Файл: Оперативно-розыскная деятельность: гласно и негласно(Оперативно –розыскное мероприятие: понятие и условие проведение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ст. 19 Конституции России принцип равенства всех перед законом и судом. Но в отношении каждого может проводиться оперативно-розыскная деятельность с целью защиты охраняемых объектов от преступных посягательств (при наличии соответствующих законных оснований и т.п.).

Единственным исключением из правила равенства каждого перед законом служат специальные указания в федеральных законах. Они являются своего рода правилами особого порядка осуществления оперативно-розыскных мероприятий в отношении отдельных категорий должностных лиц. Так, например, неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального Собрания и судьи, согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» — Уполномоченный, а Федеральному закону о прокуратуре — прокуроры и следователи Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ.

Законодатель предусмотрел две группы условий, которые содержат исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий[9].

Первая группа — это условия, которые ограничивают осуществление конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Они изложены в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД: проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения и при наличии информации соответствующего характера.

Первая группа условий гарантирует законность при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на частную жизнь.

Дополнительным условием для осуществления оперативно-розыскных мероприятий в ситуациях, выступает обязательность наличия данных о действиях и событиях, которые создают такую угрозу[10].

Второе из рассматриваемых комплексных условий изложено в ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД: «В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов».


Это группа правил «экстренного характера», которые направлены на защиту конституционных прав граждан на жизнь, здоровье, собственность, а также на неприкосновенность частной жизни.

Третье из комплексных условий предусмотрено в ч. 10 ст. 8 ФЗ об ОРД. В ней изложены правила проведения оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В этом случае оперативно-розыскные мероприятия проводятся в соответствии с Федеральным законом об ОРД и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, разрешается осуществлять действия, указанные в п.п. 8—11 ч. 1 ст. 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме (ч. 10 ст. 8).

Следует подчеркнуть, что в рассматриваемом случае не требуется получения разрешения судьи на проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан. Но эти оперативно-розыскные мероприятия необходимо проводить лишь в целях обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, для осуществления оперативно-розыскных мероприятий для других целей необходимо получение санкции судьи. Кроме того, в ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД изложено предписание о специальном условии осуществления так называемых острых оперативно-розыскных мероприятий[11].

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 8).

Могут проводиться эти оперативно-розыскные мероприятия лишь на основании постановления, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Согласования с судом или уведомления прокурора не требует. Перечни органов, руководители которых имеют право утверждать такого рода постановления, определяются актами соответствующего оперативного подразделения.

Следовательно, в ст. 8 ФЗ об ОРД «Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» содержится то, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина (их законодатель определил), допускается на основании судебного решения и при наличии информации (которая также определена в законе), а в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов (порядок уведомления законодатель не определил). В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. На наш взгляд, здесь законодатель должен был указать, что с момента неполучения судебного решения о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан незамедлительно прекратить его проведение, что будет способствовать ограничению в действиях оперативников нарушений конституционного принципа законности.


Глава 2. Гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия

2.1 Особенности гласных оперативно-розыскных мероприятий

В зависимости от формы проведения ОРМ они могут быть негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее и гласными. При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления.

Один из дискуссионных вопросов теории и практики оперативно-розыскной деятельности — какими документами оформлять результаты гласных оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ). Проблема возникла из-за законодательной неурегулированности этого процесса. На практике такие результаты оформляются в виде акта, справки, рапорта, объяснения и др.

Некоторая определенность появилась после внесения дополнений в п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД, согласно которым в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных ОРМ должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ.

Многие ОРМ могут осуществляться как в гласной, так и в негласной форме, и в ходе этих ОРМ осуществляется изъятие документов, предметов и материалов (сбор образцов для сравнительного исследования; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; проверочная закупка; оперативный эксперимент; снятие информации с технических каналов связи и др.).

Так, например, такое гласное мероприятие как сбор образцов для сравнительного исследования.

Приговором суда Д.Р., Д.С., С., А.О., Е.А.ВА., Х.Т.А., Е.А.А. и Р. признаны виновными в покушении на незаконный сбыт наркотических средств организованной группой; Д.Р., Д.С., С., А.О., Е.А.ВА. - в приготовлениях к незаконному сбыту наркотических средств организованной группой, в том числе Д.Р., Д.С., С. - в особо крупном размере.

В основу обвинительного заключение также положено проведение такого следственного действия как сбор образцов для сравнительного исследования.

Образцы голоса у подсудимых для сравнительного исследования получены в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по поручению следователя органу дознания на основании ч. 2 ст. 38 УПК РФ при наличии отказа Д., Д., С., Е.А.ВА., Е., Р., Х., А.О. от дачи образцов голоса в порядке ст. 202 УПК РФ. Выполняя данное процессуальное действие, следователь разъяснил им процессуальные права, обеспечил профессиональными защитниками, однако дать образцы своего голоса они отказались. Только лишь после этого следователем было дано поручение о получении образцов голоса указанных лиц оперативным путем.


При таких обстоятельствах нельзя признать, что следователь не учел особенности правового статуса Д., Д., С., Е.А.ВА., Е., Р., Х., А.О., ущемил их права, гарантированные законом, а оперативно-розыскные мероприятия подменили процессуальные действия, проведение которых входило в его исключительные полномочия. Поэтому доводы о недопустимости компакт- дисков с полученными оперативным путем образцами голоса Д., Е.А.ВА., А.О., Д., Х., С., Е.А.ВА., Е., а также фоноскопической экспертизы, в ходе которой они использовались, судебная коллегия не может признать заслуживающими внимания[12].

Сред таких гласных мероприятий следует признать, например, проверочную закупку.

Для решения этих задач соответствующие правоохранительные органы наделены полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий, к числу которых п. 4 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона отнесена проверочная закупка.

Как видно из материалов дела (т. 1 л.д. 9), для проверки поступившей в УФСКН России по Алтайскому краю оперативной информации о том, что неустановленная женщина по имени "Галя" причастна к распространению наркотиков на территории <адрес>, и с целью установления причастности фигуранта к незаконному обороту наркотиков сотрудниками УФСКН на основании постановления, утвержденного и.о. начальника УФСКН России по Алтайскому краю, 07 октября 2008 года проведено оперативно-розыскное мероприятие - проверочная закупка в отношении неустановленной женщины по имени "Галя".

Кроме того, для проверки поступившей в УФСКН России по Алтайскому краю оперативной информации о том, что неустановленная женщина по имени "Галя" и мужчина по имени "Миша" причастны к распространению наркотиков на территории <адрес> и в целях документирования преступной деятельности, выявления всех соучастников преступления сотрудниками УФСКН на основании постановления, утвержденного и.о. начальника УФСКН России по Алтайскому краю, 16 октября 2008 года проведено оперативно-розыскное мероприятие - проверочная закупка в отношении неустановленной женщины по имени "Галя" и мужчины по имени "Миша". (т. 1 л.д. 57)

Оперативно-розыскные мероприятия - "проверочные закупки" в отношении неустановленной женщины по имени "Галя" и мужчины по имени "Миша" были проведены 24 и 27 октября, а также 04 ноября 2008 года.

При этом вопреки доводам жалобы осужденного С. проведение после 07 октября 2008 года оперативно-розыскных мероприятий было обусловлено конкретными целями, основанными на обстоятельствах дела, и осуществлены эти мероприятия в рамках закона.


Так из постановления от 22 октября 2008 года видно, что целями проведения "проверочной закупки" явилось документирование преступной деятельности, выявление всех соучастников преступления, каналов поступления наркотических средств.

Согласно постановлению от 24 октября 2008 года "проверочная закупка" проведена кроме прочего и в целях выявления мест хранения наркотических средств.

Выявление поставщиков наркотических средств явилось целью проведения "проверочной закупки" на основании постановления от 29 октября 2008 года. (т. 1 л.д. 87,120, т. 2 л.д. 1)

В ходе проведения указанных проверочных закупок оперативная информация о причастности М.Г.А. и М.М.Г. к сбыту наркотических средств подтвердилась, при этом в отношении М.М.Г. такая информация подтвердилась 27 октября 2008 года, а в отношении С. 05 ноября 2008 года, при этом в отношении последнего оперативно-розыскные мероприятия не проводились. Таким образом, круг лиц, причастных к сбыту наркотических средств, был определен лишь 05 ноября 2008 года.

О необходимости проведения повторных проверочных закупок с целью пресечения преступной деятельности всей группы, а не только М.Г.А., пояснял в судебном заседании и свидетель А. (т. 5 л.д. 25)

Согласно закону пресечение преступной деятельности, отнесенной к задачам оперативных подразделений, заключается не столько в задержании лиц, заподозренных в преступлении, сколько в получении и закреплении достаточных доказательств, устанавливающих их виновность в преступлении: в данном случае в составе группы лиц по предварительному сговору, соучастников преступления и их роль, механизм совершения преступления, каналы поступления наркотических средств и других существенных обстоятельств совершения преступления, о которых может стать известно только при проведении последующих оперативных мероприятий.

Не имеется в действиях сотрудников правоохранительных органов и провокации поскольку, как правильно установлено судом, умысел у осужденных на совершение действий, связанных со сбытом наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, сформировался независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, которые осуществляли свою деятельность, направленную на выявление и пресечение преступлений, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Действиям С. по каждому из фактов покушения на незаконный сбыт наркотических средств дана верная юридическая оценка[13].