Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время наиболее распростра­ненной услугой туристических фирм с исполь­зованием сети Интернет является бронирование корпоративных систем. Многие отечественные туроператоры по оказанию подобного вида ус­луг являются лидерами рынка. К ним относят­ся такие турфирмы, как TEZ TOUR, Интурист, Megapolus tours и др., которые уже несколько лет применяют системы взаимодействия «туропе­ратор - турагент». Эти турфирмы бронируют и оплачивают огромный спектр услуг социально­культурного сервиса и туризма.

В последние годы хорошо зарекомендова­ла себя Автоматизированная система опера­тивного бронирования (АСОБ), имея хорошие перспективы в области туризма. Вместе с тем широкое распространение приобрела система ти­ражируемых решений, при которых происходит интеграция внутриофисной автоматизации с кор­поративным сайтом компании. Это позволяет независимым турагентствам успешно конкури­ровать с крупными сетевыми структурами. Практически все ведущие системы бронирова­ния (GDS) туристических услуг - Amadeus, Galileo, Wordspan и др., положительно зарекомен­довали себя в системе Интернет, предоставляя потенциальным потребителям Интернет-интер­фейс к своим базам данных.

Сегодня Интернет и электронная коммерция активно используются практически во всех отече­ственных бизнес-процессах туристских компаний, начиная с момента поиска и привлечения клиен­тов и заканчивая вырабатыванием и представ­лением туристического продукта в качестве ком­муникационного и маркетингового инструмента.

Выгодами электронной коммерции и он­лайн-доставки для туристских малых и средних предприятий могут быть:

  • продвижение турпродукта с помощью косвенной и прямой рекламы;
  • формирование новых каналов продаж по­зволит получать доступ к потенциальным поку­пателям, онлайн-продаже и транзакции, выход на внешний рынок;
  • экономия за счет увеличения рыночной доли турпродукта и услуги, снижения затрат на коммуникации, связи, рекламу; повышения эф­фективности предлагаемых продуктов;
  • создание бренда с помощью рекламы, до­ставки продукта и удовлетворения спроса клиента;
  • технологическое и организационное обес­печение позволит создавать и совершенствовать имидж компании;
  • создание новых бизнес-моделей, позволяю­щих формировать и распространять бизнес-сети, бенчмаркетинг конкурентов, создавать новые потенциальные возможности для электронного бизнеса, обеспечивать своевременный и легкий доступ к информации с веб-сайтов.

Обобщая вышеперечисленные выгоды, можно отметить, что благодаря системе Интер­нет электронная торговля используется гораздо эффективнее.

Не следует забывать, что туристские ус­луги сегодня занимают первое место по объему продаж в сети Интернет всех развитых стран. По проведенным исследованиям аналитической компании PhoCus Wright, в ближайшей перспек­тиве европейский туристский рынок on-line воз­растет более чем на 300 % и достигнет 10,9 млрд долл., тогда как в 2014 г. его объем со­ставлял 2,9 млрд долл.

Заметное влияние на мировой рынок элек­тронной коммерции оказывает туристическая индустрия Северной Америки, на ее долю при­ходится 1/4 рынка туруслуг. Американские ком­пании (3/5) в практической деятельности актив­но используют электронную коммерцию. Тур­фирмы Европы занимают по этой позиции 2-е место, их доля составляет 11 %, на страны Азии приходится 9 %, Латинской Америки — 7 %

Процессы глобализации активно влияют на нынешний туристский бизнес, это проявляется в том, что поездки осуществляются по всему миру, и клиенту предлагают максимальный вы­бор туристских вариантов и услуг. Поэтому тур­бизнес не случайно оказался тем видом дело­вой активности, где электронная торговля сде­лала масштабные шаги. Разные государства имеют различную степень готовности к приме­нению электронной коммерции (табл. 1).

Таблица 1

Степень готовности к электронной коммерции по странам

1. США

2. Швеция

12. Австралия

3. Финляндия

4. Норвегия

20. Израиль

5. Голландия

6. Великобритания

44. Россия

7. Канада

8. Сингапур

50. Индия

9. Гонконг

51. Китай

Как свидетельствуют данные табл. 1, Рос­сия, по оценке экспертов, по степени готовнос­ти турфирм к использованию в своей деятель­ности электронной коммерции находится только на 44-м месте. Одной из причин можно назвать экономический кризис, который повлиял на со­кращение деятельности достаточно крупных ту­роператоров на российском рынке. Те же фир­мы, которые выдержали этот натиск, остались на рынке туруслуг, стали активно использовать и развивать именно электронную торговлю как один из наиболее эффективных способов освое­ния туристического рынка.

Туристический бизнес на международном рынке развивается в результате модификации Интернета и совершенствуется так мгновенно, что некоторые турфирмы не успевают осваивать новые электронные технологии, что является одной из причин ухода таких фирм с рынка. Оце­нить экономическую эффективность электронной торговли не представляется возможным в силу стремительного развития сетевой торговли. Осо­бенно велики темпы роста в Западной Европе и


США. Дополнительные высокоэффективные маркетинговые каналы продвижения туристичес­ких услуг турорганизации могут получать через создание своих сайтов.

Только по данным изучения британской маркетинговой группы PhoCus Wright, в пос­ледние годы с использованием сети Интернет в мире бронируется лишь 3 % услуг на 7 млрд долл. Среди разнообразных составляющих тура наиболее часто резервируются через Сеть авиа­билеты (около 84%), в обход выгодным про­дажам отелей и аренду автомобилей. Прода­жа путешествий в режиме on-line в 2,5 раза превосходит по объему реализацию оргтех­ники и более чем в 3,5 раза сетевую реализа­цию книг [5].

Организациям, применяющим электронную торговлю, необходимо знать, что их работа бу­дет более эффективной, если при этом исполь­зуется электронная почта (e-mail), т. е. обмен почтовыми сообщениями с любым абонентом сети Интернет. Маркетологи рассчитали, что эффективность рекламного воздействия по элек­тронной почте опережает рекламу через банне­ры, при этом фирме совсем необязательно иметь свой сайт в Интернете.

В направлении развития электронной ком­мерции и электронного бизнеса в различных странах существует множество различного рода барьеров: первоначальные затраты; невладение компьютером; недостаточная компетентность в торговом процессе; принадлежность поставщи­ков и клиентов к разным сайтам; риски в обла­сти безопасности; несанкционированное вмеша­тельство в переписку и доступ к внутренней сети и др. Эти негативные моменты характер­ны для большинства европейских туристских малых и средних компаний, однако схожая си­туация наблюдается во всем мире.

В России также объективно существуют препятствия, встающие в направлении развития.

В России также объективно существуют препятствия, встающие в направлении развития электронной коммерции. К их числу относятся: слаборазвитая система электронных платежей, низкая платежеспособность большей части на­селения, низкое качество коммуникаций. Так как в России пока незначительное число кредитных карт и малое распространение так называемых виртуальных счетов, быстро растущая на Запа­де схема business-to-customer (работа напрямую с клиентом) у наших граждан сегодня имеет еще пока ограниченные возможности. Однако схе­ма business-to-busines в принципе успешно реа­лизуется в стране.

В данном случае схема business-to-business будет успешно применяться для дальнейшего развития систем бронирования туроператор­турагент (табл. 2). Таблица 2

Структура реализации турпродукта у иностранных туроператоров


Реализация турпродукта

Объем продаж, млрд долл.

Business-to-customer

114 001 330

Business-to-business

893201155

Из данных табл. 2 следует, что величина реализации в системе business-to-business в 7,83 раза больше, чем в системе business-to-customer.

Считаем, что использование таких систем способствует ускорению и совершенствованию бизнес-процессов.

Тенденция применения таких систем зак­лючается не только в качестве технологических средств и совершенствовании бизнес-процессов, но и в мощности этого маркетингового инстру­мента формирования агентской сети. При таком подходе турагентство будет прикреплено к тому или иному оператору при помощи совместного использования соответствующего программно­го обеспечения и переход к другому оператору будет сопровождаться перестройкой работы внутри агентства. По прогнозам к 2017 г. доля Интернет-туров превысит 8 % в общем объеме реализации путешествий и достигнет отметки 20,2 млрд долл.

Анализ работы зарубежных туристичес­ких фирм выявил целый ряд существенных преимуществ, которые дает переход на web-об­служивание клиентов. Так, если обычные зат­раты на организацию торговли транспортными билетами оцениваются в 8 долл., то в режиме on-line - всего в 1 цент за билет. В итоге у тур­предприятий высвобождаются дополнительные средства, которые можно использовать для вве­дения более гибкой системы скидок.

Таким образом, Интернет и e-commerce используются практически во всех бизнес-процес­сах как внутри, так и вне туристской компании, начиная от поиска и привлечения потенциальных клиентов и заканчивая формированием и реали­зацией турпродукта.


2.3 Анализ перспектив и факторов развития электронной коммерции в России

На сегодняшний день можно констатировать, что коммерческая деятельность в сети Интернет стала неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Электронная торговля открывает новые горизонты для развития бизнеса; именно поэтому наличие системы электронной коммерции является необходимым условием формирования, роста и развития российской экономики.

Стоит отметить, что переход к рыночным отношениям в Российской Федерации не сопровождался своевременным внедрением средств ИКТ в экономику. Отсюда у продавцов, занятых в сегменте электронной коммерции, долгое время не было необходимых знаний и опыта, а потенциальные покупатели не проявляли должного внимания к покупкам в Интернете. И хотя сейчас электронная коммерция в России стремительно набирает обороты, все же это относительно молодое направление в российской экономике. Это и определило актуальность анализа факторов развития электронной коммерции в нашей стране.


Электронная коммерция в России получила значительное развитие за последние несколько лет. И это далеко не предел. По мнению экспертов, объективные возможности для её дальнейшего роста весьма существенны. В связи с этим представляется важным выделить факторы развития электронной коммерции в России со стороны поставщиков и потребителей[9].

Факторы развития электронной коммерции со стороны поставщиков

  • Развитие конкуренции в частном секторе и стимулирование инноваций.

Известно, что эффективность экономических процессов в условиях неограниченной конкуренции максимальна. Только конкурентоспособные компании могут обеспечить долгосрочный рост, поскольку имеют возможность осуществлять эффективные НИОКР, оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке.

Именно инициатива бизнеса всегда являлась двигателем развития не только bнтернет-технологий, но и онлайн-торговли. Частный сектор обеспечивает функционирование и поддержку сетевой инфраструктуры, способствует разработке и продвижению сайтов, приложений и услуг в глобальной сети. Конкурентная среда способствует росту инноваций и развитию предпринимательства. Это, в свою очередь, стимулирует появление и развитие сетевых взаимодействий различных интернет- провайдеров и операторов, а также самих интернет-компаний, которые стремятся расширить свое предложение и получить дополнительное преимущество перед своими конкурентами, перейдя в виртуальное пространство. Таким образом, конкурентоспособность предприятий и организаций является важным фактором развития электронной коммерции, поэтому необходимо государственное стимулирование и поддержка этой составляющей.

Существующая в России ситуация достаточно противоречива. Обратимся к рейтингу стран, составленному по индексу конкурентоспособности IT-сектор. В 2011 г. мы опустились на 8 позиций по сравнению с 2009 г., заняв 46-е место в рейтинге стран по конкурентоспособности IT-отрасли. Это произошло из-за ухудшения показателей по двум параметрам: государственной поддержке развития IT-отрасли и уровню развития НИОКР. Тем не менее в нашей стране можно наблюдать положительную динамику по ряду параметров, таких, как уровень развития человеческого капитала (благодаря хорошо организованной системе образования, системе подготовки инженерных кадров и наличию грамотных IT-специалистов), инфраструктуры (увеличение широкополосного и мобильного доступа в сеть Интернет) и нормативной базы. Специалисты сходятся во мнении, что страны, годами инвестирующие в информационные технологии, сумели создать прочную платформу для развития IT-предприятий и технологических инноваций, поэтому прочно удерживают лидерство в этой области.