Файл: Роль международного валютного фонда в регулировании международного финансового рынка (Проблемы деятельности МВФ в сфере регулирования мирового финансового рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того чтобы стать членом Совета Европы в новую Конституцию РФ включили положение (п. 4 ст. 15 Конституции): «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Для сравнения: в Конституции Франции записано о приоритете норм национального законодательства над международными нормативными актами и договорами. [10,c.48]

Специальные права заимствования (СПЗ) или СДР (англ. SpecialDrawingRights, SDR)- искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое МВФ в виде записей на банковских счетах, в безналичной форме. Новые соглашения о займах предусматривают возможность присоединения и других стран к данному механизму, но только с согласия МВФ и его участников.

МВФ принимает на себя ответственность наблюдателя за международной валютной системой, а также за экономической и финансовой политикой его государств - членов, которую можно охарактеризовать как надзорную функцию. Поскольку наша валюта - рубль не имеет функции мировой валюты или валюты свободного мирового обращения, то МВФ не придаёт значения изменениям в валютной системе Российской Федерации. [10,c.47]

В 1946 г. США пожертвовали треть бюджета и получили 33% на право голоса. Следует отметить, что после Второй мировой войны тенденция изоляционизма 1920-х-30-х гг. по обе стороны Атлантики была обращена вспять в ходе послевоенной политики реконструкции, когда большинство расходов несли США. Политика, направленная на восстановление экономики, позволила развитым нациям отменить довоенные препятствия на торговлю и инвестиции. Институты Бреттон-Вудс (Мировой Банк, Международный валютный фонд) и Общее Соглашение о тарифах и торговле после ряда мультисторонних переговоров о снижении тарифных ограничений. Система Бреттон-Вудса означала становление либерального международного экономического порядка для развитых, некоммунистических стран и становление международного монетарного режима для достижения экономической и политической стабильности. [10,c.50]

Данная система была положена в основу руководства МВФ.

Таким образом, исходя из сказанного, можно выделить следующие ключевые моменты в регулировании МВФ:

Валютные операции Международный валютный фонд стал осуществлять с 1 марта 1947 года. В настоящее время число членов Фонда составляет около 200 стран. Капитал МВФ формируется по образцу акционерного общества: он складывается из взносов государств - членов этого фонда. [12,c.24]

Правительства европейских стран использовали многие функции МВФ для достижения экономического роста. В 1947 году, когда началась деятельность МВФ, Франция становится первым его заемщиком и получает ссуду в 25 млн. долл. В 1952 году в МВФ была принята Федеративная Республика Германия, экономика которой быстро стала одной из ведущих в мире.


В результате процессов интеграции и отчасти при помощи кредитов и других аспектов макроэкономической политики МВФ Европейское сообщество стало одним из самых больших мировых совместных рынков. Результатом этого стал период усиленного экономического роста в развитых странах Европы с конца 40-х до начала 70-х. С 1950-х ВНП среди развитых стран Европы увеличивался в объеме около 5% в год. Этот рост был в 2,5 раза быстрее, чем в четыре предыдущих десятилетия и дважды быстрее, чем в 1970-х. Однако несколько факторов положили конец «золотому веку» послевоенного роста. Заработные платы стали увеличиваться в Европе, особенно после политически нестабильного 1968 года. Продуктивность труда стала падать, а инфляция росла. Система Брет- тон Вудс установленного международного обменного курса (systemoffixedinternationalexchangerates) завершила своё существование ещё в начале 70-х, когда США покинули золотой стандарт. [12,c.25]

Если в 1947-1958 гг. мировые цены равнялись 35 долларов за унцию золота, то в 1971 году администрация Никсона отменила обменный курс 35 долларов за унцию золота и ввела 10 процентную пошлину на импорт. Международный нефтяной кризис 1973 г. сказался на росте инфляции и спаде экономики — проявился феномен стагфляции. [18,c.15]

До 1978 года страны-участницы оплачивали 25% квоты золотом, а 75% - национальной валютой. С 1978 года порядок оплаты изменился: та часть, которая оплачивалась золотом, стала вноситься резервными активами - СДР и конвертируемыми валютами, а остальная часть, как и раньше, национальными валютами. Один раз в пять лет размер квот пересматривается с учетом изменения места страны в мировой экономике.

В соответствии с процедурой оплаты увеличения квоты РФ должна была оплатить 25% изменения квоты в SDR или в одной из резервных валют, используемых в своих расчетах МВФ. Это обязательство возникло после внесения поправок в ряд статей соглашения Международного валютного фонда об изменении долей стран-участниц, предложенная Правительством РФ 19 апреля 2010 года. [18,c.16]

Россия до 1992 года никаких отношений с МВФ не имела. В соответствии с распоряжением правительства РФ наша страна дополнительно в 2004 году погасила внешний долг перед МВФ полностью в размере 3,3 млрд. долларов. По расчетам Минфина, казна сэкономила на этом 204 млрд. долларов в виде процентов, которые с 2005 по 2008 год платить уже не пришлось. В нынешних условиях финансового кризиса для экономики нашей страны это выгодно, т.к. российская экономика за 2014-2016 годы скатилась с 6 места в мире на 13, впереди нас с учётом ВВП (внутреннего валового продукта) оказалась далеко не сильная экономика Испании. [20,c.46]


В 1970-х гг. возросла конкуренция между торговыми блоками (Европа, Япония, США) и новыми индустриальными странами. Стала проводиться протекционистская политика вместо принципов ГАТТ 1947 года — соглашения о торговле и тарифах - свободной торговли без ограничений, а преимущество, которое дается одному государству, дается и другим государствам. Однако уже в 1967 г. было подписано соглашение о снижении пограничных тарифов. Токийский раунд 1973-1979 гг. и последующий Уругвайский раунд (1986 г.) повлияли на снижение тарифов и ограничение нетарифных препятствий (барьеров) для импорта.

Вслед за этими соглашениями стала применяться «политика экспозиций» — отмена протекционистских норм, квот и пошлин и принуждение местных производителей усовершенствовать свои предприятия в целях успешной конкуренции с импортными товарами. [20,c.49]

Поэтому следует отметить, что МВФ в годы «холодной войны» успешно справлялся с преодолением некоторых финансовых кризисов и препятствий для европейской интеграции.

Однако режим функционирования МВФ, несмотря на вклад в развитие европейской экономики, следует охарактеризовать как режим сохранения статуса-кво послевоенной ситуации, не направленного на устранение системных факторов, препятствующих дальнейшему стабильному росту и развитию европейской экономики. [21,c.33]

Как мы уже говорили, каждая страна независимо от доли в капитале имеет 250 базовых голосов. Еще по одному голосу получает каждая страна за каждые 100 тысяч СДР квоты. Отсюда количество голосов определяется количеством долей в капитале Фонда, поэтому «проверенные» страны и получают решающее большинство голосов.

Стремясь расширить сотрудничество, представители МВФ проводят выступления в национальных европейских парламентах. Существуют и другие формы встреч. МВФ предоставляет рекомендации и консультации Европейскому Сообществу (ЕС). Одной из таких областей является экологическая политика. МВФ также сотрудничает и дает рекомендации странам ЕС, не вступившим в еврозону. Отсюда процесс введение евро и расширения ЕС оказал влияние на исследовательскую и надзорную деятельность МВФ. [21,c.34]

Руководство МВФ и научно-исследовательские доклады предоставляют советы и рекомендации для государств-членов ЕС для достижения более эффективных результатов европейской интеграции и расширению зоны евро, которым, возможно, будет придан мощный импульс. [14, c. 54]

Рекомендации МВФ по улучшению финансово-экономические показателей стран ЕС учитываются руководителями государств- членов, а также финансовыми и политическими институтами ЕС. Более того, как «новым», так и «старым» государствам-членам ЕС необходимо в соответствии с рекомендациями МВФ разработать стратегические планы по совершенствованию конкурентоспособности национальных экономик на рынках ЕС и на мировых рынках. [21,c. 35]


1.4.Организационная структура МВФ

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые согласно Уставу, не могут быть переданы другому органу. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.), Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету. Совет управляющих принимает решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам (экономическим и политическим) - квалифицированным большинством (70 или 85% от голосов членов). [1, c.54]

Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров для регулирования контроля за мировой валютной системой и ее приспособлением к меняющимся условиям. Но он еще не создан и его функции выполняет Временный комитет, состоящий из 24 членов. Временный комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной системе, и т.д. [14, c. 55]

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся раз в два года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством директора-распорядителя. Как правило, Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них давления. [12, c. 32]


Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции это представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лицМВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников, 50% из которых - женщины. Это главным образом экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.

Выводы:

После начала мирового финансового кризиса МВФ стал уделять больше внимания валютно-финансовой сфере в своей надзорной деятельности, как на односторонней, так и на многосторонней основе. В 2012 г. был разработан Стратегический план, основными направлениями которого являются: мониторинг финансовой взаимозависимости; развитие макро- пруденциальной политики; разработка новых и укрепление существующих мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В области денежно-кредитной и финансовой политики кризис продолжил порождать новые потребности в технической помощи, в том числе и в странах с развитой экономикой. Значительные меры были направлены на развитие реформ регулирования программ страхования депозитов, основ макропруденциальной политики, управления системной ликвидностью, механизмов преодоления кризисов и стратегий для свертывания мер стимулирования, а также управления рисками в балансах государственного сектора. Основной областью надзора МВФ в данных секторах являлись рекомендации центральным банкам касательно денежно -кредитных операций, а также политики укрепления и развития финансового надзора и регулирования.