Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Практика финансирования спортивной индустрии в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из бюджетных средств выплачиваются стипендии отдельным спортсменам, оказывается помощь ветеранским спортивным организациям. За счет областных, районных и муниципальных бюджетов ведутся строительство и ремонт спортивных площадок и сооружений в жилых районах города и сельской местности. Прохождение бюджетов на уровне субъектов федерации (краев, областей, республик) происходит по определенным образом, установленному порядку.

Вначале местными спортивными комитетами и департаментами разрабатывается комплексная программа развития физической культуры и спорта в регионе. При этом учитываются календарь спортивно-массовых мероприятий и соревнований, количество штатных и внештатных сотрудников и величина их зарплаты, количество ДЮСШ, школ олимпийского резерва, затраты на приобретение спортинвентаря, ремонт и строительство новых спортивных сооружений и другие факторы.

Далее разработанный план физкультурно-спортивных мероприятий с постатейным указанием расходов согласовывается спорткомитетом с другими структурными подразделениями исполнительной власти – финансовым управлением, юридическим отделом и другими департаментами. После этого проект бюджета передается для изучения в областную думу.

Министерство спорта Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

Для осуществления вышеуказанных функций Министерству спорта Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования из федерального бюджета на соответствующий финансовый период.

На сегодняшний день в мире выделяют две модели финансирования спортивной индустрии:

1. Американская модель, в которой отсутствует прямое (бюджетное) финансирование, спортивная индустрия работает в автономном режиме. Как правило, в странах, где используется данная модель, финансирование осуществляется с помощью различных фондов, местной власти и т.п., а также стоит отметить наличие различных налоговых льгот частных секторов.

2. Европейская модель характеризуется, в отличие от предыдущей, финансирование осуществляется при помощи двух источников: бюджет и внебюджет. Россия относится ко второй модели финансирования. И основными ресурсами финансирования спорта Российской Федерации являются:


1. Государственные органы;

2. Внебюджетные фонды;

3. Профсоюзные организации;

4. Муниципалитеты;

5. Образовательные структуры[15, c.1-13].

Таким образом, в настоящее время в мировой и отечественной практике наблюдается повышение интереса к сфере физической культуры и спорта. В практике финансирования сферы физической культуры и спорта сложились две модели: американская и европейская, для России характерна европейская модель.

В современных условиях в финансировании физической культуры и спорта решающая роль принадлежит бюджетным ассигнованиям, ведется поиск рациональных форм их использования.

2. Практика финансирования спортивной индустрии в России

2.1. Анализ финансирования спорта

Спортивная индустрия уже сейчас становится большой ареной для соперничества все большего количества игроков, многие из которых приходят в спорт из отраслей, не всегда на первый взгляд связанных с ним.

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020гг.» выделяет следующие источники финансирования:

1. Федеральный бюджет, на который выделяется 73,98 млрд руб.;

2. Консолидированные бюджеты субъектов РФ – 15,85 млрд руб.;

3. Средства внебюджетных источников – 4,5 млрд. руб.

Всего государство выделяет на Программу 94,33 млрд. руб. [14, c.7-9]

Кроме того, финансирование может осуществляться при помощи собственных доходов спортивной организации и спонсорства. Стоит отметить, что для самофинансирования организации необходима собственная предпринимательская деятельность.

За федеральный бюджет отвечает Государственная Дума, которая рассматривает и утверждает выделяемый программой бюджет. Данная процедура проходит в нескольких чтениях и только после этого решение Государственной Думы одобряется Советом Федерации, а потом подписывается Президентом РФ.

Из Программы мы можем увидеть, что средства федерального бюджета составляют капитальные вложение, которые состоят из бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам и субсидий субъектам РФ.

Данные субсидии предоставляются на:

  • строительство в субъектах РФ малобюджетных физкультурно-спортивных объектов;
  • строительство и реконструкцию инфраструктуры региональных спортивно-тренировочных центров субъектов РФ;
  • закупки различных видов спортивного оборудования в спортивные школы и училища олимпийского резерва;
  • строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах;
  • реконструкция объектов массового спорта Крымского федерального округа[6, c.102].

Выделение бюджетов субъектов федерации также происходит по определенно установленному порядку. Для начала разрабатывается программа развития физической культуры и спорта в регионе департаментами и местными спортивными комитетами. Далее весь этот план согласовывается спортивным комитетом с различными органами исполнительной власти, далее передается в областную Думу. Также из Программы можно увидеть, что средства бюджетов субъектов РФ состоят также из капитальных вложений и прочих доходов. На данный бюджет приходится примерно 17% от общего бюджета, выделяемого программой.

Обеспечение спортивных команд экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных делегаций РФ, спортивных сборных команд, участие в подготовке сборных команд, организация и проведение межрегиональных, всероссийский и международных официальных спортивных мероприятий производится за счет бюджета федерального и регионального. Например, общий объем расходов XXIX зимней Универсиады, которая будет проведена в Красноярске в 2019 году, составляет 67,8 млрд руб., из которых 43,3 млрд руб. взяты из федерального бюджета и 24,5 млрд руб. - из бюджета Красноярского края[8, c.96].

Внебюджетными источниками могут выступать доходы от предпринимательской деятельности спортивных организаций, спонсорство, меценатство, от трансфертов и продажи спортсменов, реклама и прочее.

Государственная политика по развитию физической культуры и массового спорта нацелена на увеличение численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.

По итогам 2018 г. достигнуты следующие показатели:

  • доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 81 процент;
  • доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года;
  • мужчины: 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 25 процентов;
  • доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 8,2 процента;
  • доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 17,2 процента[9, c.61].

Сеть физкультурно-спортивных клубов включает 17,5 тыс. организаций, в том числе 7 тыс. фитнес клубов.

Для оценки уровня физической подготовленности населения работают 2,5 тыс. центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).


Проект бюджета на 2019-2021 годы предусматривает бюджетные ассигнования в размере 51,57 млрд рублей в 2019 году на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта». Об этом говорится в пояснительной записке Минфина к проекту бюджета[9, c.61].

В соответствии с проектом, в 2020 году планируется потратить 50,47 млрд рублей, в 2021 году - 43,72 млрд рублей[9, c.62].

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований увеличены по сравнению с суммами из бюджета на 2018-2020 годы: в 2019 году на 16,15 млрд рублей и в 2020 году на 14,99 млрд рублей. Как следует из пояснительной записки, изменения связаны с реализацией с 2019 года федерального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (Спорт - норма жизни)" национального проекта «Демография». Так, например, на реализацию подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта" предполагается выделить 8,9 млрд рублей в 2019 году, 7,71 млрд - в 2020 году, 10,02 млрд - в 2021 году[9, c.63].

В проекте указано, что суммы выплат стипендий президента Российской Федерации чемпионам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр в 2019-2020 годах увеличатся на 720 млн рублей ежегодно. Бюджетные ассигнования на подготовку сборных по приоритетным летним и зимним олимпийским видам спорта в 2019 году будут увеличены почти на 1 млрд рублей[2].

Изменение сумм по федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» обусловлено увеличением субсидий бюджетам субъектов Северо-Кавказского федерального округа, Дальневосточного федерального округа, в Арктической зоне, Байкальском районе, Калининградской области. В целях развития спортивной инфраструктуры на указанных территориях финансирование ФЦП в 2019 году будет увеличено на 2,4 млрд рублей[2].

Зарезервированные на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов бюджетные ассигнования на реализацию Концепции наследия чемпионата мира по футболу в объеме 3,92 млрд рублей в 2019 году и 2,21 млрд рублей в 2020 году будут направлены на обеспечение эксплуатации стадионов, дооборудование тренировочных площадок, создание и функционирование детских футбольных центров[2].

В государственном бюджете определяются размеры финансирования высших и средних физкультурных учебных заведений. Выделенные по этим статьям ассигнования предназначаются Министерству спорта, туризма и молодежной политики, которое является учредителем этих вузов и техникумов (колледжей) и одновременно главным распорядителем бюджетных средств. Не менее важными источниками финансирования будут областные, городские, районные комитеты по ФКиС, финансируемые из местных бюджетов.


Рассмотрим динамику расходов Федерального бюджета РФ на физическую культуру и спорт в таблице 1.

Таблица 1

Динамика расходов Федерального бюджета РФ на ФКиС в 2014-2018гг.

Год

2014

2015

2016

2017

2018

Расходы федерального бюджета, млн.р.

14 831, 6

12 639,8

12 858,0

13 587,2

16 591,0

В том числе ФКиС, млн.р.

61,9

64,1

64,8

90,1

64,8

Темп роста расходов на ФКиС, %

103,55

101,09

139,04

71,92

Доля ФКиС в расходах федерального бюджета, %

0,4173

0,5071

0,5040

0,6636

0,3906

Источник: Солнцев И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики / И.В. Солнцев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2019. – №6 (24). – С. 1–13.

Исходя из данных таблицы видно, как изменялись объемы расходов федерального бюджета на «Физическую культуру и спорт» с 2014 по 2018 год. В 2016 году финансирование снизилось на 2,46%. В 2017 году расходы на ФКиС увеличились на 37,95% по сравнению с 2016 годом. Такой объем расходов на 45,56% превышает расходы федерального бюджета в 2014 году. Однако в 2018 году объем расходов на ФКиС снизился на 67,12% относительно 2017 года[15].

Анализ динамики расходов РФ на финансирование спорта показал, что за последние 5 лет объемы расходов федерального бюджета на ФКиС колебались в зависимости от экономической ситуации в стране и в мире, а также от подготовки и проведения в тот или иной год спортивных мероприятий. Доля расходов на «Физическую культуру и спорт» в общем объеме расходов федерального бюджета остается относительно неизменной и незначительной. В среднем за 5 лет она составляет 0,4960%. Такой объем финансирования со стороны государства не позволяет выполнять все социально-экономические функции, возложенные на ФКиС. В связи с этим возникает необходимость привлечения частных источников финансирования, создания благоприятных условий для государственно-частного партнерства и развития бизнеса спортивных услуг.

Большая часть бюджета спортивных клубов финансируется из средств самого владельца клуба, который может являться либо субъектом государства (финансирование из бюджетов краев, республик, областей и муниципальных образований), либо государственной компанией: Газпром, Роснефть, ВТБ, Транснефть, РЖД и др. Контрольные пакеты указанных корпораций принадлежат государству и полностью контролируются правительством. Таким образом, мы видим, что государство осуществляет моральную и финансовую поддержку профессионального спорта на самом высоком уровне. Рассмотрим, как осуществляется финансирование клубов «Российской футбольной Премьер-Лиги» в таблице 2.