Файл: По теории и практике разделения властей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия других. При его последовательном проведении в жизнь исключается вся возможность присвоения какой – либо властью полномочия другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет возможность возникновения узурпации и обеспечивает нормальное функционирование органов государственной власти.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических государствах ( таких, как США, Германия ) наряду с классическим разделение властей федеративное устройство является также способом децентрализации и разделения власти, предупреждающим его концентрацию.

8. Законодательная власть.

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

Законодательная власть осуществляется общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера – также местными законодательными органами.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных государственных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Следует отметить, что не смотря на монопольное положения в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских республиках, подвержен довольно эффективному воздействию со стороны правительства.

9. Исполнительная власть.

Создатели концепции разделения властей полагали, что ограниченный монарх, будучи главой государства, одновременно будет осуществлять исполнительную функцию в государстве через подчиненных ему министров. В соответствии с этими представлениями создавались многие ранние конституции в монархических государствах, а от части и в тех, где наследственного монарха заменял президент и ему были подчиненны министры.


В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительства, либо только главе, либо только правительству. Органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов. Они также занимаются распорядительной деятельностью, издают нормативные акты во исполнение законов. Наконец, органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочиями.

10. Судебная власть.

Суд занимает особое место среди юридических учреждений разных стран. Суд является носителем особой государственной власти – судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.

Государственная власть суда имеет конкретный характер: рассматривает конкретные дела и споры, возникающие вследствие конфликтов в обществе ( уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, жалобы граждан на действия чиновников ).

Суд рассматривает и решает те или иные конфликты в соответствии с нормами закона, а также правосознаниями членов судейской коллегии. Особенности судейской власти как независимого органа предполагает судейское самоуправление – наличие высших квалификационных судейских коллегий.

В отличие от законодательной власти, которая с политической жизнью страны, в отличие от исполнительной, которая тоже участвует в политике и поддается политическому давлению со стороны партий, при осуществлении судейской власти политическое давление должно быть исключено, равно, как и любое другое давление с целью повлиять на решение суда. Для этого существует ряд привилегий, которыми располагают статус судьи .

Судьи независимы и подчиняются только закону. Как правило, судьи не могут состоять в партиях, участвовать в митингах забастовках, а также других мероприятиях подобного рода.

11. Современный принцип разделения властей в Российской Федерации.

Принятие на всенародном референдуме в 1993 году Конституции Российской Федерации позволило закрепить принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя России ( статья 10 Конституции РФ гласит: « Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную исполнительную и судебную. Органы законодательной, судебной и исполнительной власти самостоятельны» ). Важное место занимают законодательная и исполнительная власть в законодательном процессе, а закон ( нормативный акт ) – основной источник права. Поэтому структура отношений между представительными и исполнительными органами играют решающую роль в государственном регулировании жизни общества.


На этом, полагаю, что достаточно подробно изложил аспекты теории и практики разделения власте.

Курсовую готовил студент Московского финансово – промышленного университета «Университет» Мальцев Андрей Сергеевич, 04.12.1993 года рождения. Группа: ОКПс – 1709 СТКк.