Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Теоретические особенности понятия менеджмента, менеджера и предпринимателя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы работы «Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель» обусловлено тем, что в настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Менеджмент в упрощенном понимании - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по -русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент-это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджер - это человек, который составляет систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и ориентации производства, реализации продукции и услуг с целью получения прибыли. Иными словами, менеджер-человек планирующий организацию, мотивацию и контроль производства для максимального быстрого достижения целей.

Следовательно, менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением умело руководить трудовым коллективом, наиболее полно использовать творческие способности каждого из работников, обеспечивая тем самым гибкие реагирование на требования заказчиков.

Роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен малый бизнес и предпринимательство.

Целью работы является изучение понятия менеджмента, менеджера и предпринимателя.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряда задач:

- изучить теоретические особенности понятия менеджмента, менеджера и предпринимателя;

- рассмотреть особенности взаимосвязи менеджера и предпринимателя на примере предприятия;

- изучить взаимосвязь менеджера и предпринимателя.

Объектом исследовании являются и производственное предприятие ООО «Бикор БМП» и компания по обслуживанию клиентов Л’Этуаль.

Предметом исследования является взаимосвязь менеджера и предпринимателя.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.


1. Теоретические особенности понятия менеджмента, менеджера и предпринимателя

1.1 Сущность и понятие менеджмента

Понятия «менеджмент» и «менеджер» пришли в Россию вместе с кардинальными изменениями функций государства в экономике и жизни общества в 90-х гг. прошлого века. Что обозначило, в свою очередь, необходимость создания принципиально новой системы управления на всех уровнях. Слова «менеджмент», «менеджер», «менеджерское управление» прочно вошли в русский словарный обиход[1,c.89].

В настоящее время они применяются наряду с такими терминами, как «управление», «руководство», «управленческая деятельность», «руководитель», «начальник», «управляющий» и т.п. (а иногда и заменили их отчасти). Поскольку термины «менеджмент» и «менеджер» пришли в русский язык из английского языка и сопряжены с понятием «управление», только в новых, изменившихся для России условиях, следовательно, очевидны близость и связь этих понятий, что при определенных условиях позволяет считать их синонимами.

Вместе с тем, в русском языке термин «управление» имеет значительно более широкое толкование, чем термин «менеджмент». Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», трактуемого как возможность сладить, управиться с кем- или чем-нибудь.

Глагол «управиться» в русском языке означает завершить какое-нибудь дело (дела), одолеть, справиться каким-нибудь образом. В России в XVIII – начале XX вв. (до 1917 г.) слово «управа» применялось для названия ряда учреждений (исполнительных органов), ведавших определенными административными делами.

Существовали благочинные, врачебные, городские, земские, ремесленные, продовольственные и другие управы. В наиболее общем значении на современном этапе под управлением понимается непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на систему (техническую, биологическую, социальную), обеспечивающий повышение ее организованности, снижение неопределенности для достижения того или иного полезного эффекта с учетом тенденций ее развития и изменения среды. Главная задача управления – обеспечение упорядоченности системы, ее целостности и живучести, нормального функционирования и развития, сохранение гомеостаза системы.


Менеджмент рассматривает организацию не только как технологическое звено общественного производства, а, прежде всего, как социальную под- систему рыночной экономики. Этим определяются основные направления менеджмента[4,c.125]:

– выявление микросоциальной структуры организации (группы работников и отношений между ними), в том числе социально-профессиональной, культурно-образовательной, квалификационной и демографической;

– формирование малых групп («автономных рабочих бригад», «целевых групп», в том числе и среди специалистов) как главного условия мобилизации коллективных усилий;

– подбор «неформальных» групп по результатам социологических исследований. Экономическая теория рассматривает рынок как систему экономических отношений между субъектами рынка по поводу обращения товаров и денег, перехода прав собственности на продукты, основывающихся на самоорганизации и взаимодействии спроса, предложения, цены и конкуренции, а также отражающих интересы субъектов хозяйствования

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера − производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта − хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).

1.2 Сущность и понятие менеджера


Экономика и общество России переживают период глубоких преобразований. Непрерывная перестройка организационных структур, децентрализация управления, обновление технологий, стиля и методов руководства усиливают значение деятельности менеджера, развивая в нём качества творца и лидера инноваций. Активность и успех деятельности любого предприятия, организации прежде всего зависит от работы руководителя. Эффективный труд руководителя - это органический сплав науки и искусства, тесное сочетание мастерства, которому можно и нужно научить, и таланта организатора, с которым нужно родиться и который нужно развивать и совершенствовать.

Руководитель - это лицо, официально наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение.

Менеджер – это профессионально подготовленный руководитель. При этом понятия «менеджер» и «руководитель», по сути, синонимы, поскольку они выполняют одну и ту же функцию: обозначение работы по организации и управлению деятельностью коллектива. Личность руководителя: его знания, профессиональный и житейский опят, деловые и личностные качества - это центральное понятие организационной структуры предприятия[11,c.287].

Однако по результативности своего управления не все менеджеры одинаковы. Ни одно предприятие не может существовать без менеджера. Как только появляется предприятие, сразу же появляется потребность в управлении его деятельностью. Поэтому сегодня менеджер – одна из самых основных и наиболее востребованных профессий.

Понятие «эффективность» используется сегодня очень широко и применяется обычно в точном смысле этого слова: эффективно то, что приводит к положительному результату, который определён целью, задачей; «эффективный» значит действенный. Когда говорят об эффективности конкретного менеджера, то фактически речь идёт о его внутреннем потенциале как человека, о его личностном и профессиональном росте.

Под эффективность конкретного менеджера подразумевается целый комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения управленческих функций. Также эффективность конкретного менеджера предполагает раскрытие своих сильных личностных качеств и дальнейшее их использование с выгодой для себя и предприятия, в котором он работает. Следовательно, предпосылкой эффективной профессиональной управленческой деятельности в современных экономических и социально-психологических условиях является соответствие профессионального уровня управленческих кадров потребностям времени.


Под управленческой деятельностью понимают взаимодействие между членами организации, направленное на реализацию функции управления ею. Сущность любой управленческой деятельности - это установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе. Специфика управленческой деятельности заключается в воздействии, и основная задача руководителя – воздействуя на подчинённых, обеспечивать выполнение ими необходимых действий.

Во многом требования к эффективности конкретного менеджера обусловлены ещё и тем, что современная парадигма управления основывается на принципах гуманизма и демократизма. Утверждение субъексубъектных отношений, переход от монолога к диалогу в деловом взаимодействии - это конкретные формы проявления процесса гуманизации.

Чтобы руководителю успешно внедрять эти принципы в свою профессиональную деятельность ему необходимо умело использовать функции управления, принимать эффективные решения, грамотно строить взаимоотношения с подчинёнными, рационально использовать время, формировать привлекательный деловой имидж.

Существуют такие понятия: «успешный руководитель» и «эффективный руководитель» – в чём разница или идентичность этих понятий? Ответ можно сформулировать, опираясь на исследования американского учёного Фреда Лютенса и его коллег. Во-первых, они определяют «успешного менеджера» как руководителя, быстро продвигающегося в своей карьере в пределах предприятия. «Эффективным менеджером» считается тот, кто со своей работой хорошо справляется в количественном и качественном плане, подчинённые таких менеджеров достаточно обязательны и удовлетворены своей работой[4,c.201].

Во-вторых, учёные решили изучить, как работают «успешные» и «эффективные» менеджеры. Ф. Лютенс и его единомышленники определили, что все эти менеджеры вовлечены, как правило, в четыре вида деятельности:

1. Традиционное управление - принятие решений, планирование, координация, контроль.

2. Коммуникации – обмен рутинной информацией и бумажной работой в ходе осуществления различных процессов.

3. Управление человеческими ресурсами – мотивация, дисциплинарные меры, разрешения конфликтов, обеспечение кадрами и обучение.

4. Организационные сети – общение, осуществление политической активности, взаимодействие с людьми, находящимися за пределами предприятия. Оказалось, что «успешные» и «эффективные» менеджеры по-разному распределяют своё рабочее время. Сравнительный анализ показал, что успешные менеджеры 39% своего времени и энергии тратят на коммуникацию и управление человеческими ресурсами, в то время как эффективные менеджеры тратят на них 70% своего времени. «Успёшные» больше всего сосредоточены на четвёртом виде активности – организации сети, а «эффективные» уделяют этому меньше всего внимания. Таким образом, как установили учёные, в основе приоритетов того или иного вида активности лежат собственные ценности и мотивы менеджеров. Успешные менеджеры в большей степени ориентированы на собственные интересы, а эффективные – на цели компании [1,c.123].