Файл: Понятие социального обеспечения (Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы права социального обеспечения по своей сути раскрывают сущность социального обеспечения, представляют единую правовую систему, в соответствии с которой регулируются социально-обеспечительные отношения. На основании этого, можно отметить тот факт, что принципы социального обеспечения определяют внутренние единство и взаимосвязь норм отрасли права социального обеспечения.

Многообразие дискуссий о принципах социального обеспечения можно объяснить тем, что они многообразные и сложные отношения, которые регулируются правом социального обеспечения и отсутствием законодательного закрепления данных принципов.

Рассмотрим несколько мнений ученных, которые исследуют принципы социального обеспечения.

Мачульская Е.Е. Горбачева Ж.А. выделяют следующие принципы социального обеспечения:

  1. всеобщность права на социальное обеспечения;
  2. дифференция социального обеспечения в зависимости от условий труда;
  3. комплексность;
  4. адекватность уровня обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека;

Кобзева С.И. выделяет помимо всеобщности и дифференциации такие принципы как:

  1. осуществление платежей за счет как страховых платежей так и средств бюджета;
  2. обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  3. многообразие форм социального обеспечения и другие.

Исходя из того, какие принципы чаще всего указываются учеными в качестве основных в отрасли права социального обеспечения, можно сделать следующий вывод: всеобщность, доступность, гарантированность и дифференциация - фундаментальные и бесспорные принципы социального права. На их основе базируются и функционируют все нормы данной отрасли права.

На наш взгляд, к фундаментальным принципам права социального обеспечения следует отнести всеобщность социального обеспечения, доступность в реализации права на социальное обеспечение, гарантированность в праве на социальное обеспечение, дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, ориентация на достойный уровень жизни.


ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1 Оценочные понятия в праве социального обеспечения

Одним из основных регуляторов общественных отношений выступают юридические нормы, основой эффективного воздействия которых является чёткое понимание субъекта правоотношения своего правового статуса, своих прав и обязанностей, и понимание о том, какую правовую оценку получат его действия в тех или иных ситуациях.

Исходя из чего, юридические нормы в правовом государстве должны отвечать критерию формальной определенности, который характеризуется описанием конкретных границ возможного и должного поведения человека и его вариантов.

Советский и российский ученый С.С. Алексеев обосновывает данный подход к критерию формальной определённости юридической нормы тем, что право можно представить, как “раму”, составленную из чётко очерченных программ и отделов, различных объёмов и форм, которые при этом оставляют пространство для собственного поведения участников общественных отношений»[12].

Также критерий формальной определенности юридической нормы относится к одним из аспектов верховенства права практикой международных судов. При этом в решении Европейского суда по правам человека по делу «Коккинакис против Греции»[13] отмечается, что в связи с необходимостью воздерживаться от излишней жестокости и соответствовать постоянно меняющимся обстоятельствам, существуют законы, нормы которых можно назвать в той или иной степени нечёткими.

Следовательно, Европейский суд по правам человека считает возможным наличие в юридической норме не чёткого правила поведения, а его границ или вариантов. Однако подобные нормы должны соответствовать выработанному указанным судом стандарту законности.

Изложенный выше подход к определению в рамках юридических норм модели поведения применяется также в российском законодательстве. В связи с чем в нормах российского права можно встретить нормы, содержащие оценочные понятия.

Не исключением является право социального обеспечения, в нормативной базе которого можно встретить множество оценочных понятий. Особенностью оценочных понятий является то, что они не конкретизированы исчерпывающим образом, а конкретизируется правоприменителем в каждом отдельном случае, но с соблюдением общих критериев, предусмотренных в данных оценочных понятиях.


Подтверждением наличия оценочных понятий в праве социального обеспечения служат следующий пример.

Статья 15 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"[14] устанавливает защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Следовательно, наличие у детей трудной жизненной ситуации является условием для осуществления защиты их прав, предусмотренной данным Федеральным законом. При этом понятие «трудная жизненная ситуация» можно отнести к оценочному понятию.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" трудной жизненной ситуацией, наряду с прочим, является ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность ребенка в результате сложившихся обстоятельств, которые не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи. Так, законодатель не дает исчерпывающих признаков трудной жизненной ситуации, тем самым давая возможность определить содержание данного понятия при применении данной нормы права в конкретном деле.

На основании изложенного, учитывая вышеуказанные особенности, оценочные понятия права социального обеспечения - это относительно определённое положение, сформулированное в гипотезе или диспозиции нормы права социального обеспечения путём приведения общих признаков, свойств, качеств, связей и отношений различных предметов, явлений, действий, процессов, которое предусматривает в рамках содержательных критериев, установленных законодателем, самостоятельную оценку правоприменителем поведения в конкретной ситуации в данной социальной среде и в данное время с учётом внутреннего убеждения.

В силу своей много вариантности оценочные понятия несут определённую угрозу неправильного их применения. При этом регулирование общественных отношений при помощи норм, содержащих оценочные понятия, в целом способствует наступлению тех социальных эффектов, на достижение которых направлено нормативное регулирование. С этой стороны оценочные понятия в нормах права облегчает правоприменительный процесс, вносит некую определенность, ставя его в рамки, но лишь при соблюдении принципов права при применении данных понятий.

Основываясь на вышеизложенном, учитывая специфические черты и особенности, а также функции оценочных понятий, можно выделить положительный характер их использования в праве социального обеспечения, потому как полностью избежать абстрактных понятий в правовых положениях современного законодательства не представляется возможным и целесообразным. Из чего следует, что оценочные понятия как приём законодательной техники являются объективно необходимыми для отрасли права социального обеспечения, учитывая, что при лаконичном изложении текста правовой нормы они придают системе гибкость, обеспечивают полноту и динамичность законодательства, позволяют отобразить в праве явления морального, этического и нравственного характера, создают условия, при которых правоприменитель может принимать необходимые решения, исходя из меняющихся обстоятельств, руководствуясь принципами права.


При этом следует избегать массового использования оценочных понятий в праве социального обеспечения, а стремиться лишь к юридически обоснованному использованию данных понятий. Иначе возникает риск создания правовой неопределенности, которая в свою очередь исключает приведенные выше положительные качества оценочных понятий. Помимо этого, при толковании оценочных понятий, использованных законодателем в юридических нормах правоприменитель должен строго руководствоваться принципами права, чтобы избежать возникновения отрицательных тенденций в виде произвольности и субъективизма их толкования.

2.2 Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития

В настоящее время неоспорима важность социальной сферы, в которой реализуется социальная политика государства, направленная на удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, создание условий для достойной жизни, повышение их благосостояния. Неоспоримо то, что главной задачей социальной политики является обеспечение каждого гражданина доступным комплексом социальных благ, удовлетворяющих его необходимые биологические, материальные, социальные, духовные потребности. Первостепенность для государства решения социальных вопросов наглядно показывает современное состояние развития российского законодательства, характерной чертой которого стало существенное обновление законодательных основ, регулирующих большую часть социальных вопросов.

В современный период фактически проходит испытание на прочность Российская правовая система, которая вынуждена функционировать на пределе своих возможностей. На процесс реализации прав человека, в том числе права на социальное обеспечение большое влияние оказывают современные экономические и политические процессы, происходящие в обществе.

Отметим, что тесно связано с трудовыми правами граждан, как правило право человека на социальное обеспечение. Важнейшая задача, стоящая перед Российской Федерацией, как социальным государством, - недопустимость ухудшения качества условий труда, предоставляемых работникам и обеспечение права каждого гражданина на достойный труд.


Законодательство Российской Федерации о государственной социальной помощи включает в себя разнообразные источники, принимаемые на федеральном уровне государственной власти и на уровне государственной власти субъектов РФ. Таким образом, система законодательства Российской Федерации о государственной социальной помощи состоит из законов и подзаконных актов федерального и регионального уровня.

На федеральном уровне это, прежде всего, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Основные направления государственной политики в сфере поддержки граждан и оказания им государственной социальной помощи установлены в соответствии с конституционными положениями, федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом[15]. Отметим, что хотя социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу конституционных норм основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию. Обеспечение, предоставляемое человеку обществом, государством, в тех случаях, когда он в силу различных жизненных обстоятельств нуждается в поддержке, призвано гарантировать определенный социальный комфорт, восстанавливать и поддерживать статус полноценного члена социума. О качественном состоянии государства и общества в целом свидетельствует, как именно осуществляются социальная защита, социальное обеспечение граждан.

На уровне субъектов Российской Федерации система законодательства о государственной социальной помощи состоит из соответствующих законов субъектов Российской Федерации и подзаконных нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, законы и иные нормативные правовые акты субъекты Российской Федерации принимают в соответствии с законодательно установленными нормотворческими полномочиями. Также, субъекты Российской Федерации, опираясь на финансово-экономических возможностях региональных бюджетов, могут определять дополнительные меры поддержки, определять объем и виды государственной социальной помощи для отдельных категорий граждан.