Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика и этапы развития коммерции в России и за рубежом
1.1 Теоретические воззрения на развитие бизнеса
1.2 Периоды и этапы развития коммерческой деятельности в России
1.3 Этапы развития предпринимательства в зарубежных странах
Глава 2. Развитие электронной коммерции и предпринимательства за рубежом и в России в современности
2.1 Состояние и развитие электронной коммерции в мире
2.2 Практический аспект использования электронного бизнеса на примере туристической отрасли
2.3 Анализ перспектив и факторов развития электронной коммерции в России
В настоящее время наиболее распространенной услугой туристических фирм с использованием сети Интернет является бронирование корпоративных систем. Многие отечественные туроператоры по оказанию подобного вида услуг являются лидерами рынка. К ним относятся такие турфирмы, как TEZ TOUR, Интурист, Megapolus tours и др., которые уже несколько лет применяют системы взаимодействия «туроператор - турагент». Эти турфирмы бронируют и оплачивают огромный спектр услуг социальнокультурного сервиса и туризма.
В последние годы хорошо зарекомендовала себя Автоматизированная система оперативного бронирования (АСОБ), имея хорошие перспективы в области туризма. Вместе с тем широкое распространение приобрела система тиражируемых решений, при которых происходит интеграция внутриофисной автоматизации с корпоративным сайтом компании. Это позволяет независимым турагентствам успешно конкурировать с крупными сетевыми структурами. Практически все ведущие системы бронирования (GDS) туристических услуг - Amadeus, Galileo, Wordspan и др., положительно зарекомендовали себя в системе Интернет, предоставляя потенциальным потребителям Интернет-интерфейс к своим базам данных.
Сегодня Интернет и электронная коммерция активно используются практически во всех отечественных бизнес-процессах туристских компаний, начиная с момента поиска и привлечения клиентов и заканчивая вырабатыванием и представлением туристического продукта в качестве коммуникационного и маркетингового инструмента.
Выгодами электронной коммерции и онлайн-доставки для туристских малых и средних предприятий могут быть:
- продвижение турпродукта с помощью косвенной и прямой рекламы;
- формирование новых каналов продаж позволит получать доступ к потенциальным покупателям, онлайн-продаже и транзакции, выход на внешний рынок;
- экономия за счет увеличения рыночной доли турпродукта и услуги, снижения затрат на коммуникации, связи, рекламу; повышения эффективности предлагаемых продуктов;
- создание бренда с помощью рекламы, доставки продукта и удовлетворения спроса клиента;
- технологическое и организационное обеспечение позволит создавать и совершенствовать имидж компании;
- создание новых бизнес-моделей, позволяющих формировать и распространять бизнес-сети, бенчмаркетинг конкурентов, создавать новые потенциальные возможности для электронного бизнеса, обеспечивать своевременный и легкий доступ к информации с веб-сайтов.
Обобщая вышеперечисленные выгоды, можно отметить, что благодаря системе Интернет электронная торговля используется гораздо эффективнее.
Не следует забывать, что туристские услуги сегодня занимают первое место по объему продаж в сети Интернет всех развитых стран. По проведенным исследованиям аналитической компании PhoCus Wright, в ближайшей перспективе европейский туристский рынок on-line возрастет более чем на 300 % и достигнет 10,9 млрд долл., тогда как в 2014 г. его объем составлял 2,9 млрд долл.
Заметное влияние на мировой рынок электронной коммерции оказывает туристическая индустрия Северной Америки, на ее долю приходится 1/4 рынка туруслуг. Американские компании (3/5) в практической деятельности активно используют электронную коммерцию. Турфирмы Европы занимают по этой позиции 2-е место, их доля составляет 11 %, на страны Азии приходится 9 %, Латинской Америки — 7 %
Процессы глобализации активно влияют на нынешний туристский бизнес, это проявляется в том, что поездки осуществляются по всему миру, и клиенту предлагают максимальный выбор туристских вариантов и услуг. Поэтому турбизнес не случайно оказался тем видом деловой активности, где электронная торговля сделала масштабные шаги. Разные государства имеют различную степень готовности к применению электронной коммерции (табл. 1).
Таблица 1
Степень готовности к электронной коммерции по странам
1. США |
|
2. Швеция |
12. Австралия |
3. Финляндия |
|
4. Норвегия |
20. Израиль |
5. Голландия |
|
6. Великобритания |
44. Россия |
7. Канада |
|
8. Сингапур |
50. Индия |
9. Гонконг |
51. Китай |
Как свидетельствуют данные табл. 1, Россия, по оценке экспертов, по степени готовности турфирм к использованию в своей деятельности электронной коммерции находится только на 44-м месте. Одной из причин можно назвать экономический кризис, который повлиял на сокращение деятельности достаточно крупных туроператоров на российском рынке. Те же фирмы, которые выдержали этот натиск, остались на рынке туруслуг, стали активно использовать и развивать именно электронную торговлю как один из наиболее эффективных способов освоения туристического рынка.
Туристический бизнес на международном рынке развивается в результате модификации Интернета и совершенствуется так мгновенно, что некоторые турфирмы не успевают осваивать новые электронные технологии, что является одной из причин ухода таких фирм с рынка. Оценить экономическую эффективность электронной торговли не представляется возможным в силу стремительного развития сетевой торговли. Особенно велики темпы роста в Западной Европе и
США. Дополнительные высокоэффективные маркетинговые каналы продвижения туристических услуг турорганизации могут получать через создание своих сайтов.
Только по данным изучения британской маркетинговой группы PhoCus Wright, в последние годы с использованием сети Интернет в мире бронируется лишь 3 % услуг на 7 млрд долл. Среди разнообразных составляющих тура наиболее часто резервируются через Сеть авиабилеты (около 84%), в обход выгодным продажам отелей и аренду автомобилей. Продажа путешествий в режиме on-line в 2,5 раза превосходит по объему реализацию оргтехники и более чем в 3,5 раза сетевую реализацию книг [5].
Организациям, применяющим электронную торговлю, необходимо знать, что их работа будет более эффективной, если при этом используется электронная почта (e-mail), т. е. обмен почтовыми сообщениями с любым абонентом сети Интернет. Маркетологи рассчитали, что эффективность рекламного воздействия по электронной почте опережает рекламу через баннеры, при этом фирме совсем необязательно иметь свой сайт в Интернете.
В направлении развития электронной коммерции и электронного бизнеса в различных странах существует множество различного рода барьеров: первоначальные затраты; невладение компьютером; недостаточная компетентность в торговом процессе; принадлежность поставщиков и клиентов к разным сайтам; риски в области безопасности; несанкционированное вмешательство в переписку и доступ к внутренней сети и др. Эти негативные моменты характерны для большинства европейских туристских малых и средних компаний, однако схожая ситуация наблюдается во всем мире.
В России также объективно существуют препятствия, встающие в направлении развития.
В России также объективно существуют препятствия, встающие в направлении развития электронной коммерции. К их числу относятся: слаборазвитая система электронных платежей, низкая платежеспособность большей части населения, низкое качество коммуникаций. Так как в России пока незначительное число кредитных карт и малое распространение так называемых виртуальных счетов, быстро растущая на Западе схема business-to-customer (работа напрямую с клиентом) у наших граждан сегодня имеет еще пока ограниченные возможности. Однако схема business-to-busines в принципе успешно реализуется в стране.
В данном случае схема business-to-business будет успешно применяться для дальнейшего развития систем бронирования туроператортурагент (табл. 2). Таблица 2
Структура реализации турпродукта у иностранных туроператоров
Реализация турпродукта |
Объем продаж, млрд долл. |
Business-to-customer |
114 001 330 |
Business-to-business |
893201155 |
Из данных табл. 2 следует, что величина реализации в системе business-to-business в 7,83 раза больше, чем в системе business-to-customer.
Считаем, что использование таких систем способствует ускорению и совершенствованию бизнес-процессов.
Тенденция применения таких систем заключается не только в качестве технологических средств и совершенствовании бизнес-процессов, но и в мощности этого маркетингового инструмента формирования агентской сети. При таком подходе турагентство будет прикреплено к тому или иному оператору при помощи совместного использования соответствующего программного обеспечения и переход к другому оператору будет сопровождаться перестройкой работы внутри агентства. По прогнозам к 2017 г. доля Интернет-туров превысит 8 % в общем объеме реализации путешествий и достигнет отметки 20,2 млрд долл.
Анализ работы зарубежных туристических фирм выявил целый ряд существенных преимуществ, которые дает переход на web-обслуживание клиентов. Так, если обычные затраты на организацию торговли транспортными билетами оцениваются в 8 долл., то в режиме on-line - всего в 1 цент за билет. В итоге у турпредприятий высвобождаются дополнительные средства, которые можно использовать для введения более гибкой системы скидок.
Таким образом, Интернет и e-commerce используются практически во всех бизнес-процессах как внутри, так и вне туристской компании, начиная от поиска и привлечения потенциальных клиентов и заканчивая формированием и реализацией турпродукта.
2.3 Анализ перспектив и факторов развития электронной коммерции в России
На сегодняшний день можно констатировать, что коммерческая деятельность в сети Интернет стала неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Электронная торговля открывает новые горизонты для развития бизнеса; именно поэтому наличие системы электронной коммерции является необходимым условием формирования, роста и развития российской экономики.
Стоит отметить, что переход к рыночным отношениям в Российской Федерации не сопровождался своевременным внедрением средств ИКТ в экономику. Отсюда у продавцов, занятых в сегменте электронной коммерции, долгое время не было необходимых знаний и опыта, а потенциальные покупатели не проявляли должного внимания к покупкам в Интернете. И хотя сейчас электронная коммерция в России стремительно набирает обороты, все же это относительно молодое направление в российской экономике. Это и определило актуальность анализа факторов развития электронной коммерции в нашей стране.
Электронная коммерция в России получила значительное развитие за последние несколько лет. И это далеко не предел. По мнению экспертов, объективные возможности для её дальнейшего роста весьма существенны. В связи с этим представляется важным выделить факторы развития электронной коммерции в России со стороны поставщиков и потребителей[9].
Факторы развития электронной коммерции со стороны поставщиков
Известно, что эффективность экономических процессов в условиях неограниченной конкуренции максимальна. Только конкурентоспособные компании могут обеспечить долгосрочный рост, поскольку имеют возможность осуществлять эффективные НИОКР, оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке.
Именно инициатива бизнеса всегда являлась двигателем развития не только bнтернет-технологий, но и онлайн-торговли. Частный сектор обеспечивает функционирование и поддержку сетевой инфраструктуры, способствует разработке и продвижению сайтов, приложений и услуг в глобальной сети. Конкурентная среда способствует росту инноваций и развитию предпринимательства. Это, в свою очередь, стимулирует появление и развитие сетевых взаимодействий различных интернет- провайдеров и операторов, а также самих интернет-компаний, которые стремятся расширить свое предложение и получить дополнительное преимущество перед своими конкурентами, перейдя в виртуальное пространство. Таким образом, конкурентоспособность предприятий и организаций является важным фактором развития электронной коммерции, поэтому необходимо государственное стимулирование и поддержка этой составляющей.
Существующая в России ситуация достаточно противоречива. Обратимся к рейтингу стран, составленному по индексу конкурентоспособности IT-сектор. В 2011 г. мы опустились на 8 позиций по сравнению с 2009 г., заняв 46-е место в рейтинге стран по конкурентоспособности IT-отрасли. Это произошло из-за ухудшения показателей по двум параметрам: государственной поддержке развития IT-отрасли и уровню развития НИОКР. Тем не менее в нашей стране можно наблюдать положительную динамику по ряду параметров, таких, как уровень развития человеческого капитала (благодаря хорошо организованной системе образования, системе подготовки инженерных кадров и наличию грамотных IT-специалистов), инфраструктуры (увеличение широкополосного и мобильного доступа в сеть Интернет) и нормативной базы. Специалисты сходятся во мнении, что страны, годами инвестирующие в информационные технологии, сумели создать прочную платформу для развития IT-предприятий и технологических инноваций, поэтому прочно удерживают лидерство в этой области.