Файл: Характеристика налога на имущество организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Годовая сумма налога определяется как произведение налоговой базы и ставки налога.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются ежеквартально. Расчёт за квартал ведется согласно следующим формулам:

  • При расчете налога исходя из среднегодовой стоимости авансовый платеж равен произведению средней за отчётный период стоимости основных средств и ставке налога разделенные 4.
  • При расчете налога исходя из кадастровой стоимости авансовый платеж равен произведению кадастровой стоимости основных средств и на ставки налога разделенные 4.

Расчеты по авансовым платежам необходимо направлять в ИФНС не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Крайний срок сдачи расчета за 1 квартал 2019 года - 30 апреля.

Бухгалтеру следует учитывать, что некоторые регионы вводят свои сроки отчетности и уплаты налога, и нужно уточнять условия актуальные для своего региона.

Последний платеж по налогу (налог к доплате) исчисляется как разница между начисленной суммой налога за год и уже уплаченными авансовыми платежами.

Если облагаемое налогом имущество было принято на учет не с начала отчетного года или выбыло в течение года, то на формулу расчета авансов или налога исходя из среднегодовой стоимости имущества данный факт никак не повлияет.

Если же речь идет об имуществе, налог в отношении которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, то авансы/налог рассчитываются с учетом коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ).

Для расчета коэффициента владения необходимо разделить количество полных месяцев владения на количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде.[18]

При подсчете количества полных месяцев владения нужно учитывать:

  • если право собственности на кадастровую недвижимость возникло до 15-го числа конкретного месяца включительно, то данный месяц принимается за полный. Если же право на недвижимость возникло после 15-го числа месяца, то данный месяц в расчет не берется;
  • если право собственности на кадастровую недвижимость прекращено после 15-го числа месяца, то этот месяц участвует в расчете коэффициента как полный. Если же право прекращено до 15-го числа месяца включительно, то такой месяц учитывать не нужно.

В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Налогового Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 ст. 382 НК РФ,[19] т.е. в порядке, аналогичном расчёту коэффициента владения.


В отношении имущества, определяемого по кадастровой стоимости, налоговая база рассчитывается с учетом следующей особенности. Если кадастровая стоимость помещений не определена уполномоченным органом, но сам объект недвижимого имущества включен в такой перечень, налоговая база в отношении помещения определяется исходя из доли площади кадастровой стоимости по формуле:

НБП=Sn*КСЗД/SЗД, где

НБП – это налоговая база, рассчитываемая в отношении помещения;

Sn – площадь помещения, по которому определяется налоговая база;

КСЗД – это кадастровая стоимость здания по состоянию на 1 января;

SЗД – общая площадь здания, в котором расположено помещение.

Уплата авансовых платежей или налога производится по месту нахождения имущества, отчетность также сдается в налоговую по месту нахождения. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Обособленные подразделения платят налог по ставке того региона, где зарегистрировано подразделение. Если недвижимость расположена не по месту регистрации головной организации или подразделения, то налог рассчитывают по ставке того региона, где недвижимость находится.[20]

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций предоставляются

  • организация, для которых льготы по налогу носят временный характер;
  • организации, имеющие право на полное освобождение от уплаты налога;
  • организации имеющие право на освобождение от налога по отдельному виду имущества.[21]

В статье 381 НК РФ указан список организаций, освобождающихся от бремени уплаты налога на имущество. С помощью этой меры, государство поддерживает религиозные организации, учреждения уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, государственные научные центры, организации, занимающиеся инновационной деятельностью, организации, находящиеся в особой экономической зоне и другие.

Части ст. 385 НК РФ рассматривают особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области, особенности исчисления и уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, особенности исчисления налога в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. В рамках данной работы мы не будем подробно их рассматривать.


Подводя итоги основ исчисления налога на имущество видится следующий порядок действия бухгалтера:

  1. проверить имеет ли организация право на льготы - данные о льготах содержатся в региональных законах;
  2. опредедлить какое из имеющего все имущество является объектом налогообложения;
  3. выяснить базу для исчисления налога;
  4. Выяснить налоговые ставки, установленный в регионе.
  5. Исчислить налог к уплате в бюджет.

Также следует помнить о авансовых платежах, и вовремя их уплачивать.

Штраф для компаний, которые не уведомили налоговую о недвижимости, составляет 20% от суммы неуплаченного налога на имущество.

2. Налоговый контроль

Налог на имущество организаций нередко является объектом налоговой проверки. Значение данного налога достаточно велико, так как этот налог зачисляется в региональные бюджеты и в значительной степени обеспечивает формирование доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.

2.1. Прядок проведения камеральных проверок по налогу на имущество организации

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля. Проверке подвергаются все представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (далее - налоговая отчетность). Кроме того, в ходе проверки эти документы сопоставляются с другими документами о деятельности налогоплательщика, имеющимися у налогового органа.[22]

Факт представления отчетности - первое, что проверяется в ходе камеральной проверки. Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, проверяющие вправе провести камеральную проверку на основе имеющихся у них документов о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации. Кроме того, налогоплательщику грозит ответственность по статье 119 НК РФ. Она применяется даже в том случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю. В этом случае налогоплательщику придется заплатить минимальный штраф в размере 1000 руб.


Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларацию. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока или отказался от ее представления вовсе (статьи 31 и 76 НК РФ). В случае, если до окончания камеральной проверки имеющихся у налогового органа документов налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная проверка прекращается и начинается новая на основе представленной налоговой декларации. [23]

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Периодичность проведения камеральных налоговых проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности. Проверка проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. О начале проверки налогоплательщик не информируется. О ее результатах он узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями. Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Основными этапами камеральной проверки являются:

  • правильности исчисления налоговой базы;
  • проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимосвязи показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
  • проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
  • проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

Следует отметить, что для налога на имущество организаций налоговых вычетов не предусмотрено.

Когда проводится камеральная налоговая проверка, налоговый орган может истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. [24] Истребованы могут быть хозяйственные договоры, первичные бухгалтерские документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная книга и др.), счета-фактуры и т. д. Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении этих документов, обязан представить их в виде заверенных должным образом копий. Отказ от представления требуемых документов или непредставление их в отведенный срок является налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.


В ходе камеральной проверки налоговому органу может также потребоваться информация о деятельности налогоплательщика, связанная с иными лицами. Налоговый орган в соответствии со статьей 93.1 НК РФ вправе истребовать у таких лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть провести встречную проверку. Истребованы могут быть, к примеру, договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), счета-фактуры, платежно-расчетные документы, выписки банков по счетам и другие документы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика. Отказ организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщике и иное уклонение от представления таких документов признается налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 10000 руб. Такие же санкции налагаются и за представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в течение трех дней после получения запроса. Помимо Налогового кодекса ответственность за непредставление в установленный срок документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена в статье 15.6 КоАП РФ. Она предусматривает штраф с граждан от 100 до 300 руб. и с должностных лиц организации от 300 до 500 руб. Такие же санкции налагаются за отказ от представления перечисленных выше документов и сведений и их представление в неполном объеме или в искаженном виде.

В отличие от выездной проверки, обязательное составление акта по результатам камеральной проверки Налоговым кодексом не предусмотрено. Налоговики составляют документ лишь в том случае, если были установлены ошибки.

Нарушения не выявлены: камеральная проверка автоматически завершается. Если ошибок или противоречий нет, инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается. Законодательство не предусматривает сообщение налогоплательщику об отсутствии ошибок.

Если же выявлены нарушения: в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ; акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику; налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки; в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение по проверке Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.[25]