Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретические положения об эмоциях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современный человек, в процессе своей активной жизни постоянно вынужден быть в контакте с другими субъектами во внешней, окружающей его, среде. Уже с самого рождения он получает способности получать информацию извне благодаря имеющимся у него органом чувств.

Образы, которые образуются у человека уже в итоге, возникают благодаря восприятию. В процессах постижения окружающего мира оомогает целая группа органов чувств, которая отрабатывается мышлением. Именно оно позволяет установить причинно-следственную связь между различными событиями и явлениями. Затем уже готовые образы фиксируются в нашей памяти, за счет которой запоминаются надолго.

Подобные процессы дают возможность человеку выживать в окружающей его среде и просто жить в обществе.

Рождаясь, человек попадает также и в мир людей. С первых дней жизни он взаимодействует с ними. Сначала круг этого взаимодействия мал и включает в себя небольшое количество людей, но постепенно с развитием ребенка он увеличивается и усложняется.

До тех пор, пока у человека нет развитой речи, общение происходит с окружающими происходит посредством простых жестов, мимики и звуковых сигналов, таких как смех и плач.

С годами у детей развивается речь Развиваясь, ребенок постепенно учится понимать. речь, но предыдущий способ общения не исчезает, а становится более сложным, тем самым приобретая более важное значение .

Понимание речи других людей дает возможность человеку более успешно с ними взаимодействовать. Но чтобы понять других людей недостаточно лишь понять их речь. Имеет не малую важность и интонация сказанного, в также скорость произношения, выражение лица собеседника, положение его тела, жестикуляция, которую тот применял и многое другое. Единство восприятия другим лицом ситуации соответственно ползволяет осознать смысл того, что конкретно хотел нам сообщить другой человек.

Целью настоящего исследования является выявление способов невербального общения, благодаря которым человек может демонстрировать своё эмоциональное состояние, как физиологически, так и эмоционально.

Объектом исследования является область психологического общения людей между собой в обществе.

Предметом исследования являются эмоциональные невербальные проявления человеческого общения.

Для достижения цели автором поставлен ряд задач, которые необходимо решить:


1) Рассмотреть понятие эмоций и выявить их роль в жизни человека;

2) Рассмотреть формы и компоненты эмоционального реагирования;

3) Определить, в чем состоит связь эмоций и деятельности человека;

4) Выявить формы невербального общения людей.

В качестве методологической базы для исследования взяты как общенаучные, так и частные методы, среди них - сравнение, теоретический анализ, синтез информации, изучение и обобщение научных трудов отечественных и зарубежных авторов, учебной литературы, для поиска необходимого фактического материала будут также использована информация из различных научных публикаций и статей, материалов интернет-сайтов посвященных данной проблеме.

В качестве теоретического материала для написания данной курсовой работы были выбраны разнообразные научные материалы, учебные пособие, научные статьи и монографии известных авторов, в частности: П.С. Гуревич, .В. Ванюхина, Р.Ф. Сулейманов, Хасанова, Г.Б.и другие.

В качестве гипотезы исследования выносится предположение о том, что невербальное общение является, несмотря на свою по примитивность, одной из наиболее важных важных форм, так как позволяет путем определенной психологическо-символьной кодировки донести до собеседника важную информацию; невербальное общение более распространено, чем вербальное, но признать данный факт сложно, так как люди, порой, не замечают идентифицируют подобные факты.

В качестве информационной базы для разработки настоящего исследования автором выбраны учебные пособия, как наилучшим образом отражающие теоретический материал; а также материалы практики, теоретическая юридическая литература.

Настоящая курсовая работа является важным систематизированным материалом, который может быть исследован более подробно. Структура работы максимально проста: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭМОЦИЯХ

1.1 Понятия эмоции человека и их роль в жизни

Основная группа психических состояний человека может просто описана следующими понятиями: "аффект", "чувство" и "переживание". Данные понятия обладают определёнными общими свойствами, что позволяет определить таким термином как "эмоции" или " эмоциональные явления".


Самым первым определением к понятию эмоциональных проявлений состояний человека и особенности механизмов их появления и развития послужило определение, представленное Чарльзом Дарвином.

В своей работе "Выражение эмоций у человека и животных" автор показал эволюционный путь развития и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Эмоции в его понимании представляют собой лишь различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции.

В интроспективной психологии эмоции- это явления сознания располагающие двумя основными проявлениями: удовольствие и неудовольствие. Также интроспекционисты указывали на взаимосвязь эмоций с внутреорганизменными изменениями, что в последствие привело к изменению взглядов на природу эмоциональных явлений.[1]

Эмоции – это неоднозначное понятие, которое рассматривается у разных исследователей в разных трактовках. Например, по теории эмоций Джеймса-Ланге, они зависят от теологии человека и от соответствующих процессов.

Американский психолог Уильям Джеймс выдвинул "периферическую" теорию эмоций, в которой он связывал их с определёнными физиологическими реакциями. Независимо от него Карл Георг Ланге опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли, однако в отличие от Уильяма Джеймса под органическими изменениями он описывал преимущественно вазомоторные, а не висцеральные изменения. С позиции теории Джеймса-Ланге возникновение самой эмоции происходит после появления физиологического изменения в ответ на раздражитель. То есть изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции.

Гюго Мюнстерберг, например, считал, что эмоциональный тон, представляется реакцией личности на получаемое впечатление от событий, которая продлевается или прерывается посредством движений. Однако взгляд Гюго Мюнтерсберга не были радикальными, он писал : " Мы можем испытывать эмоцию печали даже если улыбаемся, чтобы скрыть её…" или " Еще меньше мы должны рисовать себе карикатуру на изложений взгляд, воображая, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствование".[2]

Эдуард Клапаред в своей работе предпринял попытку примирить "классическую" теорию, в которой органическая реакция является следствием переживания эмоции, с " переферической", где наоборот переживание эмоции является следствием органической реакции. Для данного примирения он считал достаточным отказаться от отношения к эмоциям как к процессам, протекающим по некоторому единому образцу. Сделав это, один класс эмоций можно будет объяснить с позиции "классической" теории, а другой класс- с позиции " периферической" теории.


П . Бард в своих поздних исследованиях показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги возникают почти одновременно( последние возникают несколько позже).

Резко критиковал теорию Джеймса- Ланге Уолтер Бредфорд Кенон. Проведя рассечение нервных путей от внутренних органов до головного мозга, он исключил в своем эксперименте все физиологические проявления, однако у испытуемого сохранялось субъективное переживание. Также он отмечал, что физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, схожи и не отражают их своеобразие, и эти изменения развертываются медленно в отличие от самих эмоциональных переживаний. Таким образом он утверждал, что эмоциональное переживание предшествует физиологической реакции.

В представлении психоаналитиков "эмоциональная экспрессия" и "эмоциональное переживание" являются разновидностями непроизвольной активности, направленной на разрядку напряжения, вызванного невозможностью применения инстинктивной энергии во внешней активности человека. эмоциональный физиологический реагирование экспрессивный

В концепции эмоций отечественной( рефлексивной) психологии эмоции- это один из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга.[3]

Сергей Леонидович Рубинштейн понимал под эмоциями отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Таким образом отечественная психология подчеркивала два аспекта основных аспекта эмоций: аспект отражения и аспект отношения.

В биологической теории Анохина Петра Кузьмича эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животных. Возникновение же эмоции связано с возникновением потребности. Здесь отрицательная эмоция играет мобилизующую роль, способствующую наиболее быстрому удовлетворению потребности, а положительная подтверждает, о том, что потребность была удовлетворена. Таким образом, закрепившись в памяти, она в будущем будет учувствовать в мотивационных процессах.

Когнитивные теории развития отражают точку зрения, согласно которой основным механизмом появления эмоций являются когнитивные процессы. Так в когнитивно- физиологической теории Стенли Шехтера на возникновение эмоции, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.[4]


М. Арнольд в качестве постоянной детерминанты эмоций взял интуитивную оценку объекта. То есть, как только человек непосредственным или интуитивным способом придет к выводу о том, что представляет собой объект и как он может подействовать на него, он сразу ощущает привлекающий или отталкивающий характер этого предмета.

Проанализировав вышеописанные теории можно сделать вывод, что эмоции - это особый класс психических явлений, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий его жизни и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение. Эмоции связаны с физиологическими изменениями. Они подобно познавательным процессам несут информацию об окружающем мире, но в отличие от них относятся к одному субъекту, в связи с чем носят субъективный характер. Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они меньше опосредованы речью, хуже управляемы и менее произвольно контролируемы, чем познавательные процессы.[5]

1.2 Формы и компоненты эмоционального реагирования

Под эмоциональным реагированием понимаются реакции, направленные на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. К эго основным характеристикам относятся:[6]

Знак, который определяется положительным или отрицательным переживанием;

Влияние на поведение и деятельность;

Интенсивность, то есть глубина переживания;

И величина физиологических сдвигов, длительность протекания и предметностью , под которой понимается степень осознанности и связи с конкретным объектом.

Е. Д. Хомская выделяла также их реактивность, степень контроля и качество, то есть связь с потребностью.

Учитывая эти характеристики в отечественной психологии выделяют следующие их классы:[7]

Эмоциональный тон ощущений;

Эмоции (включая аффекты);

И настроения.

Эмоциональные реакции, такие как гнев, радость, тоска, страх подразделяются на:[8]

Эмоциональный отклик,

Эмоциональную вспышку

И эмоциональный взрыв (аффект).

Эмоциональный отклик является самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека. Его интенсивность и продолжительность невелики, поэтому он мало влияет на существенное изменение эмоционального состояния. В связи с этим тяжело выявить его внешние проявления, однако наличие таких реакций было зафиксировано Е. Хаггардом и К. Айзексом. Они открыли существование «кратковременных выражений» лица, заключающихся в сильном изменении выражения лица при предъявлении в разговоре затруднительных для испытуемого вопросов.