Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги (Теоретические основы ценовой политики государства в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы ценовой политики государства в современных условиях

1.1 История становления и процесс развития государственного регулирования ценообразования

1.2 Основные элементы ценовой политики государства

1.3 Способы воздействия государства на цены

1.4 Особенности регулирования цен гражданским законодательством в Российской Федерации

2. Анализ практики правового регулирования цен в Российской Федерации

2.1 Эволюция развития необходимости государственного регулирования цен

2.2 Косвенное регулирование цен в России

2.3 Прямое регулирование цен в России

2.4 Особенности практики правового регулирования цен на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации

2.5 Направления развития системы государственного регулирования цен в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Основой рыночного механизма ценообразо­вания является конкуренция. Однако трактовка конкуренции как единственного регулятора цен неоднократно опровергалась практикой даже в наиболее развитых странах с рыночной экономи­кой. Экономическая теория давно признала случаи неэффективности в распределении ресурсов в условиях свободного рынка – так называемые провалы рынка (market failures), обусловлен­ные, в частности, действием внешних эффектов (externalities).

Споры теоретиков о соотношении принципов свободы рынка и государственного регулирова­ния не прекращаются и сегодня, но общим знаме­нателем практической деятельности государства в большинстве современных развитых экономик стали «рыночно-ориентированные решения», предполагающие:

создание конкурентной среды при ее отсутс­твии или усиление конкуренции при ее несовер­шенстве;

устранение тех нарушений рыночного меха­низма ценообразования, которые сам рынок уст­ранить не может.

Главной целью государства при этом является обеспечение социальной и экономической спра­ведливости (обеспечение граждан основными то­варами и услугами по доступным ценам, гаран­тирование дохода производителям определенных товаров).

В зависимости от объекта воздействия разгра­ничивают косвенное и прямое государственное регулирование цен. Косвенное – носит опосредованный характер и влияет на цены через факторы ценообразования: спрос, предложение, конкурен­тный механизм. С помощью прямого регулиро­вания государство непосредственно воздействует на цены или их компоненты (издержки, прибыль). На практике формы и цели ценового регулирова­ния переплетаются.

Целью работы является анализ правового регулирования цен на продукцию, работы и услуги в Российской Федерации.

Задачами работы являются:

  • рассмотреть историю становления и процесс развития государственного регулирования ценообразования;
  • охарактеризовать основные элементы ценовой политики государства;
  • раскрыть способы воздействия государства на цены;
  • описать эволюцию развития необходимости государственного регулирования цен в России;
  • проанализировать особенности регулирования цен в сфере гражданско-правового регулирования.
  • проанализировать косвенное регулирование цен в России;
  • проанализировать прямое регулирование цен в России;
  • охарактеризовать особенности государственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию в России;
  • наметить направления развития системы государственного регулирования цен в России.

Объект исследования - общественные отношения, связанные с формированием института государственного регулирования цен.

Предмет исследования – особенности методов и проблем государственного регулирования цен.

Методы исследования – сравнения, аналитический, анализа научной литературы.

При написании курсовой работы использовалась различная методическая и научная литература по изучаемым вопросам.

1. Теоретические основы ценовой политики государства в современных условиях

1.1 История становления и процесс развития государственного регулирования ценообразования

Классической политической экономикой рассматривались свободно складывающиеся на рынке цены в качестве главного элемента, механизма поддержания равновесия спроса и предложения. Однако в действительности идеальности всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не существовало [27, с.90].

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на "акцизные" товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, которые существенным образом воздействуют на внутренние цены, представляют собой далеко не полный список мер, принятых государством в области регулирования ценообразования за последние 100-150 лет 24, с.46.

Первая мировая война, а так же последовавшие за ней состояние депрессии и кризис стали причиной наступления переломного момента в истории государственного регулирования ценообразования. Германским экономистом Х. Мюллером было написано по этому вопросу, что политические, экономические потрясения в государстве, и обществе, в целом, вызвало осознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания опасности революционного переворота было бы более целесообразным, чтобы государством была взята на себя забота по вопросу регулирования хозяйственного процесса и поддержания справедливых цен [23, с.45].


Имеющие место попытки регулирования цен в условиях инфляции и кризиса с применением внешнеторговой политики доказали свою несостоятельность.

К середине 30-х годов во многих развитых странах, в которых присутствовала рыночная экономика, были приняты законы, которые предоставляли государству полномочия по осуществлению воздействия на цены. Государственные мероприятия в вопросе воздействия на цены представляют собой составной элемент государственного регулирования экономики [20 с. 17].

Государственные мероприятия, направленные на регулирование цен, носят административный, судебный, а так же законодательный характер. Принятыми парламентом законами создается правовая основа отношений между хозяйственными субъектами, а также между гражданами и государством в процессе ценообразования. Комплексом этих законов представляется собой ценовое право, являющееся составной частью гражданского права. На основе этого права уполномоченными государственными органами осуществляется административная деятельность в вопросе регулирования цен.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, правительством или независимыми депутатами; мероприятия по регулированию цен осуществляют, как правило министерства финансов, экономики, а так же центральный банк. Во многих странах существуют министерства сельского хозяйства и торговли. Ими так же оказывается влияние на процесс ценообразования. В ряде стран в конце 60-х - в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам; они наделены наблюдательно-совещательными функциями [16 с.14].

Во всех странах при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, в них заседают представители профсоюзов, торговцев, союзов крестьян, предприниматели и представители государственных органов. Целью указанных комитетов является консультирование государственных органов по вопросам цен и выражение своего мнения в вопросе ценовых законопроектов 19, с.260.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику носило различный характер на различных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений в 17 и 18 веках господствующей была экономическая доктрина меркантилизма, которая основывалась на признании безоговорочной необходимости государственного регулирования с целью развития в стране промышленности и торговли.

В процессе расширения рыночных отношений набравшим силу классом предпринимателей началось рассмотрение государственного вмешательства и связанных с этим ограничений в качестве помехи своей деятельности. Неудивительным является то, что в конце 18 века на смену меркантилизму пришли идеи экономического либерализма, которые отрицательно сказались на факте государственного вмешательства в экономику [14, с.118].


Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике связывают, прежде всего, с именем известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Идеями, которые были выдвинуты в ходе "кейнсианской революции", был вызван переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность процесса самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, которое способно уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, оказать содействие в процесс ее дальнейшей стабилизации [17, с.32].

Из классической концепции, как следствие, вытекает следующий вывод в отношении роли государства. Если рынку свойственны регуляторы, способные обеспечивать полное использование имеющихся ресурсов, то вмешательство со стороны государства в данный процесс представляется излишним. В классической теории был сформулирован принцип нейтральности государства, исходя из которого, ему необходимо воздерживаться от влияния на экономические субъекты, стараться свести до минимума процент негативных результатов собственной деятельности [18, с.80].

Классиками считалось, что цены являются подвижными и гибкими. Кейнсианство исходило из того, что цены и заработная плата слабо были подвержены изменениям, особенно это относилось краткосрочного периода.

Кейнсианской концепции было свойственно отвержение и то положение классической теории, исходя из которого, предложением создается собственный спрос. Дж. Кейнсом утверждалось, что имеет место обратная причинно-следственная связь: совокупным спросом создается совокупное предложение. В ситуации полной занятости, если совокупный спрос является недостаточным, то и объем производства не будет равен потенциальному. При негибкости цен экономика долгое время может находиться в состоянии депрессии с присущим ему высоким уровнем безработицы.

Таким образом, исходя из положения о том, что объем предложения, или реальный объем производства, который предпринимателями будет поддерживаться, определяется спросом. Представляется возможным утверждать, что факт снижения совокупного спроса станет причиной уменьшения реальных объемов производства. В такой ситуации совокупный спрос и совокупное предложение будут равны, но на уровне, который далек от потенциального объема, то есть с неполной занятостью ресурсов [19, с.260].

Дж. Кейнсом и его последователями считалось, что государством должно оказываться содействие процессу вывода экономики из кризиса, проводя экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику. Иначе говоря, в периоды кризисов было рекомендательно расширять государственные расходы, проводить мероприятия по стимулированию инвестиционных доходов частного сектора посредством снижения налогов, низкой процентной ставки (политика дешевых денег) и т. П 14, с.118.


В отличие от классической идеи о нейтральности государства, кейнсианской концепцией доказан факт необходимости координирующего активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Кейнсом выражалось недоверие в отношении саморегулирующегося рыночного механизма и считалось, что с целью обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия представляется необходимым вмешательство со стороны. Самостоятельно излечиться рыночная экономика не в состоянии.

1.2 Основные элементы ценовой политики государства

Цена является денежным выражением стоимости товара. Цены являются тонким инструментом и одновременно мощным рычагом, управляющим экономикой. В рамках рыночного подхода данное является формой выражения ценности благ, которые проявляются в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только при условии обмена товара на денежный эквивалент или на другой товар. Стратегию ценообразования можно представить следующим образом: отыскать цену, чтобы общая масса прибыли являлась максимальной. Имеют место два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный [13, с.186].

Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка и в этой связи под рыночным механизмом принято понимать множество механизмов. В случае рассмотрения процесса ценообразование на конкурентном рынке, на котором действует закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, имеет место установление равновесной рыночной цены, соответствующей выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена свободна от внешнего диктата, но не является свободной от законов рынка.

Функции, выполняемые ценой: 17, с. 32

  • измерительная – благодаря цене представляется возможным определить, какая сумма денег покупателем должны быть заплачена, а продавцом получена в обмен на товар;
  • соизмерительная – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если ценой адекватно отражается полезность, имеется возможность ей использования при сопоставлении полезности;
  • учетная – цена становится вспомогательным инструментом учета;
  • инструмент анализа, прогнозирования, планирования;
  • социальная функция – с ценами и их изменением находятся в тесной связи структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;
  • внешнеэкономические функции в качестве инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаиморасчетов между странами;
  • стимулирующей функцией оказывается влияние на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.