Файл: Формирование готовности детей к школе (Изучение проблемы готовности к школе в зарубежной и отечественной литературе).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические асᴨекты проблемы готовности детей к обучению
1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Виды готовности к школьному обучению
1.3. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению
Глава 2. Методические аспекты формирования готовности детей к школе
2.1. Исследование готовности детей подготовительной группы к школьному обучению
- правило кодирования;
- этап закрепления правила;
- так называемые "загадки", которые вид испытуемый должен разгадать путем кодирования.
Первая инструкция ребёнку: вид "Сейчас я научу тебя игре, в которой вид цветные картинки, нарисованные в этой таблице, необходимо вид будет обозначать цифрами "0" и "1". Посмотри вид на картинки (показывается ᴨȇрвая строка таблицы), кто вид здесь нарисован?" (ребёнок называет картинки, вид в случае затруднения эксᴨȇриментатор помогает ему). "Правильно, вид а теᴨȇрь обрати внимание: в ᴨȇрвой строке вид фигурки собачки, мальчика и аиста нарисованы без вид сапожек, и напротив них стоит цифра "0", вид а во второй строке все они нарисованы вид в сапожках, и напротив них стоит цифра вид "1". Для правильного обозначения картинок цифрами тебе вид необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена вид без сапожек, то ее необходимо обозначать цифрой вид "0", а если в сапожках, то цифрой вид "1". Запомнил? Повтори, пожалуйста" (ребёнок повторяет правило). Затем ребенку предлагается расставить цифры вид в следующих трех строках таблицы. Этот этап вид рассматривается как закрепление выученного правила. При работе вид на этом этаᴨȇ правило, содержащееся в ᴨȇрвых вид двух строчках таблицы, должно быть открыто. В вид случае, если ребенок совершает ошибки, эксᴨȇриментатор опять вид просит повторить его правило обозначения фигурок и вид указывает на образец (ᴨȇрвые две строки таблицы). вид Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, вид почему именно так он ответил. Закрепляющий этап вид показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает вид новое правило и может применить его при вид решении задач. На этом этаᴨȇ эксᴨȇриментатор фиксирует вид все ошибочные ответы ребёнка, поскольку характер вид ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо вид запомнил правило и путает, где необходимо ставить вид "0", а где "1", или же он вид вообще не применяет в работе необходимое правило. После того как эксᴨȇриментатор уверен, что либо ребенок научился применять либо правило, которому его либо обучали, дается вторая либо инструкция.
Вторая инструкция ребёнку: либо "Ты уже научился либо обозначать картинки цифрами, либо а теᴨȇрь, используя либо это умение, попробуй либо отгадать нарисованные здесь либо "загадки". Отгадать "загадку" либо - значит правильно либо обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами трос "0" и "1".
"Хорошее" выполнение - трос правильное "отгадывание" всех загадок (возможно трос с повторным возвращением к "неразгаданным" трос загадкам). "Удовлетворительное" выполнение - ребенок трос осознал принцип решения задач ("отгадок"), трос но с трудом мог им трос пользоваться, либо "отгадывал" с опорой трос на зрительный образец. "Неудовлетворительное" выполнение трос - ребенок либо не осознал трос принцип решения задач, либо не трос мог им пользоваться, старался отгадывать ответы.
Третья методика «Беседа о школе» трос Т.А.Нежнова. Цель исследования: трос по методике Т.А.Нежновой « Беседа трос о школе» мы выявляли трос личностную (мотивационную) готовность к школе, трос которая подразумевает отношение ребёнка к трос учебной деятельности, как к общественно трос значимому делу и стремление к трос приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих трос мотивов - общее желание детей трос поступить в школу и развитие трос любознательности. Отношение к себе как трос к ученику, то есть выясняли трос уровень сформированности его «внутренней позиции трос школьника», когда ребёнок мечтает трос о школе и выражает желание учиться. вид Материал: перечень вопросов, протокол.
Инструкция для детей: Я буду вид рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, вид но только это будут истории не про вид то, что ч тобой уже бывало или вид случалось, а про то, что могло бы вид случиться, потому что случалось с другими. А вид ты будешь мне говорить, чтобы ты сказал вид или сделал, если бы такая трос история произошла с тобой.
1. Представь трос себе, что сегодня вечером мама трос вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь трос у меня еще маленький, трудно трос тебе в школу ходить. Если трос хочешь я пойду и попрошу, трос чтобы тебя из школы отпустили трос на месяц, на полгода или трос на год. Хочешь?» Что либо ты ответишь маме?
2. либо Представь себе, что либо мама договорилась с либо директором школы и либо тебя отпустили из либо школы с завтрашнего либо дня. Утром ты либо встал, умылся, позавтракал либо – в школу либо идти не надо, либо делай что хочешь. либо Что бы ты либо стал делать, чем либо бы стал заниматься видов в то время, видов когда другие ребята видов в школе?
3. Представь видов себе, что ты видов вышел погулять и видов встретил мальчика. Ему видов тоже семь лет, видов но он ходит видов не в школу, видов а в детский видов сад. Он тебя видов спрашивает: «Что надо видов делать, чтобы хорошо видов подготовиться к первому видов классу?» Что ты видов ему посоветуешь?
4. Представь себе, трос что тебе предложили учиться так, трос чтобы ты не ходил в трос школу, а наоборот, к тебе трос приходила бы каждый день учительница трос и учила тебя одного всему, трос чему видов учат в школе. видов Ты согласился бы видов учиться дома?
5. Представь видов себе, что ваша видов учительница неожиданно уехала видов в командировку на видов целый месяц. Приходит видов к вам в видов класс директор и видов говорит: «Мы можем видов пригласить к вам видов другую учительницу на видов это время, а видов можем попросить ваших видов мам, чтобы каждая видов из них по видов одному дню побывала видов у вас в видов классе вместо учительницы». видов Как, по-твоему, будет видов лучше – чтобы либо пришла другая учительница либо или чтобы мамы либо заменяли учителя?
6. Представь либо себе, что есть либо две школы – либо школа А и либо школа Б. В либо школе А расписание либо уроков в первом либо классе такое: каждый либо день бывают уроки либо грамоты, чтения, математики, либо а уроки рисования, либо музыки, физкультуры – либо не каждый день. либо А в школе либо Б все наоборот: либо каждый день бывают либо физкультура, музыка, труд, либо рисование, а чтение, либо письмо и математика либо редко – по либо одному разу в либо неделю. В какой школе сорт ты хотел бы учиться?
7. сорт В школе А от сорт первоклассника строго требуют, чтобы сорт он внимательно слушал учителя сорт и делал все, что сорт он говорит, не разговаривал сорт на уроках, поднимал руку, сорт если надо что-то сказать сорт или выйти. А в сорт школе Б не делают сорт замечания, если встаешь во сорт время урока, поговоришь с сорт соседом, выйдешь видов из класса без видов спросу. В какой видов школе ты хотел видов бы учиться?
8. Представь видов себе, что в видов какой-то день ты видов очень старательно работал видов на всех уроках, видов и учительница сказала: видов «Сегодня ты учился видов очень хорошо, просто видов замечательно, я хочу видов как-то особенно отметить видов тебя за такое видов хорошее учение. Выбирай видов сам – дать видов тебе шоколадку, игрушку видов или отметку в видов журнал поставить?» Чтобы ты выбрал?
Анализ:
Качественный: Позиция сформирована – внутренняя трос позиция имеет содержательный характер, ребенок трос хочет ходить в школу, ему трос нравиться учиться. Он осознает цели, трос важность и необходимость учения. Проявляет трос познавательный интерес. Ведущая деятельность – трос учебная.
Позиция сформирована средне – наличие трос положительного отношения к школе, возникновение трос ориентации на содержательные моменты школьной трос действительности и образец «хорошего ученика», трос но при сохранении приоритета социальных трос аспектов школьного образа жизни, по трос сравнению с учебными. Желание учиться трос заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.
Позиция школьника не вид сформирована – предпочтение игровой деятельности и дошкольного вид типа отношений, отсутствие ориентации на содержание школьно-учебной вид действительности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального вид статуса ученика. Ребенок не осознает целей и вид важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной: вид новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможности вид посещения школьных кружков и пр. Учебная деятельность вид ребенка не привлекает, ведущая деятельность – игровая. вид В некоторых случаях у ребенка присутствуют негативные вид установки в отношении школы и учения, отсутствие вид желания ходить в школу.
2.2. Результаты исследования и их анализ
Результаты сорт выполнения детьми методик "Домик" сорт и "Сапожки" и «Беседа о школе» представлены в сорт следующей таблице:
№ п/п |
Имя ребёнка |
Методика «Домик» |
Методика «Сапожки» |
Методика «Беседа о школе» |
1 |
Саша П. |
1 |
3 |
3 |
2 |
Рита Д. |
1 |
2 |
2 |
3 |
Таня Щ. |
0 |
3 |
3 |
4 |
Варя С. |
0 |
3 |
3 |
5 |
Полина Н. |
0 |
3 |
3 |
6 |
Матвей О. |
3 |
2 |
2 |
7 |
Женя С. |
4 |
1 |
1 |
8 |
Павел М. |
1 |
2 |
2 |
9 |
София П. |
0 |
3 |
3 |
10 |
Егор С. |
6 |
1 |
1 |
Результаты выполнения детьми видов методики "Домик".
Для методики видов "Домик" существует следующая видов оценочная шкала:
0-2 балла видов - хорошее выполнение видов задания;
3-4 балла - видов удовлетворительное выполнение;
5-7 балла либо - неудовлетворительное выполнение.
Как трос видно из таблицы
7 детей трос хорошо справились с заданием;
2 либо ребёнка удовлетворительно выполнили либо задание;
1 ребёнка совсем либо не справились с либо заданием.
Итак, при проведении либо исследования группа детей либо (10 человек) показали либо следующие результаты:
60% дошкольников видов - "хорошо" выполнили видов задание;
20% дошкольников сорт - "удовлетворительно" выполнили задание;
20% дошкольников - "неудовлетворительно" вид выполнили задание.
Результаты диагностики можно представить в виде вид диаграммы
Результаты выполнения детьми либо методики "Сапожки". Для данной методики существует следующая либо оценочная шкала:
3 балла вид - "хорошее" выполнение;
2 балла - "удовлетворительное" выполнение;
1 балл - либо "неудовлетворительное" выполнение.
Как видно сорт из таблицы
5 детей "хорошо" справились с заданием;
4 ребёнка "удовлетворительно" трос выполнили задание;
1 сорт ребёнок совсем не справились сорт с заданием.
Итак, при проведении сорт исследования группа детей (10 сорт человек) показали следующие либо результаты:
50% дошкольников - видов "хорошо" выполнили задание;
40% дошкольников - "удовлетворительно" выполнили вид задание;
10% дошкольников - "неудовлетворительно" выполнили задание.
Результаты диагностики сорт можно представить в виде сорт диаграммы
Результаты выполнения детьми методики «Беседа о школе». Критерии оценивания ответов ребёнка по количественному анализу: преобладание ответов категории А свидетельствует о том, что позиция школьника сформирована (I уровень – 3 балла). Одинаковое количество ответов А и Б – внутренняя позиция школьника сформирована средне (II уровень – 2 балла). Преобладание ответов категории Б говорит о том, что позиция школьника не сформирована (III уровень – 1 балл). (Приложение 1)
Результаты диагностики сорт можно представить в виде сорт диаграммы
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что не у всех детей на момент исследования сформирована готовность к школьному обучению в школе. Требуется коррекционная работа.