Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций (Управление развитием организации: сущность и функции).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Управление развитием организации: сущность и функции
1.2. Виды и особенности стратегий развития организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗУЕМОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ АПТЕКИ СЕТИ «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ»
2.1. Краткая характеристика деятельности компании «Первая помощь»
2.2. Оценка реализуемой стратегии развития компании «Первая помощь»
По данным российской аналитической компании «Фармэксперт», сеть «Первая Помощь» занимает 4-е место в рейтинге наиболее значимых региональных и межрегиональных аптечных сетей.
Особенностями и конкурентными преимуществами сети являются централизованный склад хранения (что позволяет работать напрямую с производителями) и мощная ERP-система.
За последний год, благодаря единой системе закупок, поддерживаемой ERP-системой, компания смогла выстроить прозрачные и взаимовыгодные формы сотрудничества с дистрибуторами: без ретро-бонусов, с одинаковыми условиями отсрочки, без каких-либо дополнительных преференций. В соответствие с электронной системой «Трафик ПП», поставлять продукцию на склад «Первой Помощи» возможно, только предлагая оптимальный уровень цен и стабильно высокое качество продукции. За последний год компания значительно увеличила число прямых контрактов с производителями лекарственных средств, биологически активных добавок и космецевтики: что по многим позициям значительно выгоднее за счет низких цен и возможностей логистики компании.
Таблица 2.1
Краткая история развития компании «Первая Помощь»
Год |
События |
2001 |
Сеть «Первая Помощь» насчитывает 29 аптек и 11 аптечных киосков, расположенных во всех районах Санкт-Петербурга. К 2001 году «Первая Помощь» внедряет в работу программный продукт компании ORACLE - мирового лидера в разработке ERP - систем. К концу года число аптек возросло до 52. |
2003 |
Сеть объединяет 65 аптек. Объем реализации вырос на 50% по сравнению с 2002 годом. |
2004 |
Одним из стратегически важных направлений деятельности компании является развитие сети фармамаркетов - аптек с «открытой выкладкой». Уже в 2004 году было открыто 14 фармамаркетов в разных районах Санкт-Петербурга. В декабре 2004 года «Первая Помощь» открыла собственный интернет-магазин www.apteka-pp.ru. |
2005 |
Компания «Первая Помощь» объединяет 75 аптек, в том числе 25 фармамаркетов и по данным маркетинговых исследований Европейской исследовательской корпорации Taylor Nelson Sofres занимает более 20% рынка сетевых аптек Петербурга, являясь по сути одним из лидеров петербургского рынка. Годовой оборот компании оценивается в $46,1 млн. В этом же году ЗАО «Первая Помощь» становится первой российской аптечной сетью, получившей сертификат соответствия международной Системе Менеджмента Качества ИСО 9000-2001. |
2006 |
Открыта первая аптека в Москве на Ленинградском пр., 12. На начало 2006 года - общее количество аптек сети- 80, включая первую аптеку в Москве. |
2007 |
Компания объединяет 101 аптеку, в т.ч. 90 в Санкт-Петербурге и 11 в Москве. По данным независимых маркетинговых исследований занимает более 20% рынка сетевых аптек Петербурга. В 2007 году открываются первые аптеки сети в Екатеринбурге. |
2008 |
Сеть насчитывает около 140 аптек. |
2013 |
«Первая Помощь» представлена в 3 регионах России (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург) и насчитывает около 170 аптек. |
2014 |
Начало нового этапа в истории компании. Новая разработанная бизнес-стратегия компании предусматривает расширение розничной аптечной сети в Москве и Санкт-Петербурге и сокращение нерентабельных для сети регионов. Поэтому было принято решение о продаже екатеринбургского филиала местному игроку - сети аптек «Классика». |
«Первая Помощь» на сегодняшний день является самостоятельной компанией: ранее компания была объединена единым акционерным капиталом с Холдингом «Генезис» и производственной компанией «Вертекс» (но юридически и финансово они всегда были разделены). В настоящее время компании поддерживают партнерские, коммерчески взаимовыгодные отношения, будучи независимыми друг от друга.
2.2. Оценка реализуемой стратегии развития компании «Первая помощь»
Основные показатели финансово-экономической деятельности компании отражены в табл. 2.2. Структура себестоимости реализуемой продукции компании «Первая Помощь» представлена в табл. 2.3.
Таблица 2.2
Основные показатели финансово-экономической деятельности компании
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Стоимость чистых активов компании, руб. |
33 257 790 |
32 942 320 |
33 666 060 |
31 212 300 |
Отношение суммы привлечённых средств к капиталу и резервам, % |
62,1 % |
157,3 % |
164,8 % |
186,2 % |
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, % |
36,9 % |
54,7 % |
74,1 % |
88,7 % |
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, руб. |
0,99 |
-0,01 |
1,2 |
-2,7 |
Уровень просроченной задолженности, % |
0,19 |
0,89 |
0 |
3,3 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз |
3,72 |
4,44 |
7,3 |
1,3 |
Производительность труда, руб./чел. |
- |
- |
- |
348 212 |
Амортизация к объему выручки, % |
2,64 |
3,63 |
4,8 |
9,2 |
Таблица 2.3
Структура себестоимости (компания «Первая Помощь»)
Наименование статей |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Расходы на закупку,% |
47,36% |
43,29% |
47,15% |
44,38% |
Вспомогательные материалы, % |
10,29% |
9,07% |
8,15% |
8,13% |
Тара ,% |
1,67% |
1,51% |
1,38% |
1,19% |
Топливо, электроэнергия, % |
2,00% |
2,47% |
1,76% |
2,47% |
Зарплата основных сотрудников с отчислениями, % |
7,80% |
7,98% |
7,18% |
6,66% |
Административно-управленческие расходы, % |
12,28% |
15,32% |
16,83% |
19,94% |
Общехозяйственные расходы, % |
11,33% |
12,03% |
11,08% |
11,43% |
Коммерческие расходы, % |
7,26% |
8,34% |
6,47% |
5,80% |
Полная себестоимость ,% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
Справочно: Выручка от реализации, % |
151,99% |
135,04% |
132,97% |
124,76% |
Финансовые характеристики компании (ликвидность) представлены в табл. 2.4. Уставный капитал компании составляет 1 692 132 руб., что соответствует учредительным документам; размер резервного капитала компании, формируемого за счет отчислений из прибыли, - 51 240 тыс. руб.; размер добавочного капитала, отражающий прирост стоимости активов, выявляемый по результатам переоценки – 98 068 543 руб.; общая сумма капитала - 312 123 079 руб.
Таблица 2.4
Показатели ликвидности компании «Первая Помощь»
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Индекс постоянного актива |
0,75 |
1,86 |
2,2 |
2,1 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,37 |
1,3 |
0,7 |
0,8 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
1,77 |
0,78 |
0,3 |
0,3 |
Коэффициент автономии собственных средств |
0,62 |
0,39 |
0,3 |
0,4 |
Рассчитанные показатели ликвидности за анализируемый период отражают следующие тенденции в развитии компании «Первая Помощь»:
1. Уменьшение коэффициента абсолютной ликвидности характеризует снижение величины денежных средств у компании.
2. Снижение коэффициента промежуточной ликвидности свидетельствует о снижении компанией привлекательности и надежности для кредиторов.
3. Отрицательно характеризует компанию снижение коэффициента текущей ликвидности.
Таким образом, учитывая полученные выводы по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности (уменьшение собственных оборотных средств, ухудшение значений коэффициентов ликвидности и др.), при реализации стратегического плана компания ориентируется на внешние источники финансирования и при этом соблюдает пропорции, которые не усиливают зависимость компании внешних источников финансирования. В то же время наблюдается рост выручки компании за счет роста продаж продукции.
Краткая характеристика персонала компании представлена в табл. 2.5. Служба персонала компании «Первая Помощь» провела опрос своих работников в декабре 2016 г. Всех респондентов попросили ответить на вопрос: «Нравится ли Вам работать в Компании?», предложив им выбрать один из представленных ответов. Полученные результаты распределены по таблицам по следующим признакам: возраст сотрудников, их образование и стаж работы в данной организации (табл. 2.6-2.8).
Таблица 2.5
Трудовые ресурсы компании «Первая Помощь»
Наименование показателя |
2015 г |
2016 г |
Среднесписочная численность работников, чел. |
1314 |
1299 |
Объем денежных средств, направленных на оплату труда, руб. |
90 774 696 |
86 029 473 |
Объем денежных средств, направленных на социальное обеспечение, руб. |
26 0 6 988 |
5 484 795 |
Таблица 2.6
Отношение к выполняемой работе в зависимости от возраста сотрудников
Нравится ли Вам работать в Компании |
Распределение работников по возрасту |
|||
до 30 лет |
до 40 лет |
до 50 лет |
свыше 50 лет |
|
% |
% |
% |
% |
|
Нравится, работой доволен |
26,9 |
29,8 |
44,4 |
44,4 |
В целом нравится, но хотелось бы изменений |
40,4 |
46,5 |
38,8 |
33,3 |
Мне все равно, где работать |
14 |
5,2 |
9,3 |
22,2 |
Совсем не нравится, но пока работаю |
11,7 |
11,6 |
5,6 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
6,9 |
1,9 |
0 |
Проанализировав эти данные, можно сформулировать следующие основные выводы. Во-первых, с увеличением возраста увеличивается процент довольных работой сотрудников. Это может означать, что с возрастом человек лучше осознает, чем он хотел бы заниматься в жизни. В то же время процент желающих что-нибудь изменить в работе, достаточно большой. Данный факт может свидетельствовать о том, что сотрудники ощущают усталость от монотонной работы. Ответ «Совсем не нравится, но пока работаю» встречается реже с увеличением возраста трудящихся. В основном - это персонал, который трудится в рамках испытательного срока, точнее, сотрудники, работающие меньше трех месяцев. Также стоит отметить, что с увеличением возраста процент людей, затруднившихся ответить на данный вопрос, уменьшается, а работники старше 50 лет, вообще не обратились к этому варианту.
Таблица 2.7
Отношение к выполняемой работе в зависимости от образования сотрудников
Нравится ли Вам работать в Компании |
Распределение работников по образованию |
||
высшее |
средне-техн. |
Среднее |
|
% |
% |
% |
|
Нравится, работой доволен |
73,5 |
34,9 |
30,8 |
В целом нравится, но хотелось бы изменений |
23,4 |
29,9 |
30,9 |
Мне все равно, где работать |
1,02 |
22,1 |
21,1 |
Совсем не нравится, но пока работаю |
1,02 |
10,4 |
13,4 |
Затрудняюсь ответить |
1,02 |
2,7 |
3,8 |
Таблица 2.8
Отношение к выполняемой работе в зависимости от стажа работы сотрудников в Компании
Нравится ли Вам работать в Компании |
Распределение работников по стажу работы |
||||
До 0,5 года |
До 1 года |
До 2 лет |
До 3 лет |
Более 3 лет |
|
% |
% |
% |
% |
% |
|
Нравится, работой доволен |
50,3 |
49,3 |
45,9 |
39,1 |
100 |
В целом нравится, но хотелось бы изменений |
26,1 |
25,3 |
22 |
30,4 |
0 |
Мне все равно, где работать |
9,1 |
8,9 |
18,3 |
17,4 |
0 |
Совсем не нравится, но пока работаю |
8,5 |
11 |
8,3 |
8,7 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
5,48 |
5,5 |
4,35 |
0 |
Во-вторых, сотрудники с высшим образованием удовлетворены работой в компании, их процент очень высокий - 73,5%; со средним образованием - 30,8% . Количество служащих, желающих изменений, увеличивается по мере снижения уровня образования. Также наблюдаются отличия по ответу у сотрудников с различным уровнем образования, которым совсем не нравится, но пока работают. У сотрудников с высшим образованием этот процент составил всего 1,02; со средне - техническим – 10,4%; а со средним образованием 13,4. Соответственно, каждый седьмой сотрудник недоволен работой в организации. Это в основном младший обслуживающий персонал, который, как правило, всегда характеризуется большой «текучестью кадров».