Файл: 1. Понятие и криминологическая характеристика угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.Система предупреждения угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Любое криминологическое исследование своей конечной целью имеет разработку мер предупреждения преступности и конкретных преступлений. Исследование угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью в этом отношении исключением не является.
Выявление криминологических особенностей указанных преступлений, характерных признаков лиц, их совершающих, причин и условий их преступного поведения необходимо для организации предупредительной деятельности по таким преступлениям и повышения ее эффективности Предупреждение преступности и конкретных преступлений – это самое гуманное средство поддержания правопорядка, обеспечения безопасности граждан. Это связано с тем, что предупредительная деятельность обеспечивает наряду с защитой общества и граждан от преступных посягательств защиту неустойчивых членов общества от их дальнейшего нравственного падения, не дает им стать преступниками и тем самым избавляет от необходимости уголовного наказания за него.
Предупреждение угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью представляет собой системную деятельность, осуществляемую раз- личными субъектами, по реализации разнообразных мер, направленных на выявление, ослабление, устранение их причин и условий, на выявление лиц, склонных к их совершению и оказанию на них профилактического воздействия, на разработку мер защиты потенциальных жертв таких преступлений, а также на выявление и привлечение к уголовной ответственности виновных в совершении указанных уголовно наказуемых деяний. Полагаем необходимым конкретизировать объекты и субъекты предупреждения изучаемых преступлений.
Исходя из результатов проведенного исследования в качестве объектов предупредительной деятельности следует считать21:
-
Причины угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Среди них следует выделить, прежде всего, недостатки социально- экономического характера, такие как низкий материальный уровень жизни граждан; их недостаточный образовательный и культурно-воспитательный уровень; распространенность пьянства, алкоголизма и наркомании среди значительной части населения страны; доступность и распространенность огнестрельного и газового оружия и некоторые другие. -
Условия, способствующие совершению названных угроз, среди которых особого внимания требуют конфликты, возникающие между гражданами на семейно-бытовой почве. -
Лица, склонные к совершению угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (лица, ранее судимые, прежде всего за насильственные преступления; лица, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотиками; лица, допускающие насильственные правонарушения и конфликты на семейно-бытовой почве; психически больные с агрессивными формами заболеваний). -
Потенциальные потерпевшие от данного вида угроз (прежде всего супруги и сожительницы, лиц, склонных к совершению указанных преступлений, их дети, соседи). -
Лица, которые совершили угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.
Субъектов предупреждения угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью очень много, поэтому автор полагает уместным остановиться на тех, кто непосредственно осуществляет подобную деятельность. На наш взгляд, это, прежде всего, органы социальной защиты населения; органы образования; здравоохранения, в частности психологические службы, психиатрические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы внутренних дел.
Как уже отмечалось, предупреждение преступности принято классифицировать на общесоциальное и специально-криминологическое. Базой общесоциального предупреждения угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью является создание достойных условий формирования и жизнедеятельности граждан страны с тем, чтобы предупредить формирование у них вредных потребностей и привычек и обеспечить эффективное решение ими своих проблем в рамках закона. Хотя проблемы и противоречия в обществе неизбежны, достаточно важно, чтобы они искусственно не увеличивались.
В связи с этим общесоциальное предупреждение преступности и изучаемых преступлений должно осуществляться в масштабах всего государства и общества в сфере экономики, идеологии, что особо важно в сфере культуры, образования и воспитания и быть направленным на устранение любых негативных явлений, порождающих совершение насильственных преступлений, прежде всего в сфере семейно-бытовых отношений.
Как отмечает В.К. Дуюнов, к числу основных направлений общего предупреждения насильственных преступлений следует отнести22:
– во-первых, общее оздоровление общественных отношений с минимизацией числа конфликтов и обеспечением их разрешения в правовых, цивилизованных рамках;
– во-вторых, обеспечение государством и обществом формирования здорового, образованного и культурного подрастающего поколения;
– в-третьих, создание системы социального контроля, поощряющего правомерное и нравственное поведение; обеспечивающего предупреждение закона на ранних стадиях; включающего систему государственных и общественных институтов, которые бы позволяли быстро и эффективно в рамках закона и общепринятых норм поведения решать возникающие конфликты и реагировать на правонарушения и иные негативные социальные отклонения;
– в-четвертых, повышение внимания к культуре, ее пропаганде, формированию личности и ее деятельности в координатах лучших достижений мировой и отечественной культуры;
– в-пятых, создание нетерпимого к противоправному насилию общественного мнения, формирование и поощрение позитивной социально-правовой активности членов общества и умения бороться за свои права в рамках закона.
Несомненно, что эти направления актуальны и для предупреждения угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Как представляется, в рамках общесоциального предупреждения указанных преступлений необходимо прежде всего осуществление мер социально-экономического характера, так как именно недостатки экономического характера являются одними из наиболее существеннейших в воспроизводстве не только корыстной, но и насильственной преступности. Поэтому в целях предупреждения угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью необходимо всемерное улучшение материального положения граждан страны, особенно малоимущих.
В этом направлении необходимо снижение высокого уровня безработицы в стране, поддержание ее на терпимом для любого общества уровне. Уровень безработицы – это отношение численности безработных к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы в процентах. По данным экономистов, количество безработных на долю населения страны не должно превышать 6–7%.
Немаловажным направлением предупреждения угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью является ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Это связано с тем, что уровень рецидива по насильственным преступлениям достаточно высок, поэтому такие лица также должны ощущать на себе помощь, заботу и контроль со стороны государства. В связи с этим необходимо расширение сети социально-реабилитационных центров для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, предоставление им рабочих мест23.
Определенную роль в предупреждении изучаемых преступлений, в частности, в оказании психологической помощи, должны оказывать общественные организации.
Автор полагает также, что возможна разработка и распространение среди населения специальных памяток о том, как не стать жертвой домашнего насилия, как действовать в случаях обострения конфликта и совершения преступления, указывать в них номера телефонов, по которым могут обращаться жертвы за помощью, разъяснять порядок привлечения к уголовной ответственности виновных по делам частного обвинения. Правильность и важность этих мер в предупреждении угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью как и иных насильственных преступлений может подчеркнуть тот факт, что в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года
24 был заложен ряд мер по предупреждению семейного насилия, в частности: развитие кризисных центров (приютов, центров временного пребывания и отделений) для женщин и мужчин, в том числе с детьми, подвергшихся насилию; развитие программ по работе с лицами, подвергающими психологическому или физическому насилию членов своей семьи.
Весьма важной мерой предупреждения угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, на наш взгляд, может быть выселение с места проживания лиц, систематически совершающих административные правонарушения насильственного характера на семейно-бытовой почве (семейно-бытовых дебоширов).
Специально-криминологическое предупреждение угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью требует определенных криминологических познаний о таких преступлениях, их причинах и условиях, лицах, которые их совершают, и достигается (в широком смысле) посредством планирования, разработки и осуществлению мероприятий, направленных на ликвидацию либо нейтрализацию причин указанных преступлений и условий, способствующих их совершению.
Такое предупреждение включает в себя меры убеждения и принуждения по отношению к конкретному индивиду, а также меры воздействия на антиобщественные негативные явления, способствующие его преступному поведению. Указанные виды предупреждения осуществляются, прежде всего, правоохранительными органами, в частности, органами внутренних дел.
Объектами такой предупредительной деятельности следует считать25:
1) причины угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Среди них следует выделить, прежде всего, недостатки социально- экономического характера, такие как низкий материальный уровень жизни граждан; их недостаточный образовательный и культурно-воспитательный уровень; распространенность пьянства, алкоголизма и наркомании среди значительной части населения страны; доступность и распространенность огнестрельного и газового оружия и некоторые другие;
2) условия, способствующие совершению угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, среди которых особого внимания требуют конфликты, возникающие между гражданами на семейно-бытовой почве;
3) лица, склонные к совершению указанных видов угроз (лица, ранее судимые, прежде всего за насильственные преступления; лица, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотиками; лица, допускающие насильственные правонарушения и конфликты на семейно-бытовой почве; психически больные с агрессивными формами заболеваний, а также участники все возможных неформальных объединений, прежде всего экстремистской направленности);
4) потенциальные потерпевшие от угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (прежде всего, супруги и сожительницы, лиц, склонных к совершению указанных преступлений, их дети, соседи); 5) лица, которые совершили указанное преступление.
Среди непосредственных субъектов предупреждения угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью следует прежде всего выделить органы трудозанятости и социальной защиты населения; органы образования, здравоохранения, в частности психологические службы, психиатрические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы внутренних дел.
Предупреждение указанных преступлений должно осуществляться на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях. В рамках общесоциального предупреждения названных преступлений следует особо отметить меры, направленные на устранение и недопущение всевозможных конфликтов между гражданами (прежде всего, супругами, родственниками, соседями, коллегами по работе), для чего необходимо развитие в стране системы психологической службы и своевременное оказание психологической помощи лицам, находящимся в конфликтных ситуациях, а также меры, направленные на борьбу с пьянством, алкоголизмом и наркоманией и незаконным оборотом оружия в стране.
Подводя итоги вышеизложенному следует отметить, что предупреждение угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью представляет собой системную деятельность, осуществляемую различными субъектами, по реализации разнообразных мер, направленных на выявление, ослабление, устранение их причин и условий, на выявление лиц, склонных к их совершению, и оказанию на них профилактического воздействия, на разработку мер защиты потенциальных жертв таких преступлений, а также на выявление и привлечение к уголовной ответственности виновных в совершении указанных уголовно наказуемых деяний.