Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Анализ и оценка проблем финансов предприятия ПАО «НК «РОСНЕФТЬ»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, функции и принципы финансов предприятия
1.2 Структура источников финансирования предприятия
1.3 Управление финансами предприятия
1.4 Современные проблемы предприятий в области управления финансами
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПАО «НК «РОСНЕФТЬ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «НК «Роснефть»
2.2 Расчёт основных финансовых показателей ПАО «НК «Роснефть»
2.3 Совершенствование финансовой стратегии ПАО «НК «Роснефть»
Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.
Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств — премии на акции. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.[9]
Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как «прибыль отчетного года» и «неиспользованная прибыль прошлых лет», а также в завуалированном виде — как созданные за счет прибыли фонды и резервы. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов.[10] Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. К числу таких регулирующих процедур относятся:
- варьирование границей отнесения активов к основным средствам;
- ускоренная амортизация основных средств;
- применяемая методика амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
- порядок оценки и амортизации нематериальных активов;
- порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;
- выбор метода оценки производственных запасов;
- порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;
- порядок создания резерва по сомнительным долгам;
- порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;
- состав накладных расходов и способ их распределения.
Прибыль — основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.[11]
Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.
Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.
1.3 Управление финансами предприятия
Управление финансами предприятия, обеспечивает оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Система управления состоит из двух подсистем:[12]
- управляемая подсистема (объект управления);
- управляющая подсистема (субъект управления).
Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:
-
- денежный оборот;
- финансовые ресурсы;
- кругооборот капитала;
- финансовые отношения.
Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:[13]
- кадры (подготовленный персонал);
- финансовые инструменты и методы;
- технические средства управления;
- информационное обеспечение.
Целью при формировании стратегии является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.
Грамотное управление финансовыми ресурсами предприятия обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.
Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели, для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами:
-
- выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;
- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
- лидерство в борьбе с конкурентами;
- максимизация рыночной стоимости фирмы;
- приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;
- рост объемов производства и реализации;
- максимизация прибыли;
- минимизация расходов;
- обеспечение рентабельной деятельности и т.д.
Приоритетность той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия.
Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения компьютерных сетей, прикладных программ.
Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.
1.4 Современные проблемы предприятий в области управления финансами
Все рассмотренные положения сводятся к группе ключевых проблем в области управления финансами. В первую очередь к этим проблемам относятся:[14]
- дефицит денежных средств, планирование и управление финансовыми потоками;
- разработка финансово-экономической стратегии предприятия;
- отсутствие системы антикризисного управления
- составление комплексного финансового плана, контроль его выполнения;
- управление затратами
- решение задач управления финансами в комплексе, т.е. формирование системы управления финансами, в рамках которой решаются задачи анализа и управления ассортиментом, разработки ценовой политики, анализа и планирования эффективных бартерных цепочек и т.д.
Сравнивая задачи управления финансами решаемые на предприятиях и возникающие при этом проблемы можно сделать вывод, что на современном этапе развития управленческой культуры в нашей стране происходит переход от решения простых задач (планирование и анализ движения денежных средств) к более сложным комплексным (бюджетирование, планирование и управление капиталом, разработка и реализация финансово-экономической стратегии, внедрение управленческого учета, разработка бизнес-планов).[15]
Особенно актуальным решение этих задач становится в условиях требующих проведение реорганизации (реформирования) предприятия, когда за короткое время (2-3 месяца) необходимо добиться выхода на безубыточный уровень функционирования и обеспечить дальнейшее устойчивое развитие предприятия. Не теряют актуальности эти проблемы и для устойчиво работающих предприятий.[16]
Экспертные оценки показывают, что наиболее крупные потери в долгосрочной перспективе предприятия несут из-за отсутствия четкой финансово-экономической стратегии (целей, критериев и путей достижения поставленных целей) и механизма ее реализации, осуществляемую с участием систем бизнес-планирования, финансового планирования и контроля, управленческого учета. Реализация выбранной финансово-экономической стратегии предприятия требует эффективного решения основных задач управления финансами. Рассмотрим типичные проблемы, возникающие на этом пути.[17]
Основные проблемы предприятий в области управления финансами представлены на рисунке 3:
Рисунок 3 - Ключевые современные проблемы предприятий в области управления финансами
На первом месте стоит проблема дефицита денежных средств на расчетном и валютном счетах, в кассе. До недавнего времени, средняя доля живых денег в составе валовой выручки предприятий составляла менее 20 %, остальное приходилось на оплату по бартеру и зачеты. Дефицит ликвидных средств платежа возмещался за счет использования расчетов по бартеру, т.е. менее ликвидных средств, при этом сроки расчетов постоянно росли. Увеличивались долги контрагентам, основным и вспомогательным производственным рабочим, в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней (включая пени и штрафы).
Однако, помимо непосредственного дефицита денежных средств, на предприятиях стоит проблема эффективного управления существующими финансовыми потоками. Потери от неэффективного управления в данном случае могут составлять 5 - 20 % и более от оборота предприятий.[18] Отсутствие элементарного планирования и контроля поступлений денежных средств от контрагентов приводит, например, к увеличению среднего периода возврата дебиторской задолженности, незапланированной оплате бартером, навязываемой предприятию его партнерами.
Причины возникновения проблем в области управления финансовыми потоками предприятий целесообразно разделить на внешние и внутренние, что представлено в таблице 1:
Таблица 1 - Причины возникновения проблем в области управления финансовыми потоками предприятий
Проблема |
Причины возникновения проблем |
|
Низкая доля денежных средств в выручке |
Внешняя |
Внутренняя |
Неплатежеспособность предприятий-контрагентов |
Отсутствие финансовой экономической стратегии предприятия – не производится выбор стратегических альтернатив, не определены пути выхода из создавшегося положения |
|
Фискальная система (например, безакцентное списание в счет задолженности по налогам) |
||
Просчеты в маркетинговой и сбытовой политике, ассортиментной политике и ценообразовании |
||
Конкуренция со стороны владельцев |
||
Неэффективное управление финансовыми потоками |
Нестабильная ситуация на рынке, трудность прогнозирования спроса и поступлений денежных средств |
Неэффективная работа служб маркетинга и сбыта, проблемы на стыках «маркетинг – финансы» |
Отсутствие четких процедур планирования, анализа и контроля движения денежных средств, отсутствие или недоработки в финансовом плане предприятия[19] |
||
Использование сложных схем и расчетов через дочерние и прочие фирмы |
||
Нет инструмента автоматизации планирования и управления финансовыми потоками, обеспечивающего оперативные вариантные расчеты финансовых планов |
Для выявления частных проблем и их причин, связанных с управлением финансовыми потоками, на предприятии необходимо проводить специальное диагностическое исследование. Приведем несколько типичных ситуаций, которые отражают степень эффективности решения задачи управления финансовыми потоками предприятия:
-
-
- На предприятии отсутствует планирование, как поступлений, так и платежей. Работа ведется по методу «затыкания дыр», руководство принимает решение о распределении имеющихся денежных ресурсов на основе субъективного взгляда на приоритетность платежей. Это часто приводит к неэффективному распределению средств.
- На предприятии осуществляются ведение платежных календарей, планов по платежам, ежедневное распределение поступающих финансовых ресурсов в соответствии с заранее определенными приоритетами. Планирование поступлений возможно лишь частично в связи с неэффективной работой служб маркетинга и сбыта, дефицитом информации, отсутствием четких регламентов планирования. Предприятие постоянно испытывает дефицит денежных средств.
- Проводится планирование поступлений денежных средств и первоочередных платежей, а также бюджетов подразделений. Это позволяет более обоснованно распределять средства, проводить анализ выполнения бюджетов подразделений.
- На предприятии освоено комплексное финансовое планирование: рассчитываются планы движения денежных средств по подразделениям, проектам, консолидированные планы по предприятию в целом, планы по прибылям и убыткам, плановый баланс. Проводится анализ «план/факт», принимаются корректирующие решения. Это наиболее эффективный способ управления финансовыми ресурсами, обеспечивающий финансирование наиболее эффективных, жизненно важных направлений деятельности предприятия.
-