Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Теоретические основы оперативно – розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Каждому научному познанию присущие такие периоды, которые позволяют науке развиваться по-новому, вливают свежие силы в научные изыскания, способствуют развитию и продвижению вперед. Хотя стоит заметить, что смену одного этапа другим можно отчетливо наблюдать. Иногда, для осознания наступивших перемен и соответственно для установления смены периодов требуется время.

Сквозь призму совершенствования и правового регулирования рассматривается процесс становления и развития оперативно-розыскной науки. В свою очередь правовое регулирование такой науки непосредственно связано с историей становления и развития российской государственности в зависимости от конкретных исторических условий, в которых происходило развитие российского общества, объективных закономерностей и причинной обусловленности такого развития.

Российская Федерация как государство прошло долгий и сложный исторический путь. Революции и войны свойственны для истории нашей страны. В данной напряженной обстановке особую актуальность представляет агентурная, разведывательная деятельность. В настоящий период времени данная деятельность именуется как оперативно-розыскная и осуществляется не только военными ресурсами, но и правоохранительными органами. Основной направленностью оперативно-розыскной деятельности является предупреждение, раскрытие и изобличение лиц готовящихся или совершивших преступное деяние.

Оперативно-розыскная деятельность по своей природе характеризуется исследователями и правоприменителями, как социально полезная деятельность, направленная на противодействие преступности и совершению преступлений. Данную деятельность необходимо отличать от уголовно-процессуальной деятельности (предварительное расследование) которая регламентируется УПК РФ.

В нашем государстве совершается большое количество преступлений, об этом свидетельствует статистика министерства внутренних дел и других государственных органов. Причем, важно будет заметить не только количественный рост преступной деятельности, но и ее качественное развитие. В результате совершения преступных посягательств нарушаются провозглашенные основным законом страны (Конституцией РФ) права и свободы. Государство, в лице его органов, несомненно, должно осуществлять деятельность по предупреждению и пресечению преступлений, как на стадии приготовления, так и покушения на их совершение.


Характеризуя подобную деятельность, стоит подчеркнуть ее позитивный социальный характер, способствующий укреплению законности и непосредственному приближению к идеалу правового государства.

Объект исследования: Оперативно – розыскная деятельность.

Предмет исследования: Понятие и сущность ОРД.

Цель работы: Рассмотреть понятие оперативно – розыскной деятельности.

Задачи работы:

  • Изучить историю становления оперативно – розыскной деятельности;
  • Рассмотреть понятие, принципы и целевое назначение оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации;
  • Изучить оперативно-розыскную деятельность и её место в системе российского права;
  • Изучить оперативно-розыскную деятельность как науку;
  • Выявить нравственные основы оперативно-розыскной деятельности.

1. Теоретические основы оперативно – розыскной деятельности

1.1 История становления оперативно – розыскной деятельности

В преддверии трехсотлетия образования российской полиции актуальным становится вопрос о самом возникновении данного органа исполнительной власти, призванного защищать законные интересы человека и гражданина, соблюдая при этом действующее законодательство.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ, одним из направлений деятельности современной полиции является выявление и раскрытие преступлений. Для осуществления данной функции, полицией используется множество средств и методов, предусмотренных и разрешенных действующим законодательством, регулирующим деятельность полиции, в том числе и осуществление оперативно-розыскной деятельности[1].

Изучая историю становления самой оперативно-розыскной деятельности, следует обратиться к истокам ее формирования в Российской Федерации, а именно -  к самому моменту образования нашего государства. Как известно, первые упоминания о Руси исходят из далекого 9 века, но первые летописные упоминания о необходимости защити граждан от противоправных посягательств изложено в договоре князя Олега, правившего в период с 879 по 912 год, с греками, в котором указывалась необходимость обеспечения сохранности имущества и жизни купцов и торговцев, имеющих дела,  как на Руси, так и в Древней Греции[2].


Подобные меры имели очень важное значение, так, как в указанный период князь Олег старался укрепить свою власть не только при помощи своей дружины, но и путем осуществления торговли с более влиятельным южным соседом.

Данный договор был одним из предшественников современного законодательства об оперативно-розыскной деятельности, так как в нем изложены схожие положения, что и в статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», так как вышеупомянутым договором устанавливались следующие задачи: раскрытие преступлений и поиск виновных, притом, что не указывались методы осуществления данных задач.

Пострадавшей стороне предписывалось обязательство о поиске виновного, используя все имеющиеся методы, которые, кстати, в большей степени схожи с современной методикой сбора информации посредством оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, наблюдения,  обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности[3].

Немаловажным периодом развития оперативно-розыскной деятельности на Руси стал период правления Ярослава Мудрого (1019-1054).Одним из самых значимых достижений данного персонажа является создание свода универсальных законов, именуемых «Русской правдой». Указанный нормативно-правовой акт имел всеобщий характер и регулировал множество сфер деятельности жителей Древней Руси. В том числе, было урегулировано осуществление оперативно-розыскной деятельности[4].

К сожалению, специализированных органов, занимающихся данным направлением деятельности, не появилось, но было закреплено следующее положение: в случае совершения преступления на верви ле­жит обязанность разыскивать преступника, если злоумышленник (тать) не пойман на месте преступления, его надлежит искать по следу. По сути, законодательно закрепились некоторые положения уже упомянутого договора князя Олега с греческим государством лишь за следующим отличием – распространялось данное положение не на купцов и торговцев, как это было в договоре, но и на обычных граждан.

В период у начала и до середины 11 века, список оперативно-розыскных мероприятий был довольно мал, так как в него входили лишь три элемента: «заклич», «свод» и «гонение следа»[5].

По своей сути, закличем являлась первоначальная стадия, на которой происходило обнаружение признаков преступления. Особенностями данной стадии в указанный период времени являлось то, что лицо (чаще всего – потерпевший), обнаружившее какое-либо преступление (убийство, кража и так далее), должно было всенародно огласить об этом на площади при свидетелях (не обязательно фиксировать поименно этих свидетелей). Свидетелями, как правило, были все присутствующие при закличе. Тем самым, призывая людей, располагающих какой-либо информацией по данному поводу «откликнуться» (откуда, по нашему мнению, и произошло название стадии) и предоставить все имеющиеся сведения. Можно сказать, что данное мероприятие было неким прародителем такого современного оперативно-розыскного мероприятия, как опрос, осуществляющийся в гласной форме[6].


Далее следовала стадия под названием «свод», которая представляла собой некую подготовку к судебному производству. Суть ее заключалась в том, что потерпевшее лицо само инициировало и производило расследование по своему делу, так как, как ранее уже было указано, специализированных органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, не существовало. Исходя из этого, можно провести некую аналогию данных действия с закрепленным в современной практике понятием «комплекс оперативно-розыскных мероприятий». 

Проще говоря, «свод» состоял из следующих ОРМ, осуществляемых непосредственно самим потерпевшим и лицами, ему содействующими: опрос, наведение справок, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности.

После завершения «свода» и установления виновного лица, начиналась следующая стадия, называемая в «Русской правде»  «гонение следа». Заключалась она в том, что потерпевший осуществлял непосредственно поиск известного лица по оставленным им следам[7].

В следующие столетия законодательство не претерпело существенных изменений, оставивших свой след в истории российского государства.

Следующий период, представляющий особый интерес для нашего исследования, был период правления такой знаменитой личности, как Иван Грозный. Иван Васильевич был известен многими войнами, преобразованиями в законодательстве, развитии архитектуры, культуры и прочего, но мы рассмотрим период его правления лишь с точки зрения развития законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность[8].

За время царствования Ивана IV сложилась традиция раздавать земли, города и селения доверенным лицам в управления. Объяснялось это все довольно просто – доверенное лицо всегда присмотрит за уделом, решит неотложные проблемы и вовремя заплатит налоги, собираемые с крестьян ими же. Но этим не ограничивался функционал доверенных людей дворян. Было необходимо регулировать и иные аспекты деятельности: обеспечение порядка и законности, соблюдения уже имеющихся на тот момент определенной категории прав и свобод.

Управляющие сталкивались с преступностью на вверенной им территории и, следовательно, встал вопрос о необходимости создания определенных мер для ее предотвращения и пресечения. Исходя из сложившейся необходимости, старостам на местах (старшие в селениях и деревнях) поручалось производить обыски, а также содействовать при поимке преступников. Старосты, церковнослужители и мелкие купцы привлекались в качестве негласного агентурного аппарата в целях получения достоверной информации об оперативной обстановке в том или ином регионе[9].


Наравне с этим начали создаваться губные избы, в функционал которых входил контроль за имеющимся агентурным аппаратом в лице священнослужителей, старост и иных субъектов. Губные избы также курировали вышеуказанные субъекты, наделяя их необходимыми полномочиями, в том числе и при осуществлении ими различных оперативно-розыскных мероприятий.

В истории законодательства советского периода впервые официальное признание возможности производства оперативно-розыскных действий было предусмотрено в 1923 году в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики . В ст. 93 УПК РСФСР закреплялось, что данный вид деятельности органов внутренних дел допускается в случаях поступления анонимных заявлений о совершенных или готовящихся преступлениях.

Во всех остальных случаях оперативно-розыскная деятельность находилась под строгим запретом.

При этом сотрудники оперативно-розыскных органов сами брали на себя выполнение функций агентуры, активно внедряясь в преступные группировки, нередко принимая на себя «удары» представителей преступного мира[10].

В уже существующем с 1930 г. Главном управлении исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ) ОГПУ–НКВД 8 мая 1935 г. были созданы оперативные подразделения. Сотрудники оперативных аппаратов уголовно-исполнительной системы наравне с сотрудниками подразделений уголовного розыска начали осуществлять аналогичную негласную работу, но только в местах лишения свободы и исправительных учреждениях.

В марте 1937 г. в составе Главного управления милиции (ГУМ) НКВД СССР были организованы специализированные подразделения по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС и С).

Перед ними ставились задачи по охране экономических интересов государства, борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и т. д. Сотрудники этих подразделений также наделялись правом осуществления негласной работы по использованию возможностей граждан в борьбе с преступностью.

Сотрудники вновь созданных подразделений принялись за работу по выявлению тех, кто жаждал получения противозаконного обогащения за счет государства. Активно используя содействие граждан, они в голодные годы разоблачали расхитителей, действовавших в пищевой промышленности и снабженческо-сбытовых организациях. Пресекали преступную деятельность спекулянтов и выявляли фальшивомонетчиков[11].


Смотрите также файлы