Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Состав и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Правовая природа местного самоуправления

1.1. Общая характеристика местного самоуправления

1.2. Система органов местного самоуправления

Глава 2. Структурная составляющая органов местного самоуправления

2.1. Состав и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления

2.2. Организационно-правовой статус главы муниципального образования

2.3. Местная администрация. Глава администрации как руководитель аппарата администрации муниципального образования

2.4. Иные органы муниципального управления

3. Проблемы разграничения компетенции органов местного самоуправления с органами государственной власти и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации

3.1. Полномочия и пределы ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти

3.2. Перспективы развития системы органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе с учетом зарубежного опыта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Однако, в отличие от Российской Федерации в Федеративной Республике Германии, в частности, вопросы местного самоуправления относятся к компетенции федеральных земель и Федерация не вправе вмешиваться в политику федеральных земель в отношении местного самоуправления. Достаточно широкие полномочия субъектов Федерации в сфере местного самоуправления предопределены особенностями построения германского федеративного государства, которое складывалось в результате объединения суверенных государств, а не путем передачи части полномочий федерального центра субъектам Федерации, как в России [45, С.72].

Небезосновательны опасения, что повсеместное внедрение модели «совет – управляющий» значительно снизит автономность органов местного самоуправления, расширит возможности государственного вмешательства в их деятельность [40, С.50].

По мнению ряда авторов, роль главы муниципального образования выглядит менее значимой по отношению к главе местной администрации, что в свою очередь выражается в деформации взаимоотношений представительных и исполнительных органов в муниципальном образовании [46, С.40].

Кстати, введение аналогичной модели «сити-менеджера» в США в начале XX века происходило в условиях борьбы с коррупцией, повышения эффективности местного самоуправления и смягчения политического противостояния между местными властями и властями штатов, но инициатива таких реформ исходила «снизу», выражая интересы прогрессистски настроенного городского населения. В связи с чем налицо различная целевая направленность указанных реформ – «разрушение городских «политических машин» в США и «интеграция «политических машин», сложившихся на местном уровне, в качестве нижнего звена иерархии «вертикали власти» в России. В настоящее время данная практика за рубежом оценивается как не соответствующая демократическим стандартам и недостаточно эффективная в плане управления [45, С.73].

Похожая модель местного самоуправления с профессиональным управленцем (директором) практически не используется в ФРГ. Наиболее широкое распространение здесь получила южногерманская система, предусматривающая безусловную выборность глав муниципальных образований посредством прямых выборов (принцип прямых выборов подкреплен механизмом «противовеса» - процедурой досрочного отзыва). Указанная модель заслужила высокую положительную оценку в ходе реализации и смогла утвердиться «естественным путем» прямого участия Федерации.


Неоднозначные оценки проводимых в России реформ свидетельствуют о наличии неразрешенных проблем и необходимости совершенствования институциональных основ местного самоуправления с учетом положительного опыта развитых демократических государств.

Следует согласиться с Н.С. Бондарем в том, что государственная политика в сфере местного самоуправления нуждается в научно проработанной конституционно-правовой концепции [26, С.23].

Современная модель местного самоуправления рассматривается как система горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между субъектами местного самоуправления, а также между ними и органами государственной власти [24, С.89].

Признавая прочную связь местного самоуправления с системой органов государственной власти, прежде всего, на уровне субъектов Российской Федерации, С.А. Трыканова предлагает «системный, комплексный подход к организации государственного управления и местного самоуправления как единой системы управления, осуществляемой в рамках функционирования единой публичной власти в России», рассматривая местное самоуправление в качестве особой формы народовластия, «организационно и функционально находящейся в системной взаимосвязи с другими уровнями публичной власти, а именно с уровнями власти государственной». Автор полагает, что система органов местного самоуправления не должна рассматриваться только в качестве простой совокупности организационных форм - в статике, а требует анализа в динамике, с точки зрения процесса, властной деятельности, различных форм взаимодействия и координации [44, С.17].

По нашему мнению, ключевым вопросом здесь является сохранение конституционно-правовой сущности местного самоуправления, причем на самом низовом уровне местного самоуправления, где модель «сити-менеджера» может привести к свертыванию демократических начал и нивелированию самой сущности местного самоуправления.

Напротив, для муниципального района и городского округа, которые зачастую выступают в роли связующих звеньев между органами государственной власти и уровнем местного самоуправления, данная модель вполне оптимальна и позволяет обеспечить успешное функционирование муниципальной системы управления. В любом случае поиск оптимальной организационно-правовой модели местного самоуправления нельзя считать полностью оконченным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проанализировав законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются органами государственной власти РФ, мы попытались выявить тенденции и перспективы развития местного самоуправления в России.

Во-первых, местное самоуправление – это автономная деятельность населения, призванная решать вопросы местного значения, то есть вопросы, исходящие из интересов населения, той или иной территории.

Сущность местного самоуправления заключается в вовлечении жителей в решение вопросов их жизнедеятельности, посредством чего, местное самоуправление представляется как способ самоорганизации общества.

Во-вторых, в рамках данного исследования была изучена система местного самоуправления, под которой понимается управленческая система, направленная на самостоятельное устройство местных дел в пределах определенного муниципального образования. Основная цель функционирования данной системы выражается в оптимизации управленческих процессов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения и благоустройством локально-территориальной единицы.

Таким образом, можно отметить, что, выступая целостной системой, органы местного самоуправления являются публичной формой решения вопросов местного значения. Им при­сущи такие признаки публичной власти, как: публичный интерес, который представляет со­бой выражение общесоциальных потребностей и стремлений; особые субъекты публичной власти, для которых характерно наличие собственной и властных полномочий; публичное регулирование осуществляется в основном императивным методом. Эффективное взаимодействие всех структурных элементов системы местного самоуправления по­зволит решить вопросы, местного значения, обеспечить удовлетворе­ние насущных и жизненно необходимых потребностей населения.

В-третьих, главное предназначение местного самоуправления видится нам в решении вопросов и проблем местного значения. Одновременно местное самоуправление представляет собой систему сотрудничества публичной власти с населением.

В заключении необходимо отметить, что по нашему глубокому убеждению, необходимость развития и состоятельность местного самоуправления в России не вызывает сомнений. Местное самоуправление несет в себе инновационный потенциал использования современных методов и приемов работы с гражданами и населением. При этом, необходимо признать, что местное самоуправление не является единственной панацеей при решении всех задач государственной политики в России. Это одна из форм ее реализации, которая способна разрешить ряд конкретных задач:


– обеспечение реализации положений Европейской хартии местного самоуправления в жизни муниципальных образований на территории РФ;

– влияние на совершенствование федерального законодательства в области местного самоуправления, а также продвижение законотворческих инициатив, касающихся вопросов местного значения в регионах России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

  1. Европейская хартия местного самоуправления (принята в г.Страсбург 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. –№36. – Ст.1728.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – №4. – Ст. 445.
  3. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления»// Собрание законодательства РФ. – 1998. – №15. –Ст.2308.
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст.3822.
  5. Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. –2015. – N13. – Ст. 1808.
  6. Федеральный закон от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»// Собрание законодательства РФ. – 2002. – №24. – Ст.2253.
  7. Федеральный закон от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. –2007. – №10. – Ст.1152.
  8. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст.5005.
  9. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2005 № 97 - ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506 (утратил силу).
  10. Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. №1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №42. – Ст.5011
  11. Постановление Правительства РФ от 04 октября 2003 г. №614 «О Совете по вопросам местного самоуправления при Правительстве РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №41. – Ст.3019.
  12. Закон г. Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы») [Электронный ресурс]// СПС «Консультант Плюс»
  13. Устав Санкт-Петербурга (принят ЗС СПб 14.01.1998) [Электронный ресурс]// СПС «Консультант Плюс».

Учебники и учебные пособия

  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. / Г.В. Атаманчук. – М.: Юридическая литература, 1997.
  2. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ. 2012.
  3. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева (Липчанская) М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. Основы наук./ –М.: Высшее образование,2008.
  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник (3-е издание, переработанное и дополненное) / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2013.
  5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010.
  6. Муниципальное право России: учебник/ Урал .гос. юрид. акад.: под. ред. А.Н. Кокотова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. 2011
  7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е издание, перераб. и доп. М.:ИНФРА-М. 2006.
  8. Система государственного и муниципального управления : учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. В. Б. Зотова. СПб.: Питер. 2008.
  9. Юридический энциклопедический словарь/ М.О.Буянова; ред.М.Н.Марченко. М.: Проспект. 2009.

Статьи из периодических изданий

  1. Алексеева Л.Н. Местное самоуправление как политический феномен и его сущность// Вестник ВГУ: История. Политология. Социология. –2012. – №2.
  2. Аникин С.Б. Местное самоуправление в системе совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Административное право и процесс. – 2008. – № 5.
  3. Балыхин А.Г. Подход к оценке сущности местного самоуправления в российской и европейской научно-правовой традиции // Вестник РУДН. Серия Юридические науки. –2010. – №4.
  4. Бондарь Н.С. Государственная власть и (или) местное самоуправление: в поиске оптимальной модели взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 24.
  5. Бондаренко Г.И. Основные аспекты взаимодействия местного самоуправления, властных структур и населения // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 12.
  6. Васильев В.И. Местное самоуправление: конституционные идеи и практика // Журнал российского права. – 2013. – № 9.
  7. Гулина В.В Функциональное назначение местного самоуправления как политико-правового института// Государственная власть и местное самоуправление. – 2011.  – N 9.
  8. Джагарян А., Шевченко Н. Система и структура органов местного самоуправления: конституционное содержание и соотношение в контексте муниципальной реформы. // Сравнительное конституционное обозрение. –2006. – № 1.
  9. Ежукова О.А. Современный законодательный подход к правовому регулированию компетенции органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 3.
  10. Игнатюк Н.А. Муниципальное право / Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. – М.: Юстицинформ, 2013.
  11. Еремин А.В. К вопросу определения сущности местного самоуправления// Муниципальное право. – 2011. – №1
  12. Кузин Д.А. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления в Российской Федерации//Право. – 2012. –№4.
  13. Карасев А.Т., Елькина А.В. Органы местного самоуправления как системная категория: вопросы структуры и содержания // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2015. № 1. С. 7
  14. Ковалева О.В. О роли представительного органа муниципального образования в системе и структуре органов местного самоуправления в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи Материалы 2-й Международной научной студенческой конференции. Под общей редакцией И.Б. Богородицкого. 2015. С. 52.
  15. Курганская О.В. Понятие, виды органов местного самоуправления и их предназначение // Сгейо пете. 2014. № 2. С. 23.
  16. Модин Н.А. К вопросу о сущности местного самоуправления / Н.А. Модин. - М. 2012. с.187
  17. Миронов Н. Местное самоуправление во Франции // Муниципальная власть. 2014. № 2. С. 56.
  18. Медведев Н.П., Куштавкина Е.А. Современные пробелы модернизации системы муниципальной власти в Российской Федерации // Местное самоуправление в России и Европе: Сборник научных трудов / Акад. наук социальных технологий и местного самоуправления; под ред. В.С. Авдонина, В.А. Холопова. Рязань, 2010. С. 14 - 16;
  19. Сошин В.М. Теоретическая сущность местного самоуправления и его правовое обеспечение // Научно-теоретический журнал. –2012. – № 6.
  20. Селютина Е.Н., Тихалева Е.Ю., Холодов В.А. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления: современные тенденции развития // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 1. С. 15.
  21. Тепляшин И.В. Место и роль органов местного самоуправления в эффективной деятельности государственного механизма современной России// Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – N 12.
  22. Трыканова С.А. Сравнительный анализ опыта реформ местного самоуправления за рубежом в контексте эффективности использования в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 1. С. 17.
  23. Об организации местного самоуправления в зарубежных странах (на примере Германии, Польши и Канады) // Актуальные проблемы реформы местного самоуправления: Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ / Отв. за выпуск А.Н. Дементьев. 2004. № 26(246). с.72
  24. Правдин Д.Г. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. С. 40.