Файл: Системы налогового учета (Сравнительный анализ положений бухгалтерского и налогового учёта в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В России система учета затрат имеет некоторые отличия от МСБУ. Начиная с 2011 года (в России, Постановление

Правительства РФ от 25. 02. 2011 № 107) МСБУ применяются в России, но не игнорируют российскую систему бухгалтерского учета. МСБУ в России в основном используются крупными многонациональными или консолидированными компаниями.

В отличие от российских стандартов, Международные стандарты бухгалтерского учета не содержат специального документа по учету затрат.

Некоторые расходы перечислены в «рамочной» основе для финансовой отчетности. Некоторые виды затрат определяются в большинстве стандартов, регламентирующих учет различных видов активов и обязательств.

В соответствии с МСБУ, признание затрат основывается на прямом сравнении между затратами и связанными с ними доходами. Например, различные компоненты затрат, которые составляют расходы на продажу вычитаются в то же время, с получения дохода от продаж.

Важным отличием является то, что операции по МСБУ не могут быть документально оформлены. Например, годовые премии, как правило, утверждаются в следующем году.

В соответствии с МСБУ, бухгалтер должен оценить примерное количество потенциальных бонусов (например, на основе опыта) и записать эту сумму в 2014 году (оценочная стоимость). После расчета и оплаты (в 2015 году), разница между

фактической суммой и оценочной стоимости оказывает влияние на прибыли и убытки в 2015г.

Однако, разница, как правило, очень мала.Роль и значение налогового учета существенно различается в зависимости от законов каждого государства. В качестве примера страны, где этот вид учета является очень важным и необходимым, была взята Россия. Существенное отличие от системы Узбекистана является то, что в России, налоговый и финансовый учет существуют параллельно, а налоговая база может быть рассчитана по данным, полученных в обоих видах учета. В отличие от МСБУ, российская учетная политика включает в себя понятие постоянных разниц и позволяют использовать МСБУ только в определенных пределах.

Еще одной проблемой является расплывчатость российской правовой системы, особенно в вопросах, касающихся признания расходами по уплате налогов, что вызывает ряд судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами ежегодно. Именно поэтому каждый квалифицированный русский бухгалтерский учет должен иметь своего адвоката для того, чтобы спрогнозировать правовые последствия своих решений

.

Законодательное давление является естественной причиной усилий компаний по снижению налоговых затрат. Оффшорные компании предлагают широкий спектр возможностей. Как я уже говорил, существуют юридические схемы, позволяющие избежать


уплаты налогов. Тем не менее, оффшорные схемы не являются без рисковыми, недавний кризис на Кипре это продемонстрировал. Этот кризис показал еще раз, что международные налоговые законы имеют некоторые недостатки, связанные с нерегулируемыми офшорами. Конфликт интересов правительства и бизнеса должны быть решены как можно быстрее.

Несмотря на то, что в последнее время более активно принимаются меры по сближению бухгалтерского и налогового учета, на сегодняшний момент расхождения между двумя рассматриваемыми видами учета, возникающие по различным причинам при ведении хозяйственной деятельности, существуют и в дальнейшем также будут неизбежны без внесения поправок в бухгалтерское и налоговое законодательство. По нашему мнению, одним из изменений в нормативных документах по бухгалтерскому учету должно быть введение понятия прямых и косвенных расходов. В силу расхождений понятия признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете от учетных работников коммерческих организаций при различных системах налогообложения требуется детальный подход при организации бухгалтерского и налогового учета расходов.

Что касается малых предприятий, то здесь, на наш взгляд, требуется внесение изменений в налоговое законодательство относительно применения кассового метода субъектами малого предпринимательства. Критерии применения кассового метода по

выручке в НК должны быть значительно повышены (на сегодняшний день это 4 млн руб. в год) и максимально приближены к критерию по выручке (сейчас это 800 млн руб., а для микропредприятий 120 млн руб. в год) [5] отнесения организации к субъектам малого предпринимательства согласно законодательству о малом и среднем бизнесе [6]. В этом случае малые предприятия смогут совмещать бухгалтерский и налоговый учет при определении расходов. В настоящее время применять кассовый метод в бухгалтерском учете для малых предприятий, пользующихся общим режимом налогообложения, становится невыгодно: это не упрощает, а наоборот, усложняет ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

Предложения по внесению изменений в бухгалтерское и налоговое законодательство позволят сблизить бухгалтерский и налоговый учет, что согласуется с п. 1.1.4 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассматривается тема «Налогового учета». В нынешнее экономически нестабильное время, на фоне неплатежей в бюджет, актуальность рассматриваемой темы ощущается наиболее остро.


Из содержания работы можно сделать вывод о том, что налоги в современном цивилизованном обществе являются основной формой доходов государства и необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Одним из основоположников теории налогообложения является Адам Смит, который в своей известной книге

«Исследование о природе и причинах богатства народов» вывел 4 основные принципы налогообложения, которые актуальны и в наше время.

Совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов представляют собой налоговую систему, которая возникла с момента возникновения государства и по мере его развития, менялась, развивалась и совершенствовалась.

Переход России к новым, рыночным условиям потребовал новой налоговой политики, нового налогового законодательства и коренной перестройки налоговой системы. Правительством Российской Федерации разработаны и осуществляются меры по стабилизации социально-экономического положения и выходу из кризиса. В их реализации значительная нагрузка ложится на

Госналогслужбу России и органы, с которыми в ходе работы приходится взаимодействовать (органы федерального казначейства, финансовые органы, налоговая полиция, различные регистрирующие и лицензионные органы, таможенные комитеты и другие).

Правильная организация налогового учета способствует увеличения поступления в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей, позволяет вести строгий учет налогоплательщиков, учитывать платежи поступающие от юридических и физических лиц в карточках лицевых счетов, осуществлять контроль за обоснованностью возвратов (зачетов) средств из бюджета, контролировать лицевые счета по налогам физических и юридических лиц, своевременно засчитывать переплату по налогу в счет погашения задолженности по уплате пеней и штрафных санкций по этому же налогу, а также производить своевременно зачет переплаты по одному налогу в счет погашения задолженности по другим платежам данного налогоплательщика.

Хорошо организованный налоговый учет позволяет более объективно рассматривать отсрочки и рассрочки по уплате налогов налогоплательщиками, способствует разрешению споров по вопросам налогообложения в судебном порядке в пользу налоговых органов, позволяет выявлять и исправлять ошибки допущенные при ведении учета налоговых поступлений, путем


сверки расчетов и платежей с бюджетом с налогоплательщиками по всем налогам.

Налоговый учет-это бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, поступающих в бюджет и внебюджетные фонды, он является составной частью народно- хозяйственного бюджета.

Отчетность о поступлении налоговых платежей в бюджет позволяет получать более полную, точную и достоверную информацию о собираемости налогов, сборов, пеней за неуплату платежей и штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Согласно данным учета и отчетности можно рассматривает вопросы действенности взимания некоторых налогов, анализировать целесообразность применения тех или иных установленных ставок по налогам. Таким образом, отчетность способствует поиску путей повышения собираемости налогов.

Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной.

Система мер по совершенствованию налоговой политики, должна быть направлена:

    • на упрощение налоговой системы, т.е. следует максимально упростить все налоговые законы и сам механизм взимания налогов;
    • на повышение собираемости налогов и сборов и усилению контроля за их поступлением в бюджет;
    • упрощение системы реструктуризации задолженности по платежам в бюджет налогоплательщиков, когда единственным и главным условием проведения реструктуризации должна стать уплата текущих платежей;
    • на уменьшения налоговых льгот ( следует оставить только важнейшие социально- направленные льготы и льготы, стимулирующие инвестиции);
    • на снижение налоговой нагрузки на отечественных производителей и ее перераспределение с реального сектора экономики в сферу потребления, однако, необходимо снижать постепенно, как за счет снижения налогов на юридических лиц, так и путем повышения налогов для физических лиц. Мои предложения по совершенствованию порядка взимания налогов, по организации налогового учета и отчетности о поступлении в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей следующие:
  1. При формировании налоговой политики следует учитывать основные тенденции развития налоговых систем зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, в частности сократить количество и ставки налогов, объединить их по налогооблогаемой базе;
  2. Ограничить количество открываемых расчетных счетов для одного предприятия. Конечно, оперативное руководство и маневрирование финансовыми ресурсами требует иметь несколько счетов, однако зачастую организации имеют их несколько десятков, а крупные предприятия и несколько сотен;
  3. На период задолженности по уплате налогов не разрешать предприятиям осуществлять долгосрочные финансовые вложения (вкладывание капиталов в кредитные организации, акционерные общества, покупку ценных бумаг, участие в инвестиционных торгах и др.).
  4. Ужесточить ответственность банков за задержку платежей в бюджет и за несвоевременное исполнение инкассовых распоряжений налоговых органов.
  5. Запретить регистрацию коммерческих организаций лицам, которые ранее являлись учредителями предприятий, не рассчитавшихся по налогам с бюджетом.
  6. Восстановить ранее действовавший порядок обращения взыскания недоимки на дебиторскую задолженность.
  7. Запретить неденежные формы расчетов между предприятиями.
  8. Упразднить предъявление требований к налогоплательщикам, т. к. данная процедура (изложенная в 1 части НК) затрудняет бесспорное взыскание задолженности в бюджет.
  9. Проанализировав ход проведения реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, отмечается недостаточная активность предприятий в данном направлении. В условиях финансово- экономического кризиса большинство отраслей экономики находятся в тяжелом финансовом положении. В целях оживления процесса реструктуризации задолженности предприятий рекомендуется рассмотреть более эффективные варианты условий проведения реструктуризации, например: срок реструктуризации задолженности должен быть очень большим (5-

10 лет) в зависимости от суммы задолженности, главное требование- это своевременная и полная уплата текущих платежей, а при неуплате (например, в течение трех месяцев)- применение жесточайших санкций.

  1. Упростить систему отчетности о поступлении платежей в бюджет, путем упразднения некоторых показателей, которые дублируются в разных формах отчетности.

11)В связи с большим пробегом документов из банка плательщика до налоговых органов, и задержкой уведомлений, векселей на областном уровне и денежных зачетов на федеральном уровне, необходимо увеличить сроки представления отчетности в вышестоящие организации.

12) Совершенствовать уровень автоматизации отчетности о поступлении налоговых платежей в бюджет.

Однако только усилением фискальных методов повысить сбор налогов невозможно. Поэтому одной из основных задач должно быть целенаправленное воспитание у населения налоговой культуры, формирования общественного мнения.

Реализация предлагаемых мероприятий должна проводится комплексно, с учетом законодательно-нормативных и организационных факторов, в направлении гармонизации российского налогового права с принципами налогообложения, принятыми в международной практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Барбашина И. О., Мусьянова М. Ю. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятии с применением автоматизированных форм // Молодой ученый. — 2014. — №21.2.

— С. 11-13.

  1. Болганская А. О. Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии // Молодой ученый.

— 2014. — №21.2. — С. 13-15.

  1. Бухгалтерский (финансовый) учет: Теория и практика: Учебное пособие / М.Я. Погорелова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 328 с.
  2. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 352 с.
  3. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: Учебное пособие / А.В. Зонова, С.П. Горячих, Р.В. Зонова; Под ред. А.В. Зоновой - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 с.
  4. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Н.П. Кондраков.

- 7-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 841 с.

  1. Гарнова, В.Ю. Экономический анализ: Учебное пособие

/ Н.Б. Акуленко, В.Ю. Гарнова, В.А. Колоколов; Под ред. Н.Б. Акуленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 157 c.

  1. Саранча С. В. Состав специальных налоговых режимов: законодательный и научно-практический аспекты / C. В. Саранча // Право и управления. - 2011. - № 2. - С. 305-315.
  2. Сатывалдыева Д.А. Автоматизация бухгалтерского учета в Узбекистане // Развитие управленческих и информационных технологий, их роль в региональной экономике