Файл: Социальное страхование и его функции;.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С финансовой точки зрения содержание социального страхования заключается в создании и использовании целевых фондов денежных средств, предназначенных для социальной защиты определенных слоев населения.

К принципам организации финансового механизма социального страхования относятся: 1. Сбалансированность. 2.Обособленность. 3. Относительная самостоятельность.

1.4. Модели развития социального страхования

В истории развития социального страхования существует следующие модели [3].

Модель Бисмарка. В наиболее систематизированном виде институционально и законодательно социальное страхование было сформировано в Германии проведенных социальных реформ по инициативе О. Бисмарка. Во многих литературах германскую модель социального страхования часто называют моделью Бисмарка.

Базовые характеристики модели Бисмарка:

1. Максимальный учет при организации социального страхования природы трудовых отношений.

2. Оптимальное сочетание интересов субъектов правоотношений при организации социального страхования.

3. Организация социального страхования по отдельным видам социальных рисков.

4. Сочетание универсального и дифференцированного подходов при определении финансовой нагрузки и размеров страховых тарифов.

Модель Бисмарка, основывается на принципах профессионально-трудовой социальной солидарности и является эффективной в предоставлении качественной медицинской и реабилитационной помощи, высоким уровнем страховых выплат, демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков.

Модель Бевериджа. Данная модель социального страхования появился в Англии в 1942 году. Модель Бевериджа предусматривает:

Государственный гарантированный минимальный уровень пенсий и пособий на уровне прожиточного минимума;

Дополнительное факультативно-обязательное профессиональное страхование с целью замещения заработной платы;

Добровольное личное страхование;

В мировой практике в данное время существует 3 самые широко распространенные модели организации социального страхования, которые приведены ниже:

В Российской Федерации социальное страхование является:

обязательным (устанавливается законодательством);

некоммерческим (не преследует цель получения прибыли).


Вывод к 1-главе.

Социальное страхование является основополагающим элементом социальной защиты населения. Ухудшение демографического состояния и качества жизни граждан, неблагоприятный экономический фон, повышенный уровень безработицы и множество других причин стал основной причиной появлению системы социального страхования в Российской Федерации. В Российской Федерации действует обязательное социальное страхование.

ГЛАВА-2. СТРУКТУРА И СИСТЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Структура социального страхования

Современная система социальной за­щиты населения включает следующие основные элементы:

— государственное социальное обес­печение (социальную помощь);

— совокупность государственных гарантий, включая предоставление со­циальных льгот отдельным категориям населения;

— социальное страхование [обяза­тельное государственное и доброволь­ное корпоративное (коллективное) и индивидуальное страхование].

Можно выделить следующие виды социального страхования в России:

– пенсионное страхование работающих от социальных рисков – старости, инвалидности и утраты кормильца; страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;

– страхование временной утраты трудоспособность; страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации;

– обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации;

– медицинское страхование; страховщики – федеральные и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

В России обязательное социальное страхование появилось в конце 1990 г. В качестве основных структур обязательного социального страхования начали работу два негосударственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд Российской Федерации (в рамках реализации нового Закона «О государственных пенсиях в РСФСР») и фонд социального страхования(в результате реорганизации советского социального страхования в условиях распада Всесоюзной организации профсоюзов). [5]


Основы организации обязательного социального страхования и его функционирование.

Обязательное социальное страхование система мер созданная государством, которые направлены на компенсацию последствий материального и социального положения трудящихся граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности, родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до полутора лет и других событий установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Основные принципы осуществления обязательного социального страхования в Российской Федерации [2]:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования

- всеобщий обязательный характер социального страхования;

-доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

-автономность финансовой системы обязательного социального страхования;

-государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

­-государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от финансового положения страховщика;

-обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

-обеспечение надзора и общественного контроля.

Преимущества обязательного социального страхования перечислены ниже:

1. Наличие государственных гарантий осуществления выплаты страхового возмещения, которые провозглашены в Конституции РФ и обеспечиваются достаточно обширными финансовыми ресурсами.

2. Экономия на расходах ведения страхового процесса в связи с широтой расклада страховой суммы между всеми участниками обязательного страхования.

3. Наличие у государства права принудительного изменения условий страхования в целях сохранения стабильности страхового процесса в условиях экономического кризиса – отмена отдельных видов государственных пособий, снижение их размера.

4. Ликвидация эффекта неблагоприятного отбора.

В работе системы обязательного социального страхования России принимают участие три субъекта: 1) страхователи; 2) страховщики; 3) застрахованные лица.

Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.


Страховщики – некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Функционирование страховой системы регулируется федеральными органами. К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:

−установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;

−установление видов обязательного социального страхования;

− установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному− страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

−установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;

− установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;

− утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;

− установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

− установление базы для начисления страховых взносов, в том числе предельной величины этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;

− установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;

−определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;

− управление системой обязательного социального страхования.

Отношения по социальному страхованию возникают:

1) у страхователя (работодателя) – с момента заключения с работником трудового договора;
2) у страхователя (не являющегося работодателем) – с момента его регистрации страховщиком;
3) у страховщика – с момента регистрации страхователя;
4) у застрахованных лиц – с момента заключения трудового договора с работодателем;
5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них обязательных взносов.
В Российской Федерации государственное обязательное социальное страхование представлено следующими фондами:
 • пенсионным фондом;
 • фондом обязательного медицинского страхования;
 • фондом социального страхования;
Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации имеется территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).


2.3. Финансовая система обязательного социального страхования в Российской Федерации

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:

−страховые взносы;

− межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

−штрафные санкции и пеня;

− денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

− доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;− иные поступления, не противоречащие законодательству Российской− Федерации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в данной финансовой системе денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Застрахованные лица имеют право  на своевременное получение указанного страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

- Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

- Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

- Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»