Файл: Характеристика налога на имущество организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Вместе с появлением государства возникла необходимость в средстве по покрытию расходов на выполнение его основных задач и функций, так и появились первые государственные налоги. Первоначально налоги взимались в натуральной форме, а с развитием товарно-денежных отношений они приобрели преимущественно денежный характер.

В настоящее время в Российской Федерации в общей сумме поступающих налоговых платежей значительный объем занимают суммы налогов предприятий, организаций и учреждений. Эти средства направляются на военные цели, содержание государственного аппарата, финансирование разного рода программ по регулированию экономики.

В рыночной экономике основными налогами считаются налог на доходы с физического лица; налог на прибыль организации; косвенные налоги; взносы социального страхования. Несмотря на то, что налог на имущество отсутствует в этом списке, для региональных бюджетов он является стабильным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности юридических лиц.

Тема курсовой работы представляется актуальной, так как изучение порядка исчисления и уплаты налога на имущество организаций позволяет понять механизм его воздействия на хозяйствующих субъектов, оценить методы государства, которые путем применения налоговых льгот стремится стимулировать или стабилизировать деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении отдельных видов предпринимательства. К тому же в порядке исчисления налога на имущество с 2019 года произошли существенные изменения.

Цель курсовой работы: изучение налога на имущество в современных условиях.

Для достижения целей ставились следующие задачи: рассмотреть сущность и роль налога на имущество организаций; рассмотреть порядок определения налоговой базы; применение налоговых ставок и льгот по налогу на имущество организаций; рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций; изучить налоговый контроль по налогу на имущество, рассмотреть наиболее часто встречающиеся ошибки при исчислении налога; рассмотреть перспективы развития налогообложения имущества организаций.

Объектом изучения является Налоговый кодекс РФ, а также Законодательные акты в отношении налога на имущество.

Предметом изучения курсовой работы является: налог на имущество в современных условиях.


В процессе написания работы мною были изучены актуальные на 2019 год Федеральные и Региональные Законы, Налоговый Кодекс Российской Федерации, учебники для ВУЗов по налоговому учету, разработанные в соответствии с Федеральным образовательным государственным стандартом высшего образования (ФГОС 3+). Также я руководствовалась статьями, комментирующими Налоговый кодекс и Федеральные законы РФ, размещенными на авторитетных сайтах, предназначенных для использования действующими бухгалтерами и руководителями.

1. Правовые основы исчисления и уплаты налога на имущество организаций

1.1. Характеристика налога на имущество организаций

Налог на имущество является прямым региональным налогом, поэтому полностью отправляется в казну местного бюджета. Порядок уплаты и расчета платежа установлен главой 30 НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2004 года. На протяжении времени информация в главе изменялась не раз, и в 2019 году в ней появились обновления, рассмотрим особенности начисления и уплаты налога на имущество.

Налог на имущество организаций устанавливается налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.[1]

1.2. Налогоплательщики и объекты налогообложения


Плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374  Налогового кодекса.[2]

В целях реализации программ, имеющих особую важность для государства, организации, принимающие участие в них, освобождаются от уплаты налога на имущество. Так, от уплаты налога были освобождены организаторы Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в 2014 году в городе Сочи.

А в настоящее время не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.[3] (п. 1.2 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)

Иностранные организации обязаны уплачивать налог на имущество в случаях, если их деятельность признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Объекты налогообложения

Обязанность уплачивать налог на имущество зависит от режима налогообложения юридического лица, а также от наличия у него налогооблагаемого имущества.

Объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.[4]


Иностранные организации обязаны вести учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.[5]

Рассмотрим подробнее наличие каких объектов ведет к налогообложению, а какие объекты освобождены от уплаты.

Для начала следует отметить что с 01.01.2019 движимое имущество полностью освобождено от налогообложения.

В статье 374 НК РФ дан полный список имущества, за которое платить не нужно. В него входят:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов. [6]

Под налогообложение подпадает недвижимость, в том числе переданная во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенная в совместную деятельность или полученная по концессионному соглашению, учитываемая на балансе в качестве объектов основных средств.[7]


В соответствии со ст. 373, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 Налогового Кодекса в 2019 году налог на имущество должны уплачивать организации, применяющие следующие режимы налогообложения:

1. Организации на основной системе налогообложения (в т.ч. обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс), у которых на балансе есть основные средства, признаваемые объектом налогообложения по налогу на имущество.

Основное средство должно отвечать ряду условий:

  • его планируют использовать в производстве, сдавать в аренду или применять для управленческих целей;
  • его планируют использовать более года;
  • его не планируют перепродавать с целью извлечения прибыли;
  • объект может приносить экономический доход.

2. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), или уплачивающие единый налог на вмененный доход (ЕНВД), владеющие определенным имуществом.

Применяя УСН, организация должна уплачивать налог на имущество в 2019 году по тем объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Для российских организаций к таким объектам относятся (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или фактически используемые для этих целей;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.[8]

Конкретный перечень из указанных выше объектов недвижимости (кроме жилых домов и жилых помещений) определяется соответствующим субъектом РФ. Получить более детальную информацию можно в Росреестре и в налоговой инспекции. При этом, упоминания о виде имущества в законе недостаточно. Самое главное – чтобы объект находился в кадастровом перечне, утвержденном региональными властями. Если объекта имущества в нем нет, то налог платить не нужно.

3. Организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог в отношении имущества, которое не используется при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.[9]

За предпринимателей налог рассчитывает налоговая служба и присылает им уведомление на уплату.

Организации же, должны рассчитать сумму налога самостоятельно. Таким образом, бухгалтеру прежде всего стоит определить, владеет ли организация какими-либо объектами налогообложения в целях уплаты налога на имущество. Далее следует рассчитать налоговую базу, рассмотрим, особенности ее исчисления.