Файл: Оперативно-розыскная деятельность: гласно и негласно(Оперативно –розыскное мероприятие: понятие и условие проведение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Когда был принят ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» во второй главе был установлен перечень оперативно-розыскных мероприятий, где были закреплены основания и условия их проведения, а также порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Однако в законодательстве не содержится четкого определения оперативно-розыскным мероприятиям, а лишь указывается в ст.1 Закона, что оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, и в ст. 6 обозначает их перечень.

Но все же актуальностью исследуемой темы является то, что оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, и теоретическое исследование ее проблем в первую очередь должно начинаться с изучения оперативно-розыскных мероприятий. Но, несмотря на множество трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, еще пока не проводилось. Поэтому хотелось бы обратить внимание на актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, которые требуют на сегодня научной проработки. Изложенное актуализирует необходимость научных исследований данной проблемы.

Объектом исследования в представленной работе являются общественные отношения, осуществляемые в сфере реализации оперативно-розыскной деятельности.

Предметом исследования является нормативные правовые акты, которые регулируют оперативно-розыскную деятельность.

Цель курсовой работы является определение гласных и негласных оперативно- розыскных мероприятий.

Для решения поставленной цели необходимо определить круг задач.

Например, необходимо обратить свое внимание на разрешение­ следующих задач: определить понятие и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий; определить классификацию гласных оперативно-розыскных мероприятий, рассмотреть негласную структуру оперативно-розыскных мероприятий.

Методологической основой послужил диалектический метода научного исследования. Также были использованы исторический, сравнительно – правовой, логико – юридический, системно – структурный, лингвистический и другие методы научного познания.

Нормативную основу работы составляют положения Конституции РФ, Уголовный Кодекс РФ (далее –УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ), федеральные законы – «Об оперативно-розыскной деятельности».


Теоретическая база представлена трудами таких известных учёных – юристов, как: И.А. Иванов, В.В. Важенин, Г.А. Кокурин, и др.

С учетом характера и специфики темы, а также степени разработанности исследуемых в ней проблем, построена и структура курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Понятие оперативно- розыскных мероприятий

1.1 Оперативно –розыскное мероприятие: понятие и условие проведение

Анализ современных подходов к понятию оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) позволяет предложить следующее определение: ОРМ - это предусмотренные законом и подзаконными нормативными актами разведывательно-поисковые действия, проводимые уполномоченным субъектом преимущественно негласными средствами и методами при наличии определенных оснований и в соответствии с установленным порядком, направленные на получение, фиксацию и проверку сведений, предметов и документов как источников таких данных, значимых для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также для решения иных задач оперативно-розыскной деятельности[1].

Согласно 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) установлено, что приведенный перечень ОРМ может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В настоящее время этот перечень включает 15 ОРМ.

В теории оперативно-розыскной деятельности это вызывает отсутствие единого понимания, а зачастую, и противоречия в определениях ОРМ. Так, Г.А. Кокурин под оперативно-розыскным мероприятием понимает: общественно-значимое, конфиденциально и умышленно совершаемое предусмотренное ФЗ «Об ОРД» оперативно-розыскное активное деяние (действие, мероприятие или операция), посредством совокупности которых осуществляется ОРД»[2]. Это определение разделяет обозначенные в ст. 6 ФЗ «Об ОРД» оперативно-розыскные мероприятия на действия, мероприятия и операции, обозначая их деяниями. Но с этим можно не согласиться.


По мнению А.Н. Зенкина оперативно-розыскные мероприятия - это проводимые и организуемые в соответствии с требованиями нормативных актов контрразведывательные и разведывательные действия органов, уполномоченных законодателем осуществлять оперативно-розыскную деятельность[3].

На разведывательно-поисковый характер оперативно-розыскных мероприятий указывает Д.П.Великий: «Оперативно-розыскные мероприятия - это проводимые и организуемые в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов контрразведывательные и разведывательно-поисковые действия органов, уполномоченных законодателем осуществлять оперативно-розыскную деятельность»[4].

Но самая точная характеристика оперативно-розыскным мероприятиям, дана И.А. Иванов: «Оперативно-розыскные мероприятия – структурный, составной элемент оперативно-розыскной деятельности, который состоит из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач». Он также конкретизирует эту задачу: «Оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, подготавливающих, замышляющих и совершающих преступления, о наличии материальных следов преступления.»[5].

Действительно, любое оперативно-розыскное мероприятие состоит из действий, которые включают в себя какие-либо организационно-тактические приемы. К примеру, такое распространенное мероприятие как «опрос» в себе содержит ряд действий, таких как: подготовка к опросу, которая включает составление перечня вопросов для опрашиваемого; выбор места, времени и обстановки опроса; установление психологического контакта с гражданином в процессе непосредственного общения, использование при этом гласно или негласно аудио-видеозаписывающей аппаратуры; оформление результатов опроса и др. Так же можно согласится с мнением И.А. Иванова о том, что оперативно-розыскные мероприятия носят поисковый характер, т.е. направлены на поиск информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления[6].

Но все же, при всей казалось бы исчерпывающей характеристике определения оперативно-розыскных мероприятий, у вышеприведенных авторов, по нашему мнению, присутствует один недостаток -все отмечают направленность ОРМ только лишь на борьбу с преступностью. Однако, согласно с ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ОРД направлена не только на борьбу с преступностью, а в некоторых случаях применяется и в отношении проверяемых лиц, поведение которых не связано с преступной деятельностью.


Так, основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий может быть принятие решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а так же окружающей среды. Этим самым законодатель существенно расширил полномочия должностных лиц, органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определив возможность сбора информации о любых лицах и фактах, представляющих собой оперативный интерес.

Во-первых, эти нормы вытекают из задач ОРД, направленных на осуществление оперативно-розыскной профилактики, т.е. на определения причин преступности, обстоятельств и условий, для их совершения.

Во-вторых, этим законом урегулированы правоотношения, объектами которых являются любые, в том числе и законопослушные граждане. Эта норма направлена на то, что границ субъекты ОРД не имеют, ими могут быть любые, в том числе и проверяемые лица.

Таким образом, с нашей точки зрения определение ОРМ может быть следующим: оперативно-розыскные мероприятия - это действия контрразведывательного и разведывательного характера, основанные на законодательных и подзаконных нормативных актах, направленные на поиск и добывание информации о фактах и лицах представляющих оперативный интерес, и проводимые должностными лицами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

1.2 Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) — это установленные оперативно-розыскным законодательством, и прежде всего, ФЗ об ОРД (оперативно-розыскной деятельности) особые правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обусловливает подготовку и (или) осуществление конкретного оперативно-розыскного мероприятия, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать при их проведении соблюдение принципов оперативно-розыскной деятельности[7].

В ст. 8 ФЗ об ОРД основная содержится совокупность этих правил. Но ею нормативная регламентация условий не ограничивается. Они «прописаны» и в иных статьях ФЗ об ОРД, а также в некоторых нормах иных законодательных актов в области оперативно-розыскной деятельности.
Предусмотрены в ФЗ об ОРД два вида условий осуществления оперативно-розыскных мероприятий: общего свойства и содержащие исключения из общих правил их проведения.


Во втором виде различают группу условий «экстренного характера» (ч. 3, 4 и 8 ст. 8 ФЗ об ОРД) и группу условий, которые ограничивают осуществление конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2, 5—8 ст. 8; ч. 7 ст. 5; ч. 3, 4 и б ст. 6; ч.1 и 3 ст. 9; ч. 2 ст. 13 и п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД).

Рассмотрим эти условия по порядку. Известны два общих условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Первым общим условием выступает возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно воле законодателя допустимы исключения из действия ФЗ об ОРД в пространстве, что должно быть предусмотрено федеральным законом. Такие исключения известны. Это, в ст. 12 УК РФ содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление за пределами России[8]. Следует отметить, что создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает вероятность совершения оперативно-розыскной деятельности за рубежом.

Второе исключение допустимо на основании предписаний Закона о международных договорах. Может быть предусмотрена соответствующим международным соглашением возможность осуществления оперативно-розыскного мероприятия за пределами России. Однако представительства иностранных государств в России обладают правовым иммунитетом территории. Это означает, что без разрешения соответствующих должностных лиц дипломатического представительства (как правило, руководителя) входить на территорию какого -либо представительства (включая официальных представителей России) невозможно.

Кроме того, непосредственно в ФЗ об ОРД установлено определённое изъятие из принципа его действия в пространстве. В следственных изоляторах оперативно-розыскные мероприятия возможны исключительно во взаимодействии заинтересованного в получении информации оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с соответствующими сотрудниками уголовно-исполнительного учреждения. Не вправе проводить самостоятельно какое-либо оперативно-розыскное мероприятие оперативные подразделения других оперативно-розыскных органов на территории следственных изоляторов.

Вторым общим условием является то, что «не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законами - гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц» (ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).