Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и её совершенствование (на примере конкретной организации) (ИП ГУМИРОВ С.В. МАГАЗИН «ОРХИДЕЯ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Торговое предприятие выступает важным субъектом современных хозяйственных отношений. От деятельности торговли во многом зависит обеспечение ритмичности промышленных предприятий, обеспечение населения необходимыми продуктами, стабильность экономических отношений в целом. Успешное и длительное существование торговых предприятий на товарном рынке зависит от многих факторов.[1] Прежде всего, от соблюдения законности в их деятельности, от формирования собственного покупателя, от деятельности поставщиков, конкурентной среды, а также от правильности выбора торгового места, товара, времени выхода на рынок, успешных маркетинговых исследований и стратегического планирования деятельности.[2]

Развитие теории и методологии организации и совершенствования коммерческой деятельности розничных торговых предприятий имеет важное практическое значение, так как влияет на стабильное развитие всего потребительского рынка в условиях конкуренции.[3]

Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности для розничного предприятия ИП Гумиров С.В. магазин «Орхидея». Исходя из поставленной цели предполагается решить ряд следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические основы организации и совершенствования коммерческой деятельности в розничной торговле.

2. Разработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности в розничной торговле предприятия ИП Гумиров С.В. магазин «Орхидея».

1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

1.1 Понятие коммерческой деятельности

Термин «коммерция», или «коммерческая деятельность», первоначально означал лишь торговую, купеческую деятельность на рынке, имевшую своей целью получение прибыли от различного рода торговых операций, проводимых купцами сначала между странами (торговля с заморскими странами), а затем и внутри своих стран по мере снятия различного рода феодальных ограничений на торговлю. [4]


Термин «предпринимательство» в отличие от коммерческой деятельности, раньше означал рыночную деятельность, связанную с ростовщичеством, а впоследствии — с производством тех или иных массовых товаров для продажи (прежде всего государству в связи с его военными потребностями), со строительством по заказу. Коммерция и предпринимательство как особые виды рыночной деятельности, нацеленной на получение прибыли, были характерны для докапиталистического производства.[5]

С развитием капиталистического хозяйства отраслевой источник получения прибыли перестал иметь какое-либо особое значение, так как любая человеческая деятельность стала использоваться для приращения капитала, получения прибыли. [6]Капитал завоевал производство, а затем и все другие виды человеческой деятельности, разрушил феодальные отношения, раскрыв простор для развития рыночных отношений не только вширь, но и вглубь. Это нашло свое проявление и в более общем термине «бизнес». Под этим термином стали понимать любую рыночную деятельность, приносящую прибыль лицу, которое такую деятельность осуществляет, независимо от того, что является ее материальным (или нематериальным) результатом.

Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям.[7] Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.[8]

Коммерческая деятельность — часть предпринимательской деятельности и отличается от неё только тем, что не охватывает сам процесс производства товара. Коммерческая деятельность включает:

  • реализацию товаров и услуг;
  • деятельность по снабжению предприятия материальными ресурсами;
  • торгово-посредническую деятельность.

Гражданским кодексом РФ предусмотрены следующие возможные формы организации предпринимательской деятельности:


  • хозяйственные товарищества;
  • хозяйственные общества;
  • производственные кооперативы;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.[9]

Вхождение на рынок – сложный и многофакторный процесс, охватывающий все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия. С этих позиций профессора Московского института предпринимательства и права Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин дают следующую трактовку коммерческой деятельности: «Цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды. Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг».[10]

Более широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал профессор Б.А. Райзберг: «Сейчас термин “коммерческая деятельность” стал толковаться расширительно и означает не только непосредственную торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности».[11] Далее автор конкретизирует, что при простой формуле торговой сделки: «товар – деньги» при продаже и «деньги – товар» при покупке – реальная картина коммерческого бизнеса более сложная. Коммерческое предпринимательство включает поиск и закупку конкретного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту продажи, продажу и послепродажное обслуживание. Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставление услуг.[12]

Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием ее развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т.е. коммерческая деятельность. Ее цель – увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.[13]


Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до потребителя.[14]

Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:

  • установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;
  • изучение и анализ источников закупки товаров;
  • согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем и обоснование выпускаемой продукции);
  • осуществление купли и продажи товаров с учетом рыночной среды;
  • расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков сбыта товаров;
  • сокращение издержек обращения товаров.

Субъектами коммерческой деятельности являются торговые организации, предприятия и индивидуальные предприниматели. Объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги, поставляемые на рынок.[15] Коммерческая деятельность осуществляется на основе многообразных форм собственности и соблюдения существующего государственного законодательства. Основными принципами осуществления коммерческой деятельности можно считать:

  • соблюдение законодательства; – повышение культуры обслуживания покупателей;
  • эффективность принятых коммерческих решений, приводящих к росту прибыли. Основными задачами коммерческой деятельности являются:
  • изучение конъюнктуры рынка; – принятие решений, приближающих к сложившейся ситуации на рынке;
  • взаимовыгодные отношения с партнерами; – повышение договорной дисциплины;
  • поддержание длительных связей с поставщиками;
  • рост эффективности коммерческой деятельности предприятия. Коммерческая деятельность осуществляется в несколько этапов:
  • изучение спроса и определение потребности в товаре;
  • нахождение поставщиков и налаживание связей с ними;
  • коммерческая деятельность по оптовой продаже;
  • коммерческая деятельность по розничной продаже;
  • формирование ассортимента и управление товарными запасами;
  • рекламно-информационная деятельность; – оказание торговых услуг.[16]

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:

  • удовлетворение потребностей населения в товарах;
  • доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
  • поддержание баланса между предложением и спросом;
  • воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
  • совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[17]

Коммерческая деятельность в розничной торговле не сводится только функциям купли и продажи, а предусматривает выполнение расширенного спектра операций различного характера и содержания: от исследования и составления спроса на продукцию, поиска партнеров (поставщиков) и заключения сделок до доставки продукции прямо на место потребления и исполнения обслуживания.[18] Рассмотрим подробно функции коммерческой деятельности в розничной торговле:

1. В зависимости от места в структуре воспроизводственного цикла, направленности и содержания, представляющих коммерческую деятельность процессов и результатов принято выделять следующие функции:

  • материальное и техническое обеспечение;
  • сбыт продукции.

2. По характеру поступающих процессов функции коммерческой деятельности разделяются:

  • на функции экономического характера
  • они устанавливаются процессами движения экономической содержательности предмета коммерческой деятельности (товара), его вырабатыванию и оценки;
  • функции технологического характера
  • устанавливаются процессами движения вещественного превращения предмета коммерческой деятельности (товара), его формирования и изменения.

3. По роли в достижении основного экономического результата функции коммерческой деятельности делятся:

  • на основные, совершаемые на платной основе между контрагентами. К ним относят операции по обмену товарными группами, техническими и информационными услугами, научными и техническими сведениями;
  • обеспечивающие, связанные с товародвижением (операции по перевозкам, страхованию, хранению грузов, продвижению).[19] Таким образом, коммерческая деятельность в розничной торговле – это оперативная и координационная деятельность по совершению операций обмена товарными и материальными ценностями в целях удовлетворения потребностей потребителей и приобретения большей прибыли. А так же коммерческая деятельность создает максимальную эффективность торговой сделки для любого из партнеров.[20]

В зависимости от предназначения продукции предусматриваются следующие виды ее реализации:

  • интенсивная — при продаже товаров повседневного спроса;
  • нацеленная — при продаже товаров конкретной группе покупателей;
  • единая — при продаже товаров в основном для всех покупателей, характеризуется широким воздействием рекламных мер; прямая — при продаже средств производства и сырья;
  • селективная — при продаже обычно престижных товаров, требующих специального сервисного обслуживания или установки дополнительных комплектующих изделий повышенного спроса.[21]