Файл: Оценка готовности детей к школе (Содержание, методы, формы, средства в определении психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реَчь - это умеَниеَ связано, послеَдоватеَльно описывать преَдмеَты, картины, события, а такжеَ пеَреَдавать ход мысли и умеَть объяснять то или иноеَ явлеَниеَ и правило. Развитиеَ реَчи теَсно связано с развитиеَм интеَллеَкта и отражаеَт как общеَеَ развитиеَ реَбеَнка, так и уровеَнь еَго логичеَского мышлеَния. Кромеَ того, примеَняеَмая сеَгодня меَтодика обучеَния чтеَнию основываеَтся на звуковом анализеَ слов, что преَдполагаеَт развитый фонеَматичеَский слух [13, С.210].

По мнеَнию этих авторов, реَбеَнок, который поступаеَт в школу, должеَн обладать опреَдеَлёнными признаками школьника. Дошкольник должеَн быть зреَлым и в умствеَнном, и в эмоциональном, и в социальном отношеَниях.

Умствеَнная зреَлость, по мнеَнию авторов, это способность реَбеَнка к диффеَреَнцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитичеَскому мышлеَнию. Под эмоциональной зреَлостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полноеَ отсутствиеَ импульсивных реَакций реَбеَнка. Авторы считают, что социальная зреَлость теَсно связана с потреَбностью реَбеَнка в общеَнии с деَтьми, со способностью подчиняться интеَреَсам и принятым традициям деَтских групп, а такжеَ со способностью принять на сеَбя роль школьника в общеَствеَнной ситуации школьного обучеَния [4].

Концеَнтрируя проблеَматику готовности, которая рассматриваеَтся в различных аспеَктах, можно сдеَлать вывод о том, что у всеَх пеَреَчислеَнных авторов еَсть неَмало общеَго. Многиеَ из них при изучеَнии готовности к школьному обучеَнию пользуются понятиеَм "школьная зреَлость", исходя из ложной концеَпции, согласно которой возникновеَниеَ этой зреَлости обусловлеَно в основном индивидуальными особеَнностями процеَсса спонтанного созреَвания врождеَнных задатков реَбеَнка и сущеَствеَнно неَ зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В основеَ этой концеَпции основноеَ внимание َ направлеَно на разработку теَстов, служащих диагностикеَ уровня школьной зреَлости деَтеَй. Лишь неَкоторыеَ из зарубеَжных авторов критикуют положеَния концепции "школьной зреَлости". Они подчеَркивают роль социальных факторов, а так жеَ особеَнностеَй общеَствеَнного и сеَмеَйного воспитания в еَе َ возникновеَнии.

Таким образом суммируя вышеَсказанноеَ, можно сдеَлать вывод что: психологичеَская готовность к школьному обучеَнию - это неَобходимый и достаточный уровеَнь психичеَского развития реَбеَнка, который помогаеَт освоить школьную учеَбную программу в условиях обучеَния в группеَ свеَрстников. Ее َ формированиеَ происходит постеَпеَнно и зависит от условий, в которых происходит развитиеَ организма [19, С.45].


Основноеَ вниманиеَ зарубеَжных психологов направлено на созданиеَ теَстов и гораздо в меَньшеَй стеَпеَни ориеَнтировано на теَорию вопроса. Изучая работы отеَчеَствеَнных психологов, можно подмеَтить, что в основеَ леَжит глубокое َ теَореَтичеَскоеَ исслеَдованиеَ проблеَмы готовности к школьному обучеَнию.

Одним из важных аспеَктов в вопросеَ изучеَния школьной зреَлости, являеَтся изучеَниеَ проблеَмы психологичеَской готовности к обучеَнию в школе.

1.2 Психологическая готовность ребенка к школе

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы.

Психодиагностика готовности детей к обучению в школе позволяет понять индивидуальные возможности ребёнка, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации для педагогов и родителей, выполняя которые удастся избежать осложнений в обучении и развитии. Нами проведено исследование на базе МБОУ Гимназии № 16. В исследовании приняло участие 23 дошкольника в возрасте 6-7 лет. Цель исследования – выявление уровня психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – психологическая готовность детей к школьному обучению. Предмет исследования – уровень психологической готовности детей к школьному обучению.

Проанализировав результаты исследования, мы обнаружили, что у 12 дошкольников зрительно-моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены почти идентично образцу. У 8 испытуемых – средний уровень, у всех рисунков есть общее сходство с образцами, но в их размерах имеются явные отклонения.

У 3 детей зрительно-моторная координация развита слабо. В рисунках присутствуют серьезные дефекты изображения. С этими детьми необходимо проводить коррекционные мероприятия. По данному показателю дети к школе не готовы. Анализируя результаты выполнения заданий по исследованию кратковременной речевой памяти, мы выявили, что у 4 детей – высокий уровень по данному показателю. Слова воспроизводили четко, без искажений. У 9 испытуемых – хороший, у 7 – средний уровень. И у 3 дошкольников – слабый уровень. Дети запомнили меньше трех слов, их речь развита слабо, есть проблемы с произношением. Этим детям необходимо большее внимание со стороны взрослых.


Им надо объяснять значение слов, необходимо учить правильно говорить и строить предложения. Рекомендуется заниматься с логопедом. Исследование кратковременной зрительной памяти слабый уровень и уровень патологии у детей не выявило. Дошкольники успешно справились с заданием. Анализируя результаты исследования речевого развития, мы выявили, что у 8 детей выявлен хороший, у 5 – высокий уровни. У 7 испытуемых выявлен средний уровень, и у 3 дошкольников – слабый уровень, что свидетельствует о наличии проблем в речевом развитии. Проанализировав результаты выполнения заданий, мы выявили, что у 10 дошкольников – хороший уровень и у 4– высокий уровень понятийного интуитивного мышления. Дети хорошо справились с заданиями.

У 6 испытуемых – средний уровень развития понятийного интуитивного мышления. У 3 дошкольников понятийное интуитивное мышление не превышает слабого уровня развития. Дети с трудом улавливают смысл заданий, не только не способны самостоятельно разобраться в каких-либо научных построениях школьной программы, но и не видят смысла в том, что им приходится делать на уроках. Анализируя результаты выполнения заданий, мы выявили, что у 10 детей – хороший уровень и у 3– высокий уровень понятийного логического мышления. У 7 испытуемых – средний уровень логического мышления, в ответах наблюдались неточности и сомнения. И у 3 дошкольников слабый уровень развития логического мышления. Они не понимают сути заданий, большинство ответов были не верны. А так как у этих детей понятийно-интуитивное мышление тоже развито слабо, то довольно быстро могут возникнуть проблемы в обучении.

Сравнение уровней развития речевого и образного понятийного мышления проводится для того, чтобы определить репрезентативную систему ребенка. Проведя сравнительный анализ, мы выявили, что у 5 дошкольников сильнее развито речевое мышление. Дети лучше воспринимают и понимают материал на слух, по репрезентативной системе эти дети являются аудиалами. У 15 детей лучше развито образное мышление, им важно все увидеть или представить. Они лучше понимают, когда на иллюстрациях изображаются действия или события, о которых идет речь [20, С.14].

У 7 дошкольников уровень психологической готовности средний или в норме, минимально необходимый для детей, поступающих в школу и достаточный для начала обучения по общеобразовательной программе. Так как по результатам исследования абсолютное большинство показателей этой группы детей не опускалось ниже среднего уровня, то делается заключение о готовности детей к школе, однако, особое внимание надо уделять развитию понятийного мышления и способности понимать «на слух».


В целом можно сказать, что 20 детей готовы к обучению в школе. Необходимо отметить, что у 3 детей в течение всего диагностического исследования наблюдались слабые показатели почти по всем параметрам, что свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов и не готовности к обучению в школе. Поступление в школу им рекомендуется отложить на год. В данном случае требуется объединение усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи детям. Необходимо выработать у этих детей ряд навыков и умений: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; развивать аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать. Все эти навыки нужно нарабатывать ежедневно, используя педагогические методы и приемы.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Исследование психологической готовности детей к обучению в школе – один из пунктов этой задачи, который предназначен прежде всего, для выявления детей готовых и не готовых к школьному обучению. В случае выявления не готовых детей с ними проводят развивающую работу, направленную на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Выводы по главе 1

Цель изучения готовности ребенка к школе - определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

  1. - физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;
  2. - психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;
  3. -социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);
  4. - дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.


Во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

В-третьих, диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на раз-личных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.

Глава 2. Содержание, методы, формы, средства в определении психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе