органы местного самоуправления правом совершения предусмотренных законодательством нотариальных действий в случае отсутствия в поселении нотариуса[22].

Далее, ст. 38 настоящих Основ и пункт 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации"[23] [24] дает такое право должностным лицам консульских учреждений, однако до настоящего времени не принято иных законодательных актов, которые регулировали бы порядок совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами, следовательно, процедура совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами не отличается от совершения их же нотариусами и регулируется одними и теми же актами11. Завещания, удостоверенные вышеуказанными уполномоченными законом лицами, обладают равной юридической силой.


При этом практика нотариальной деятельности глав местных администраций пестрит различного рода нарушениями, порою весьма серьезными (нарушения: нотариальной тайны[25]; требований, предъявляемых законом к свидетелям, рукоприкладчикам; ограничений, накладываемых законом на самого удостоверяющего нотариальные документы лица[26]; связанные с несоблюдением порядка передачи документов в нотариальную палату, и др.), способными повлечь признание недействительными таких важных с юридической точки зрения документов, как доверенность, завещание, приводящих порою лиц, осуществляющих нотариальные действия к уголовной ответственности.

Представляется возможным детерминировать такой вид передачи нотариальных полномочий как вынужденный, основанный на требованиях закона и нормативных актах, неравнозначный по уровню подготовки и квалификации лиц, осуществляющих нотариальные действия. От совершенных нотариальных действий лицами, уполномоченными законом на их совершение, необходимо отличать действия по удостоверению документов, приравненных законом по своей силе оформления к нотариально оформленным. Такая возможность обусловлена многообразием жизненных ситуаций, в которых может возникнуть необходимость квалифицированного подтверждения того или иного юридического факта, связанного с фиксированием воли участника гражданских правоотношений на случай оформления доверенности или завещания.

Перечень приравненных к нотариальным завещаниям предусмотрен ст. 1127 ГК РФ. При удостоверении завещания указанными выше лицами должны соблюдаться все требования, предусмотренные законодателем для формы и порядка такого удостоверения нотариусами, обозначенные в ст. ст. 1124, 1125 ГК РФ. Однако, помимо основных законодатель устанавливает дополнительные требования: завещание, приравненное к нотариально удостоверенному, должно быть подписано завещателем в присутствии лица, удостоверяющего завещание, и свидетеля, также подписывающего завещание. Приравненный удостоверенному нотариально документ должен быть, как только для этого представится возможность, направлен удостоверившим его, через территориальные органы Минюста РФ, нотариусу по месту жительства завещателя. Если лицу, удостоверившему завещание, известно место жительства завещателя, завещание направляется непосредственно соответствующему нотариусу. Перечень приравненных к нотариальным доверенностям предусмотрен ст. 185.1 ГК РФ. При рассмотрении порядка оформления доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным, следует особое внимание уделять должности удостоверившего такую доверенность лица и другим условиям, при которых она может быть выдана.