Файл: Менеджер и его функция (Основные понятие менеджмента. Функция менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введения

В настоящее время весьма актуальным становится повышение уровня роли менеджера в организации и улучшении качества его деятельности. Всё это должно быть интегрировано с управленческой, инвестиционной, финансовой, производственной политикой.

Успешное управление организацией, прежде всего, основывается на систематическом учёте и анализе влияния окружающего мира, адаптации производства к внешним воздействиям.

Происходят расширение и углубление функций управления рабочей силой всех категорий. Основное значение приобретают стратегические вопросы руководства персоналом, превращение его в целостную систему.

В современных рыночных условиях можно увидеть, что всё большее значение приобретают стратегические аспекты, однако сохраняются и классические традиционные инструменты работы в управлении организацией.

Целю курсовой работы является изучения менеджера в профессиональной деятельности , и для того чтобы разбирать функции менеджмента : планирование , организация , мотивация , контроль , координация .

1. Основные понятие менеджмента

Слово «менеджмент» происходит от английского (management – «управление, руководство, администрирование») и означает особую профессиональную деятельность. Эта деятельность заключается в управлении организациями. То есть ключевым словом в определении понятия «менеджмент» является именно «управление». Причем менеджментом принято называть такое профессиональное управление организациями, которое обеспечивает высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.

Что же «управления и организация» давайте разберемся

Управление – это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.

Важным элементом процесса управления является обратная связь – передача информации (результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п.) от объекта к субъекту управления. Обратная связь – это осуществление менеджером контроля за работой подчиненных, а также возможность узнать их мнение и предложения. Без обратной связи менеджер лишен возможности эффективно управлять объектом.


Как мы видим, управлять целой организацией, ее отдельным подразделением или одним сотрудником – это значит оказывать на

них управленческое воздействие, т.е. отдавать распоряжения, формировать требования и планы, убеждать или просто беседовать с людьми.

При этом важно, чтобы «субъект управления» – тот, кто управляет, – имел четкие ответы на следующие вопросы:

1)       Какова цель управления? (Что требуется сейчас от организации? Чего я хочу добиться от своих подчиненных? К чему мы должны прийти?)

2)       Каково сегодняшнее состояние организации (подразделения)? Каких результатов мы уже достигли?

3)       Каковы критерии эффективности управления? (Какой результат нашей работы мы будем считать успешным?)

4)       Какие ограничения накладываются на управление? (Какие приказы и распоряжения я могу издавать, а какие – нет? Уместно ли сейчас вообще приказывать людям или лучше просто побеседовать с ними? Хватит ли у нашей организации денег, времени, людей и т.п. на то, чтобы реализовать задуманное?)

Иногда для объяснения, что такое управление, используется следующее определение:

Управление – это процесс рационального распределения ресурсов организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов.

Какими же ресурсами управляет менеджер в организации? При всем разнообразии их можно разделить на пять групп:

1.  Материальные (здания, оборудование, расходные материалы, сырье, необходимое для производства продукции и т.п.).

2.  Финансовые (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках и т.п.).

3.  Человеческие(работники, персонал организации).

4.  Информационные (базы данных, сведения, знания, технологии, инструкции и т.п.).

5.  Временные (рабочее время).

Как мы видим, управление – это довольно сложный процесс, требующий от менеджера знаний, навыков, опыта, уверенности в себе, а также – такта, чувства меры и внимательного отношения к людям. Но зато если управление осуществляется профессионально и эффективно, то появляется результат – продукция, которую производит предприятия, или услуги, оказываемые клиентам .

Кстати, как вы думаете, можно ли считать слова «менеджмент» и «управление» синонимами? Давайте проверим. Мы можем, например, сказать «управление автомобилем» или «дистанционное управление космическим кораблем». Применимо ли в этих случаях слово «менеджмент»? Очевидно, нет. Ведь менеджмент – это управление особого рода, управление деятельностью организаций .


Теперь постараемся понять, что же такое организация? Самое простое определение говорит, что организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Другими словами, менеджеру всегда (или почти всегда) приходится управлять группами людей. Его задача состоит в том, чтобы эти люди понимали цель совместной работы и действовали сообща наиболее эффективно, используя преимущества совместного труда.

Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Борис Мильнер «Теория организации»

Вы можете спросить: а разве нужно постоянно управлять людьми, если они и без того знают, что им нужно делать? Может быть, группа людей сможет обойтись без менеджера?

Как правило, любая работа – и простая, и тем более сложная – требует координации и управления. Далеко не всегда исполнители в состоянии сами грамотно спланировать свою совместную деятельность, распределить между собой задачи. Решить, кто кому и по каким вопросам будет подчиняться. Кто и как будет контролировать работу. Какая заработная плата должна быть назначена за ту или иную работу. И тому подобное.

Исполнители не смогут сделать это не потому, что они не способны к такой деятельности. Просто у них – другие задачи. У каждого – своя должность, своя профессия. Так, например, токарь умеет работать на токарном станке, а водитель автобуса – управлять автобусом; продавец умеет торговать, а дизайнер – создавать креативные изделия. Они делают это очень хорошо, возможно, лучше других. Но как только деятельность определенного количества людей становится совместной, когда работа каждого из них зависит от работы другого, появляются особенности совместного труда и даже трудности.

Двадцать или тридцать высококлассных токарей не смогут самостоятельно выполнить производственный план завода, потому что кто-то должен составить график их работы, обеспечить обслуживание станков, своевременную подачу материалов и отгрузку готовых изделий. Кто-то должен нанимать новых рабочих, обучать их и решать, как оплачивать труд. Кто-то должен знать, кому продавать продукцию завода и что нужно производить в следующем месяце, чтобы продукция пользовалась спросом. И многое-многое другое... Всю эту сложную, многогранную деятельность и называют организацией деятельности, или в общем – управлением. А значит, необходимы особые, профессионально подготовленные специалисты, умеющие управлять.


Практически во всех современных языках термин «менеджмент» (management) употребляется для обозначения профессионального управления хозяйственными (рыночными) организациями.

Хозяйственнымипринято называть такиеорганизации, которые предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества путем производства продукции и оказания услуг.

Таким образом, менеджмент – это профессиональное управление хозяйственными организациями, действующими в условиях рынка. Иногда, правда, так называют любую управленческую деятельность. Говорят, например, о «менеджменте в государственных и муниципальных организациях» или о «менеджменте общественных организаций». Это не совсем корректно. Возможно, со временем это станет нормой языка, но в наше время все же грамотнее применять для этого термины «управление» или «администрирование» (в английском языке, например, для обозначения государственного управления применяется термин government administration, а общественного – public administration).

Таким образом, менеджмент – это профессиональное управление хозяйственными организациями, действующими в условиях рынка. Иногда, правда, так называют любую управленческую деятельность. Говорят, например, о «менеджменте в государственных и муниципальных организациях» или о «менеджменте общественных организаций». Это не совсем корректно. Возможно, со временем это станет нормой языка, но в наше время все же грамотнее применять для этого термины «управление» или «администрирование» (в английском языке, например, для обозначения государственного управления применяется термин government administration, а общественного – public administration).

Прочитайте другие определения менеджмента. Подумайте, на какие особенности указывает каждое из них.

Менеджмент – это искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.

Ф. Тейлор

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

 

В конечном счете работа менеджера состоит в том, чтобы заставить обычных людей достигать невероятных результатов.

К. Бартлетт

Менеджмент – это профессиональное управление социально-экономическими системами.

В современном языке термин «менеджмент» означает (рис. 2):

     вид профессиональной деятельности.


 

     категорию людей (представителей определенной профессии);

     аппарат управления организации (предприятия, фирмы, учреждения и т.п.);

     процесс управления организацией;

     науку (имеющую свой понятийно-категорийный аппарат, научные труды, методы, методики и т.п.);

     искусство (систему специфических требований, предъявляемых к творческим способностям, личностным качествам, навыкам, манере поведения и имиджу специалиста в области управления – менеджера).

Итак, мы определили понятие «менеджмент». Осталось понять, кого же можно и нужно называть менеджером.

В настоящее время к менеджменту применяют следующие научные подходы.

А). Процессный подход появился в 20-х годах XX века и существует до настоящего времени. Это первый исторически сложившийся подход. Он был предложен классической административной школой. Этот подход рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, определяет менеджмент как процесс, в котором деятельность направлена на достижение целей организации. В соответствии с процессным подходом каждая из управленческих функций тоже является процессом.

Процессный подход понимает менеджмент как простое одномерное взаимодействие людей в организации и не учитывает влияние на управленческую деятельность внешней среды.

Б). Системный подход появился в 50-е годы XX века и существует в наши дни. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Он предполагает исследование объекта анализа как системы, включающей в себя составные компоненты (подсистемы), без которых невозможно функционирование объекта в целом. При анализе рассматриваются внутренние связи между компонентами и внешние связи объекта. Применение системного подхода к менеджменту помогает увидеть организацию в единстве составляющих её частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.

Система менеджмента – это совокупность взаимосвязанных и совместно работающих элементов организации, обеспечивающих эффективное управление ею. К таким элементам относятся менеджеры, каждый из которых отвечает за свою часть управленческой деятельности. Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из масштабов, сфер деятельности, организационной структуры и специфики предприятия. Наверное, почти невозможно найти две организации (даже очень похожие по профилю своей деятельности), у которых были бы совершенно одинаковые системы менеджмента. Скорее всего, они будут различаться наличием или отсутствием тех или иных управленческих должностей, разным распределением между менеджерами задач и ответственности, особенностями принятия важных решений, даже формами общения между руководителями и подчиненными.