Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика и этапы развития коммерции в России и за рубежом
1.1 Теоретические воззрения на развитие бизнеса
1.2 Периоды и этапы развития коммерческой деятельности в России
1.3 Этапы развития предпринимательства в зарубежных странах
Глава 2. Развитие электронной коммерции и предпринимательства за рубежом и в России в современности
2.1 Состояние и развитие электронной коммерции в мире
2.2 Практический аспект использования электронного бизнеса на примере туристической отрасли
2.3 Анализ перспектив и факторов развития электронной коммерции в России
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема становления и развития предпринимательства в России и за рубежом является особо актуальной сегодня, ибо нынешняя государственная политика в области предпринимательства недостаточно эффективна и требует серьезной коррекции.
Как историческая объективность предпринимательство в России возникло еще в средние века. Обретая признаки рыночного института, оно получило активное развитие с первой половины XVIII века, стимулированное протекционистской политикой государства. Однако, богатый опыт отечественного предпринимательства, передававшийся из поколения в поколение на протяжении столетий, оказался невостребованным после революции 1917 г. (если не брать во внимание короткий период НЭПа). Лучшие российские традиции ведения бизнеса во времена советской власти были утрачены на продолжительное время. Государственная пропаганда укоренила в сознании наших граждан отношение к предпринимательству как негативному общественному явлению, свойственному экономике буржуазного государства.
В современной России становление рыночной экономики идет в большей степени на основе заимствования зарубежной предпринимательской практики. При этом Россия имеет многовековой успешный опыт деятельности института предпринимательства. Постижение исторического опыта развития предпринимательства в России позволило бы обеспечить бюджетные запросы страны и, избежав старых ошибок, удовлетворить общественные интересы.
Объектом исследования является становление и развитие предпринимательства в России и за рубежом, его связь с современным этапом.
Предметом исследования является многовековой опыт отечественного и зарубежного предпринимательства, изучение существовавших в дореволюционный период форм предпринимательской деятельности, выявление и обобщение положительных моментов российского бизнеса в целях возможного использования исторических знаний при организации предпринимательской деятельности в России на современном этапе.
Целью данной работы является всестороннее изучение истории становления и развития предпринимательства в России и за рубежом с решением следующих конкретных задач:
- раскрыть теоретические воззрения на развитие бизнеса
- выявить особенности развития коммерции и предпринимательской деятельности В России и зарубежных странах
- проанализировать современный опыт электронной коммерции;
В основу методологической базы исследования положены принципы объективности, научности и историзма. Базовый принцип историзма в органическом сочетании с логическим, проблемно-хронологическим методами исследования позволяет проанализировать основные события в экономической и политической жизни России и ее провинции.
Исходя из цели и задач работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1 Общая характеристика и этапы развития коммерции в России и за рубежом
1.1 Теоретические воззрения на развитие бизнеса
Исследование теорий развития бизнеса началось и совпало с развитием эпохи первоначального накопления капитала и формированием экономической теории в рамках политической экономии. В дальнейшем оно продолжилось в классических теориях и новейших концепциях, отражающих специфику развития и функционирования общественной и экономической систем.
а) Классическая школа политэкономии (А. Смит и Д. Рик- кардо). Английские ученые-экономисты А. Смит (1723-1790) и Д. Риккардо (1772-1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм. Предприниматель ради реализации определенной коммерческой выгоды и получения прибыли идет на принятие риска, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по мнению Смита, компенсация собственника за риск. Он характеризовал это понятием «экономический человек», которое соответствует характеристикам рационального (разумного) поведения. Другой автор, Д. Риккардо видел в бизнесе абсолютный, вечный и естественный способ производства, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного ведения хозяйства.
б) Марксизм. Согласно исследованиям немецкого ученого К. Маркса в труде «Капитал», основу прибыли составляет прибавочная стоимость, которую предприниматель присваивает в форме результата «работы» его капитала, а не покупает у рабочего. Поэтому бизнес - противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе, и, таким образом, он выступает нежелательным компонентом жизни людей в целом.
в) Теория авансового капитала. Она является противопоставлением предыдущей точки зрения. Согласно ей, предприниматель рискует, выплачивая заработную плату рабочим и покупая новое сырье, при этом не реализовав еще свою продукцию.
г) Институционализм. Институциональное направление экономической мысли сложилось в первые десятилетия XX в. (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл). Они представляли три крупнейших направления: социально-психологическое, социально-правовое и институционально-статистическое. Согласно этому подходу, промышленность и бизнес представляют собой дихотомию (первое - это источник изменений и прогресса, а второе - фактор, который противодействует ему)[1].
Одним из направлений институционализма выступает теория трансакционных издержек (это понятие было введено Р. Коу- зом в 30-е гг. XX в. в его статье «Природа фирмы»). Они служат источником социальных, политических и экономических институтов. При этом наиболее распространенной является типология, включающая пять типов трансакционных издержек:
- издержки поиска информации. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации;
- издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры;
- издержки измерения. Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения товаров или услуг, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Целью экономии этих издержек обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т. д.;
- издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты;
- издержки оппортунистического поведения. Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Он возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Вторая форма оппортунистического поведения - это вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы.
д) Концепция «Новатора» Й. Шумпетера. Вклад Й. Шумпетера в исследование истории бизнеса заключается в том, что он исследует понятие новатора. Это человек, способный к творчеству, риску, достижению успеха. Он не обязательно может быть собственником, а директором, администратором, учредителем, менеджером. Предприниматель - это тот, кто способен внедрять новое в практику, в производство. При этом его основными качествами являются постоянный поиск, использование нововведений в хозяйственной деятельности.
е) «Business history»: вчера и сегодня. История развития бизнеса как научная дисциплина стала складываться в конце XIX в., когда в странах Западной Европы и в США начались публикации автобиографий и биографий известных преуспевающих предпринимателей. В 1926 г. появился первый специализированный журнал «Business History Review», на страницах которого публиковались материалы, посвященные истории предпринимательских династий, а также различным аспектам коммерческой и производственной деятельности бизнесменов в обществе. С 1950 г. в рамках направления «business history» появились исследования, посвященные изучению истории крупных фирм, отраслей производства, а также мелкого бизнеса[2].
В настоящее время широкое распространение получили следующие теоретические концепции развития бизнеса:
- институциональная экономика, соединившая в себе принципы промышленной организации и теории организаций. От традиционной экономической истории оно заимствовало интерес к предпринимательским «кланам», строгим корпоративным структурам; в области методической для нее показательно применение инструментария теории игр;
- теория инноваций - внимание сосредоточено на механизмах принятия решений и планирования, моделировании технологических изменений в производстве, финансовых инвестициях, торговле;
- теория культуры - представители интеркультурологических концепций (Г. Хофстеде в его «Последствиях культуры» и М. Кассон в «Экономике культуры бизнеса») основное внимание уделяют теории менеджмента, демонстрируя, что и организация деятельности фирм, и поведение предпринимателей обусловлены общекультурными различиями. Влияние культуры на развитие бизнеса сейчас признается всеми. Помимо социоэкономического, этот подход имеет и непосредственный эффект в технологической области. Фирмы одной отрасли в разных странах имеют больше сходства в сфере производственно-предпринимательской культуры, чем фирмы одной страны, но из разных отраслей бизнеса;
- новые концепции стратегии бизнеса. Многочисленные концепции предпринимательской стратегии сфокусированы на обобщении причин успеха и неудач, рождения и краха фирм, перерождения, обновления, выживаемости как отдельных предприятий, так и целых отраслей. Основное внимание при этом уделяется «технике выживания» фирмы. Сюда относятся вопросы о том, что предопределяет способность фирмы развивать успех, а не впадать в кризис; следует ли за переменой руководства изменение судьбы предприятия, и если да, то что обусловливает изменение ситуации - психологическое воздействие нового стиля руководства, новые ориентиры в возникшей ситуации (или сочетание этих факторов). Иными словами, рассматриваются вопросы о том, почему одни компании процветают, а другие приходят в упадок и уходят с рынка.
1.2 Периоды и этапы развития коммерческой деятельности в России
Исторически в человеческом обществе из предпринимательства, коммерческой деятельности и торговли первой возникла торговля, которая как процесс обмена излишками продукции, известна с каменного века. Вначале обмен носил натуральный характер, но с возникновением денег установились товарно-денежные отношения и получила развитие коммерческая деятельность.
Развитие коммерции и коммерческих отношений осуществлялось параллельно с предпринимательством, так как коммерческая деятельность является частью предпринимательства. Таким образом, исторически торговля является более древней по отношению к коммерческой деятельности и предпринимательству. С учётом особенностей исторического развития России можно выделить три периода в развитии коммерции и предпринимательства.
Каждый период характеризуется особенностями, связанными с историческим развитием России.
В эволюции коммерческой деятельности и предпринимательства можно выделить шесть последовательных этапов[3].
Этап 1. Зарождение. Основой хозяйственной жизни Древнерусского государства, созданного в конце XI века, являлись торговля, ремесла и промыслы (звероловство, бортничество). Оплотом торговли на Руси были города, где сосредотачивались торговцы. Вокруг городов возникали торговые поселения, называемые погостами, где совершались коммерческие сделки и заключались договоры. Погосты были прообразом ярмарочной торговли, которая затем получила развитие в России. Купцы или торговые люди в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. К XI веку на Руси появился первый свод законов, где регламентировались такие вопросы как денежные займы, торговые кредиты, порядок взыскания долгов с несостоятельного должника.
Этап 2. Становление. На этом этапе зарождается ярмарочная торговля и возникает знаменитая Нижегородская ярмарка. В середине ХУ1 века создаются первые акционерные общества. Значительного развития внутренняя и внешняя торговля достигла при Петре I. В 1703 году в Санкт-Петербурге была открыта первая биржа.
Этап 3. Бурный рост. Начинается после отмены крепостного права в 1861 году. В этот период развивается промышленность и торговля, поэтому возникает необходимость в новых знаниях в области коммерческой деятельности. Открываются специализированные коммерческие учебные заведения. Купцы отправляют своих детей на учёбу за границу.