Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретические положения об эмоциях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На вопрос «Можно ли обойтись без жестов»? отрицательно ответили 8 человек, положительно – 2. Это говорит о том, что жестикуляция при общении очень важна и помогает как передавать информацию, так и воспринимать её.

7 респонденты сообщили, что мимика играет для них важную роль в процессе коммуникации, 3 – не обращали на это внимания. Напрашивается вывод, что мимика так же важна, как и жесты, ей отводится большое значение в процессе общения.

При этом 8 человек считают, что бывают обидные жесты и мимика, пятеро уверены, что таковых нет, двое – не задумывались над этим.

На вопрос «Всегда ли вы знаете значение жеста»? положительно ответили 2 человека, «не всегда» -8 человек. Значит, жестов при невербальном общении достаточно много, значение некоторых может быть незнакомо кому-то из собеседников.

Актуальным оказался вопрос «Раздражает ли вас чрезмерное употребление жестов другими людьми»? на него были получены следующие ответы: «очень» - 2 человека, «не сильно» - 6, «нейтрально» - 1, «нет» - 1. Это говорит о том, что опрашиваемые обращают внимание на то, какая жестикуляция присутствует при их общении с другими людьми.

На вопрос «Задумывались ли вы о происхождении невербальных средств общения»? «да» ответил 1 человек, «Я знаю, откуда они произошли» - ответили 2 человека, «нет» - остальные 7 человек.

Мы провели такой эксперимент: в работе участвовали три человека. Двое пытались передать третьему по очереди определённую информацию (пересказать отрывок из художественного произведения). Один говорил эмоционально: жестикулировал, улыбался, делал удивленное лицо, показывал мимикой радость и восхищение. Другой пересказал текст сухо и неэмоционально. Мы попросили третьего участника эксперимента рассказать, что он запомнил из двух отрывков. Он практически точно воспроизвёл первый отрывок, что касается второго текста – наш испытуемый пропустил многие факты, воспроизвёл исходный текст коротко и неточно.

Кроме того, мы проанализировали рабочие успехи коллег на протяжении нескольких рабочих дней литературы. Рабочие процессы в тех ситуациях, когда сотрудники использовали улыбкуюи, мимику, демонстрирующую удивление и заинтересованность, запоминались лучше. Таким образом, мы пришли к выводу, что жесты и мимика помогают не только предать информацию наиболее точно и эмоционально, но и воспринять её так же.

Существует много несколько форм невербального общения, соседи которых мимика, жесты зрительные переклики, голосовые сигналы, не имеющие своей целью ясное и точное общение по общей теме.


В рамках исследования был поставен эксперимент по оценке уровня использования группой респондентов вариантов невербального общения, оценивалась частота использования подобной формы общения между людьми.

В итоге, гипотеза, представленная вначале исследования о том, что невербальное общение является, несмотря на свою по примитивность, одной из наиболее важных важных форм, так как позволяет путем определенной психологическо-символьной кодировки донести до собеседника важную информацию; невербальное общение более распространено, чем вербальное, но признать данный факт сложно, так как люди, порой, не замечают идентифицируют подобные факты, была доказана экспериментальным путем.

Заключение

Выбранная автором тема послужила отправкой точкой для разработки теоретических и практических аспектов, что поставило перед ним основную цель – провести исследование форм и проявлений невербального общения между людьми в процессе их взаимодействия.

В ходе исследования был накоплен немалый объём материала, что позволило решить поставленные задачи, что способствовало достижению основной цели исследования.

В частности, было представлено понятие эмоций человека и рассмотрено его определение: эмоции – это психологические признаки, проявляющиеся в реакции человека на явления со стороны окружающей среды.

Эмоции проявляются у человека практически на протяжении всей жизни. Эмоции зависят от ощущений человека и желательно зависят от потребностей.

Роль эмоций неоценима, поскольку они позволяют проявлять реакцию на внешние явления.

Эмоции зависят не только от потребностей, но и от действий человека. Контролировать эмоции не всегда представляется возможным. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Эмоции проявляются также в экспрессии, которые включает: мимические, речевые, пантомимические и жестикуляционные средства. Экспрессия, в отличие от физиологического компонента, более контролируема сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национального.

Она является одним из важнейших компонентов в коммуникации людей. Мимические средства наиболее выражают эмоциональное состояние человека. Некоторая часть эмоциональной экспрессии, является врожденной, другая часть приобретается при воспитании и общении и окрашивается индивидуальными особенностями. Судить об эмоциональном состоянии можно лишь учитывая все факторы его проявления, воспринимающей личности и самого наблюдаемого.


В рамках исследования был рассмотрен эксперимент, в результате которого был исследовано невербальное общение сотрудников офиса ITкомпании. Результаты теста показали, что жесты и мимика помогают не только предать информацию наиболее точно и эмоционально, но и воспринять её так же.

Гипотеза, приведенная во введении, таким образом, подтверждена экспериментальным путем.

Список использованных источников.

  1. Ванюхина, Н.В. Общая психология / Н.В. Ванюхина, Р.Ф. Сулейманов ; Институт экономики, управления и права (г. Казань), ф. Психологический. – Казань : Познание, 2014. – 132 с.
  2. Багадирова, С.К. История психологии / С.К. Багадирова, А.В. Леонтьева. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 216 с. 
  3. Гуревич, П.С. Психология / П.С. Гуревич. – Москва : Юнити-Дана, 2015. – 319 с.
  4. Гуревич, П.С. Психология личности / П.С. Гуревич. – Москва : Юнити-Дана, 2015. – 559 с.
  5. Касимова, Э.Г. Психодиагностика / авт.-сост. Э.Г. Касимова ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса». – Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2014. – 155 с.
  6. Канина, Н.А. Психология управления / сост. Н.А. Канина, С.С. Смагина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» и др. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2015. – 74 с.
  7. Караванова, Л.Ж. Психология / Л.Ж. Караванова. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 264 с.
  8. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях : учебное пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. – Москва : Юнити, 2015. – 247 с.
  9. Липский, И. А. Социальная педагогика / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская, О.Г. Прохорова и др. ; под ред. И.А. Липского, Д.Е. Сикорской. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 279 с.
  10. Логунова, Л.Ю. Социология личности: теоретические основания / Л.Ю. Логунова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет». – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2017. – 176 с.
  11. Ломова, О.С. Деловое общение специалиста по рекламе : учебное пособие / О.С. Ломова ; ред. Л.М. Дмитриева. – Москва : Юнити, 2015. – 237 с.
  12. Лукьянова, М.В.. Методологические основы психологии / авт.-сост. М.В. Лукьянова, Т.А. Майборода, Г.В. Строй ; Министерство образования и науки РФ и др. – Ставрополь : СКФУ, 2016. – 97 с.
  13. Мандель, Б.Р. Современная социальная психология: учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования : [16+] / Б.Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 430 с.
  14. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: педагогика среды: учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Л.В. Мардахаев ; Российский государственный социальный университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 300 с.
  15. Мозговая, А.В., Яишников А.Ю. Институциональные и личностные факторы и риски вузовской социализации (по материалам социологического исследования)/ Общество: социология, психология, педагогика : журнал / гл. ред. В.А. Петьков. – Краснодар : Издательский дом «ХОРС», 2016. – № 1. – 128 с. (с. 15-20)
  16. Рассохина, И.Ю. Политическая социализация молодежи / И.Ю. Рассохина, О.А. Браун, С.А. Пфетцер ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет». – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2015. – 249 с.
  17. Смольникова, Л.В. Психология / Л.В. Смольникова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР). – Томск : ТУСУР, 2016. – 337 с. 
  18. Столяренко А. М. Социальная психология / под ред. А.М. Столяренко. – 3-е изд., доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 431 с.
  19. Ступницкий, В.П. Психология / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 519 с. :
  20. Тарасова, С.И. Психодиагностические методики / С.И. Тарасова, Е.В. Таранова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра педагогики, психологии и социологии. – Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. – 68 с.
  21. Фомина, Е.В. Спортивная психофизиология / Е.В. Фомина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет. – Москва : МПГУ, 2016. – 172 с.
  22. Хасанова, Г.Б. Психофизиология профессиональной деятельности : [16+] / Г.Б. Хасанова ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». – Казань : Издательство КНИТУ, 2017. – 168 с.  
  23. Шутая, Н.К. Теория и практика делового общения : учебное пособие / Н.К. Шутая, О.О. Румянцева ; Российский государственный университет правосудия. – Москва : РГУП, 2018. – 120 с.
  24. Эксакусто, Т.В. Основы психологии делового общения : учебное пособие / Т.В. Эксакусто ; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет, Инженерно-технологическая академия. – Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2015. – 161 с.

  1. ? Хасанова, Г.Б. Психофизиология профессиональной деятельности : [16+] / Г.Б. Хасанова ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». – Казань : Издательство КНИТУ, 2017. – 168 с. (с. 53)

  2. ? Ванюхина, Н.В. Общая психология / Н.В. Ванюхина, Р.Ф. Сулейманов ; Институт экономики, управления и права (г. Казань), ф. Психологический. – Казань : Познание, 2014. – 132 с.(с. 21)

  3. ? Ванюхина, Н.В. Общая психология / Н.В. Ванюхина, Р.Ф. Сулейманов ; Институт экономики, управления и права (г. Казань), ф. Психологический. – Казань : Познание, 2014. – 132 с.(с. 23)

  4. ? 13. Мозговая, А.В., Яишников А.Ю. Институциональные и личностные факторы и риски вузовской социализации (по материалам социологического исследования)/ Общество: социология, психология, педагогика : журнал / гл. ред. В.А. Петьков. – Краснодар : Издательский дом «ХОРС», 2016. – № 1. – 128 с. (с. 16)

  5. ? Караванова, Л.Ж. Психология / Л.Ж. Караванова. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 264 с. (с. 134)

  6. ? Караванова, Л.Ж. Психология / Л.Ж. Караванова. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 264 с. (с135)

  7. ? Смольникова, Л.В. Психология / Л.В. Смольникова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР). – Томск : ТУСУР, 2016. – 337 с.

  8. ? Мозговая, А.В., Яишников А.Ю. Институциональные и личностные факторы и риски вузовской социализации (по материалам социологического исследования)/ Общество: социология, психология, педагогика : журнал / гл. ред. В.А. Петьков. – Краснодар : Издательский дом «ХОРС», 2016. – № 1. – 128 с. (с. 17)

  9. ? Мозговая, А.В., Яишников А.Ю. Институциональные и личностные факторы и риски вузовской социализации (по материалам социологического исследования)/ Общество: социология, психология, педагогика : журнал / гл. ред. В.А. Петьков. – Краснодар : Издательский дом «ХОРС», 2016. – № 1. – 128 с. (с. 17)

  10. ? Логунова, Л.Ю. Социология личности: теоретические основания / Л.Ю. Логунова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет». – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2017. – 176 с.

  11. ? Канина, Н.А. Психология управления / сост. Н.А. Канина, С.С. Смагина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» и др. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2015. – 74 с.(с. 23)

  12. ? Касимова, Э.Г. Психодиагностика / авт.-сост. Э.Г. Касимова ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса». – Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2014. – 155 с. (с. 21)

  13. ? Караванова, Л.Ж. Психология / Л.Ж. Караванова. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 264 с. (с. 43)

  14. ? Касимова, Э.Г. Психодиагностика / авт.-сост. Э.Г. Касимова ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса». – Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2014. – 155 с.(с. 24)

  15. ? Касимова, Э.Г. Психодиагностика / авт.-сост. Э.Г. Касимова ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса». – Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2014. – 155 с.(с. 25)

  16. ?

  17. ? Караванова, Л.Ж. Психология / Л.Ж. Караванова. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 264 с.

  18. ? Ступницкий, В.П. Психология / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 519 с. (с. 432).

  19. ? Караванова, Л.Ж. Психология / Л.Ж. Караванова. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 264 с.

  20. ? Ступницкий, В.П. Психология / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 519 с. (с. 344)

  21. ? Тарасова, С.И. Психодиагностические методики / С.И. Тарасова, Е.В. Таранова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра педагогики, психологии и социологии. – Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. – 68 с. (с. 15)

  22. ? Караванова, Л.Ж. Психология / Л.Ж. Караванова. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 264 с. (с. 75)

  23. ? Караванова, Л.Ж. Психология / Л.Ж. Караванова. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 264 с. (с. 76)