Файл: Организация учета хозяйственного инвентаря, инструментов и спецодежды..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы учета специального инструмента, специального оборудования, специальной одежды

Понятие, классификация и оценка специального инструмента, специального оборудования и специальной одежды в составе текущих активов

Нормативное регулирование, цели и задачи учета специального инструмента, спецоборудования, спецодежды

Документальное оформление операций по поступлению, использованию и списанию специнструментов и спецодежды

Глава 2. Организация учета хозяйственного инвентаря, инструментов и спецодежды.

2.1 Документальное оформление движения специального инструмента, специального оборудования, специальной одежды в местах их хранения.

2.4 Инвентаризация специального инструмента, специального оборудования и специальной одежды.

Глава 3. Бухгалтерский учет (синтетический и аналитический) инвентаря и хозяйственных принадлежностей на предприятии

3.1 Организация аналитического и синтетического учета специального инструмента, специального оборудования

3.2 Организация аналитического и синтетического учета спецодежды

Заключение

Список использованных источников

При изготовлении специальной оснастки и специальной одежды собственными силами организации принятие их к бухгалтерскому учету должно подтверждаться «Актом выполненных работ по изготовлению специальной оснастки и специальной одежды» по форме, устанавливаемой организацией (образец формы приведен в Методических указаниях).

Передача изготовленной в организации специальной оснастки и специальной одежды подразделениями-изготовителями (цехами) на склады организации должна оформляться требованием-накладной и/или накладной соответственно по формам № М-11 и № М-15 (Приложение 2).

Требование-накладная (накладная), как правило, выписывается в трех экземплярах. Первый экземпляр передается бухгалтерской службе для оприходования изготовленной специальной оснастки и списания затрат по соответствующему заказу. Второй экземпляр передается вместе с изготовленными объектами специальной оснастки на склад организации, а третий остается в подразделении-изготовителе.

Отпуск специальной оснастки и специальной одежды в производство (эксплуатацию) со складов организации производится на основании требования-накладной и/или накладной (формы № 2/2 М-11 и № М-15), а также по лимитно-заборным картам (форма № М-8).

При использовании в организации забалансового учета объектов специальной оснастки их выбытие в качестве объекта учета осуществляется на основании «Акта на списание».

В качестве «Акта на списание» организация может использовать формы № МБ-4 «Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов» и № МБ-8 «Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов».

Исходя из конкретных условий своей деятельности, организация может помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению специальной оснастки и специальной одежды. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Организация должна также осуществлять оперативный учет специальной оснастки и специальной одежды, порядок которого излагается ниже.


2.4 Инвентаризация специального инструмента, специального оборудования и специальной одежды.

По общему правилу спецодежду и спецснастку включают для целей бухгалтерского учета в состав оборотных активов (п. 2 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н (далее — Методические указания № 135н)). При этом Методические указания № 135н определяют особенности бухгалтерского учета подобных активов, имеющих особый порядок отнесения их стоимости в затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг).

Предусмотрено, что фирма может организовать учет специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования в порядке, предусмотренном для учета ОС (п. 9 Методических указаний № 135н; ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Отметим, что спецодежда в указанной норме не названа, а упомянутые специальные инструменты, специальные приспособления, специальное оборудование далее именуются как спецснастка (п. 10 Методических указаний № 135н).

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности компании обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются (п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) их наличие, состояние и оценка. При этом основные цели инвентаризации имущества определены так (п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания по инвентаризации)):

-выявление фактического наличия имущества;

-сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Спецодежда и спецснастка соответствуют определению такой категории активов, утратившей на сегодняшний день актуальность, как «малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» (далее — МБП). Между тем инвентаризации МБП посвящен отдельный пункт в действующих по настоящее время Методических указаниях по инвентаризации (п. 3.25 Методических указаний по инвентаризации). При этом ни Общие правила проведения инвентаризации (пп. 2.1—2.16 Методических указаний по инвентаризации), ни упомянутые нормы Методических указаний по инвентаризации не содержат прямого указания на то, по какой стоимости следует отражать в инвентаризационных описях (актах) активы, учитываемые как объекты спецснастки и спецодежды (или МБП), стоимость которых погашается в порядке, аналогичном начислению износа.


Спецснастку и спецодежду принимают к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, то есть в сумме фактических затрат на приобретение или изготовление, исчисленных в порядке, предусмотренном для учета МПЗ (п. 11 Методических указаний № 135н; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее — Методические указания № 119н)).

Предусмотрено, что инвентаризация и проверка наличия (состояния) спецснастки и спецодежды проводятся в порядке, установленном для МПЗ.

Аналитический учет спецснастки и спецодежды, находящихся в производстве (эксплуатации), ведется бухгалтерской службой по наименованиям (номенклатурным номерам), количеству и фактической себестоимости с указанием даты поступления в производство (эксплуатацию) (месяц, год), мест эксплуатации (по подразделениям) и материально ответственных лиц (п. 22 Методических указаний № 135н).

Стоимость объекта спецснастки и спецодежды, который выбывает или не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих организаций, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 30 Методических указаний № 135н).

Списание спецснастки и спецодежды с бухгалтерского учета в качестве отдельного объекта учета осуществляют только при их фактическом физическом выбытии. При этом окончание переноса стоимости объекта спецснастки на себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг) может не совпадать по времени с его фактическим физическим выбытием (п. 31 Методических указаний № 135н).

Если провести аналогию с порядком отражения в учете стоимости МПЗ при их принятии к учету и списании в производство, то можно отметить следующее.

С целью организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием проводят проверки как в местах хранения запасов, так и в местах их эксплуатации. Между тем указание в инвентаризационных описях МПЗ стоимости, по которой их списывают в производство (если их списывают по средней себестоимости или по себестоимости первых по времени приобретения), по нашему мнению, по меньшей мере нецелесообразно.

Кроме того, на примере комплектов спецодежды как объектов учета можно отметить, что их выдают в пользование работникам по мере износа предыдущих (согласно нормам) или вновь принятым работникам, когда те приступают к работе. Поэтому если идентичные комплекты спецодежды из одной партии (с одинаковой фактической себестоимостью) передают в эксплуатацию ежемесячно, то остаточная стоимость идентичных комплектов спецодежды в эксплуатации из одной партии может существенно отличаться. Тем самым, если в инвентаризационных описях спецодежды и спецснастки указывать их остаточную стоимость, утрачивается сопоставимость показателей стоимостной оценки фактически имеющихся в наличии (в эксплуатации) идентичных объектов учета.


Помимо вышеизложенного, если исходить из основных целей инвентаризации (п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации), то в ходе инвентаризационной работы большее внимание уделяют выявлению именно фактического наличия имущества и сопоставлению фактического наличия имущества с данными о его наличии в бухгалтерском учете.

Таким образом, с точки зрения экономического смысла показателей инвентаризационных описей (и сопоставимости стоимостной оценки идентичных объектов учета), по нашему мнению, в инвентаризационных описях следует указывать фактическую (первоначальную) себестоимость объектов спецснастки и спецодежды. С другой стороны, указание в описях остаточной стоимости, полагаем, в любом случае не даст объективную оценку фактическому состоянию объектов спецодежды и спецснастки в силу различных режимов эксплуатации (например, различной интенсивности носки спецодежды и различий производственной среды в разных цехах).

В заключение лишь отметим, что в положениях, которые на сегодняшний день утратили силу, содержалось прямое указание на то, что при инвентаризации МБП (в эксплуатации) в описях следовало указывать их первоначальную стоимость. Вместе с тем с учетом особенностей собственной хозяйственно-экономической деятельности и присущих ей особенностей учетной работы организации следует самостоятельно принять решение по рассмотренному вопросу, закрепив его в учетной политике. При этом отметим, что организацией могут быть избраны различные варианты в отношении различных объектов учета, например в отношении спецодежды — по фактической (первоначальной) себестоимости, а в отношении спецснастки — по остаточной.

Глава 3. Бухгалтерский учет (синтетический и аналитический) инвентаря и хозяйственных принадлежностей на предприятии


3.1 Организация аналитического и синтетического учета специального инструмента, специального оборудования

ООО «ВЕРТИКАЛЬ» приобрела сварочные аппараты и перфораторы. Перед бухгалтером встал вопрос: как их оприходовать, в качестве основных средств или инструмента?

В данном случае возможны два варианта. В бухгалтерском и налоговом учете приобретенное оборудование может учитываться и как основные средства, и как инструменты. Рассмотрим подробнее.

  1. Учет специальных инструментов и специального оборудования в качестве основных средств

Основным отличием основных средств от материально-производственных запасов является то, что затраты на их приобретение нельзя учесть сразу при вводе объекта в эксплуатацию.

Их стоимость погашается постепенно путем начисления амортизации. Для того чтобы указанное оборудование, инструмент и т. д. учесть в бухгалтерском учете как объекты основных средств, необходимо, чтобы единовременно выполнялись условия пункта 4 ПБУ 6/01:

-объект должен использоваться в производственных целях в течение срока свыше 12 месяцев;

-не предназначаться для последующей перепродажи;

-приносить экономическую выгоду в будущем.

Если приобретенное оборудование отвечает этим условиям и его стоимость выше предела, установленного в учетной политике организации для учета активов в составе материально-производственных запасов (либо свыше 40 000 руб.), то его следует учитывать на счете 01 «Основные средства».

Амортизация начисляется одним из следующих способов: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). При решении вопроса об отнесении тех или иных объектов к основным средствам и выборе способа начисления амортизации необходимо учитывать, что со стоимости основных средств придется платить налог на имущество.

Налоговой базой для расчета данного налога служит остаточная стоимость основных средств, исчисляемая по правилам бухгалтерского учета.

В налоговом учете для отнесения активов к амортизируемому имуществу установлены следующие критерии:

-они должны находиться в собственности организации;

-использоваться для извлечения дохода;

-срок полезного использования должен составлять более 12 месяцев;

-стоимость должна превышать 100 000 руб.

Стоимость амортизируемого имущества погашается путем начисления амортизации.