Файл: Понятие и значение приватизации (Экономическое содержание приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, кажется, что массовая приватизация, каким бы способом она ни проводилась, не могла не обострить отношений федеральных властей с регионами, беря во внимание добровольную сдачу экономической основы своей власти. Тем более, что местные власти не получили от «полубесплатной» приватизации ничего, хотя бы в виде небольшого денежного пополнения в бюджет.

Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг. На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в регионах.[13]

Программы приватизации, принимаемые государственньми органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и Ограничение ее форм. Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных обществ.

Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного процесса в регионах. Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться по следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).[14]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на различных этапах экономического и политического развития, что существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Думается, что целью государственной политики в области приватизации должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования предприятий, и, следовательно все приватизационные решения должны определяться с позиций эффективности работы реального сектора экономики.

Последовательная реализация новых задач, принципов и мер по приватизации государственного имущества является реальной предпосылкой качественно улучшения инвестиционного климата в стране.


Главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».

2. Федеральный Закон от 24 июня 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».

3. Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ».

4. Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. «О втором этапе приватизации в г. Москве»

5. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс./А.Г.Войтов – М.: Информационно-внедренч. центр «Маркетинг», 2002. – 492 с.

6. Журавская Е. Приватизация в России: законодательство и реальный процесс./Е.Журавская – М., ИНФРА,2002.-180с.

7. Радыгин А. Реформа собственности в России./ А. Радыгин – М.,Юстицинформ, 2000.-195с.

8. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории./М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков – М.: ДИС, 2003. – 366 с.

9. Под ред. В. В. Герасименко. Теория переходной экономики./ В.В. Герасименко - М.: ТЕИС, 1997-1998.-552с.

10. Под ред. Радаева В. В. Бузгалина А. В. Экономика переходного периода./ ВВ. Радаев, А.В. Базгулина - М.: Изд-во МГУ,1995.-410с.

11. Под ред. Архипова А. И. Экономика/ А.И. Архипова – М.: Проспект, 2001 – 416с.

12. Под редакцией И. П. Николаевой Экономическая теория. / И.П. Никролаева – М.: Проспект, 2-е изд., перераб. и дополненное, 2008 — 527 с. 

13. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов./ Л.И. Якобсон – М.: Наука, 2003. – 462 с.

  1. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов./ Л.И. Якобсон – М.: Наука, 2003. – 15 с.

  2. Под редакцией И. П. Николаевой Экономическая теория. / И.П. Никролаева – М.: Проспект, 2-е изд., перераб. и дополненное, 2008-56с.

  3. 19. Под ред. Радаева В. В. Бузгалина А. В. Экономика переходного периода./ ВВ. Радаев, А.В. Базгулина - М.: Изд-во МГУ,1995.-410с.

  4. Под ред. Архипова А. И. Экономика/ А.И. Архипова – М.: Проспект, 2001 – 87с.

  5. Под ред. В. В. Герасименко. Теория переходной экономики./ В.В. Герасименко - М.: ТЕИС, 1997-1998.-112с.

  6. Журавская Е. Приватизация в России: законодательство и реальный процесс./Е.Журавская – М., ИНФРА,2002.-80с.

  7. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории./М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков – М.: ДИС, 2003. – 366 с.

  8. Закон от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».

  9. Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ».

  10. Федеральный Закон от 24 июня 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».

  11. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс./А.Г.Войтов – М.: Информационно-внедренч. центр «Маркетинг», 2002. – 306 с.

  12. Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. «О втором этапе приватизации в г. Москве»

  13. Радыгин А. Реформа собственности в России./ А. Радыгин – М.,Юстицинформ, 2000.-103с.

  14. Журавская Е. Приватизация в России: законодательство и реальный процесс./Е.Журавская – М., ИНФРА,2002.-180с.