Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Практика финансирования спортивной индустрии в России).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Особенности финансового обеспечения в спорте
1.1.Сфера спортивной индустрии
1.2. Источники финансирования индустрии спорта
2. Практика финансирования спортивной индустрии в России
2.1. Анализ финансирования спорта
2.2. Динамика развития и финансирование спортивных сооружений в России
3.Перспективы расширения финансирования в спортивной индустрии
3.1. Проблемы финансирования индустрии спорта
Из бюджетных средств выплачиваются стипендии отдельным спортсменам, оказывается помощь ветеранским спортивным организациям. За счет областных, районных и муниципальных бюджетов ведутся строительство и ремонт спортивных площадок и сооружений в жилых районах города и сельской местности. Прохождение бюджетов на уровне субъектов федерации (краев, областей, республик) происходит по определенным образом, установленному порядку.
Вначале местными спортивными комитетами и департаментами разрабатывается комплексная программа развития физической культуры и спорта в регионе. При этом учитываются календарь спортивно-массовых мероприятий и соревнований, количество штатных и внештатных сотрудников и величина их зарплаты, количество ДЮСШ, школ олимпийского резерва, затраты на приобретение спортинвентаря, ремонт и строительство новых спортивных сооружений и другие факторы.
Далее разработанный план физкультурно-спортивных мероприятий с постатейным указанием расходов согласовывается спорткомитетом с другими структурными подразделениями исполнительной власти – финансовым управлением, юридическим отделом и другими департаментами. После этого проект бюджета передается для изучения в областную думу.
Министерство спорта Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Для осуществления вышеуказанных функций Министерству спорта Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования из федерального бюджета на соответствующий финансовый период.
На сегодняшний день в мире выделяют две модели финансирования спортивной индустрии:
1. Американская модель, в которой отсутствует прямое (бюджетное) финансирование, спортивная индустрия работает в автономном режиме. Как правило, в странах, где используется данная модель, финансирование осуществляется с помощью различных фондов, местной власти и т.п., а также стоит отметить наличие различных налоговых льгот частных секторов.
2. Европейская модель характеризуется, в отличие от предыдущей, финансирование осуществляется при помощи двух источников: бюджет и внебюджет. Россия относится ко второй модели финансирования. И основными ресурсами финансирования спорта Российской Федерации являются:
1. Государственные органы;
2. Внебюджетные фонды;
3. Профсоюзные организации;
4. Муниципалитеты;
5. Образовательные структуры[15, c.1-13].
Таким образом, в настоящее время в мировой и отечественной практике наблюдается повышение интереса к сфере физической культуры и спорта. В практике финансирования сферы физической культуры и спорта сложились две модели: американская и европейская, для России характерна европейская модель.
В современных условиях в финансировании физической культуры и спорта решающая роль принадлежит бюджетным ассигнованиям, ведется поиск рациональных форм их использования.
2. Практика финансирования спортивной индустрии в России
2.1. Анализ финансирования спорта
Спортивная индустрия уже сейчас становится большой ареной для соперничества все большего количества игроков, многие из которых приходят в спорт из отраслей, не всегда на первый взгляд связанных с ним.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020гг.» выделяет следующие источники финансирования:
1. Федеральный бюджет, на который выделяется 73,98 млрд руб.;
2. Консолидированные бюджеты субъектов РФ – 15,85 млрд руб.;
3. Средства внебюджетных источников – 4,5 млрд. руб.
Всего государство выделяет на Программу 94,33 млрд. руб. [14, c.7-9]
Кроме того, финансирование может осуществляться при помощи собственных доходов спортивной организации и спонсорства. Стоит отметить, что для самофинансирования организации необходима собственная предпринимательская деятельность.
За федеральный бюджет отвечает Государственная Дума, которая рассматривает и утверждает выделяемый программой бюджет. Данная процедура проходит в нескольких чтениях и только после этого решение Государственной Думы одобряется Советом Федерации, а потом подписывается Президентом РФ.
Из Программы мы можем увидеть, что средства федерального бюджета составляют капитальные вложение, которые состоят из бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам и субсидий субъектам РФ.
Данные субсидии предоставляются на:
- строительство в субъектах РФ малобюджетных физкультурно-спортивных объектов;
- строительство и реконструкцию инфраструктуры региональных спортивно-тренировочных центров субъектов РФ;
- закупки различных видов спортивного оборудования в спортивные школы и училища олимпийского резерва;
- строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах;
- реконструкция объектов массового спорта Крымского федерального округа[6, c.102].
Выделение бюджетов субъектов федерации также происходит по определенно установленному порядку. Для начала разрабатывается программа развития физической культуры и спорта в регионе департаментами и местными спортивными комитетами. Далее весь этот план согласовывается спортивным комитетом с различными органами исполнительной власти, далее передается в областную Думу. Также из Программы можно увидеть, что средства бюджетов субъектов РФ состоят также из капитальных вложений и прочих доходов. На данный бюджет приходится примерно 17% от общего бюджета, выделяемого программой.
Обеспечение спортивных команд экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных делегаций РФ, спортивных сборных команд, участие в подготовке сборных команд, организация и проведение межрегиональных, всероссийский и международных официальных спортивных мероприятий производится за счет бюджета федерального и регионального. Например, общий объем расходов XXIX зимней Универсиады, которая будет проведена в Красноярске в 2019 году, составляет 67,8 млрд руб., из которых 43,3 млрд руб. взяты из федерального бюджета и 24,5 млрд руб. - из бюджета Красноярского края[8, c.96].
Внебюджетными источниками могут выступать доходы от предпринимательской деятельности спортивных организаций, спонсорство, меценатство, от трансфертов и продажи спортсменов, реклама и прочее.
Государственная политика по развитию физической культуры и массового спорта нацелена на увеличение численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
По итогам 2018 г. достигнуты следующие показатели:
- доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 81 процент;
- доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года;
- мужчины: 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 25 процентов;
- доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 8,2 процента;
- доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 17,2 процента[9, c.61].
Сеть физкультурно-спортивных клубов включает 17,5 тыс. организаций, в том числе 7 тыс. фитнес клубов.
Для оценки уровня физической подготовленности населения работают 2,5 тыс. центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Проект бюджета на 2019-2021 годы предусматривает бюджетные ассигнования в размере 51,57 млрд рублей в 2019 году на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта». Об этом говорится в пояснительной записке Минфина к проекту бюджета[9, c.61].
В соответствии с проектом, в 2020 году планируется потратить 50,47 млрд рублей, в 2021 году - 43,72 млрд рублей[9, c.62].
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований увеличены по сравнению с суммами из бюджета на 2018-2020 годы: в 2019 году на 16,15 млрд рублей и в 2020 году на 14,99 млрд рублей. Как следует из пояснительной записки, изменения связаны с реализацией с 2019 года федерального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (Спорт - норма жизни)" национального проекта «Демография». Так, например, на реализацию подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта" предполагается выделить 8,9 млрд рублей в 2019 году, 7,71 млрд - в 2020 году, 10,02 млрд - в 2021 году[9, c.63].
В проекте указано, что суммы выплат стипендий президента Российской Федерации чемпионам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр в 2019-2020 годах увеличатся на 720 млн рублей ежегодно. Бюджетные ассигнования на подготовку сборных по приоритетным летним и зимним олимпийским видам спорта в 2019 году будут увеличены почти на 1 млрд рублей[2].
Изменение сумм по федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» обусловлено увеличением субсидий бюджетам субъектов Северо-Кавказского федерального округа, Дальневосточного федерального округа, в Арктической зоне, Байкальском районе, Калининградской области. В целях развития спортивной инфраструктуры на указанных территориях финансирование ФЦП в 2019 году будет увеличено на 2,4 млрд рублей[2].
Зарезервированные на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов бюджетные ассигнования на реализацию Концепции наследия чемпионата мира по футболу в объеме 3,92 млрд рублей в 2019 году и 2,21 млрд рублей в 2020 году будут направлены на обеспечение эксплуатации стадионов, дооборудование тренировочных площадок, создание и функционирование детских футбольных центров[2].
В государственном бюджете определяются размеры финансирования высших и средних физкультурных учебных заведений. Выделенные по этим статьям ассигнования предназначаются Министерству спорта, туризма и молодежной политики, которое является учредителем этих вузов и техникумов (колледжей) и одновременно главным распорядителем бюджетных средств. Не менее важными источниками финансирования будут областные, городские, районные комитеты по ФКиС, финансируемые из местных бюджетов.
Рассмотрим динамику расходов Федерального бюджета РФ на физическую культуру и спорт в таблице 1.
Таблица 1
Динамика расходов Федерального бюджета РФ на ФКиС в 2014-2018гг.
Год |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Расходы федерального бюджета, млн.р. |
14 831, 6 |
12 639,8 |
12 858,0 |
13 587,2 |
16 591,0 |
В том числе ФКиС, млн.р. |
61,9 |
64,1 |
64,8 |
90,1 |
64,8 |
Темп роста расходов на ФКиС, % |
103,55 |
101,09 |
139,04 |
71,92 |
|
Доля ФКиС в расходах федерального бюджета, % |
0,4173 |
0,5071 |
0,5040 |
0,6636 |
0,3906 |
Источник: Солнцев И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики / И.В. Солнцев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2019. – №6 (24). – С. 1–13.
Исходя из данных таблицы видно, как изменялись объемы расходов федерального бюджета на «Физическую культуру и спорт» с 2014 по 2018 год. В 2016 году финансирование снизилось на 2,46%. В 2017 году расходы на ФКиС увеличились на 37,95% по сравнению с 2016 годом. Такой объем расходов на 45,56% превышает расходы федерального бюджета в 2014 году. Однако в 2018 году объем расходов на ФКиС снизился на 67,12% относительно 2017 года[15].
Анализ динамики расходов РФ на финансирование спорта показал, что за последние 5 лет объемы расходов федерального бюджета на ФКиС колебались в зависимости от экономической ситуации в стране и в мире, а также от подготовки и проведения в тот или иной год спортивных мероприятий. Доля расходов на «Физическую культуру и спорт» в общем объеме расходов федерального бюджета остается относительно неизменной и незначительной. В среднем за 5 лет она составляет 0,4960%. Такой объем финансирования со стороны государства не позволяет выполнять все социально-экономические функции, возложенные на ФКиС. В связи с этим возникает необходимость привлечения частных источников финансирования, создания благоприятных условий для государственно-частного партнерства и развития бизнеса спортивных услуг.
Большая часть бюджета спортивных клубов финансируется из средств самого владельца клуба, который может являться либо субъектом государства (финансирование из бюджетов краев, республик, областей и муниципальных образований), либо государственной компанией: Газпром, Роснефть, ВТБ, Транснефть, РЖД и др. Контрольные пакеты указанных корпораций принадлежат государству и полностью контролируются правительством. Таким образом, мы видим, что государство осуществляет моральную и финансовую поддержку профессионального спорта на самом высоком уровне. Рассмотрим, как осуществляется финансирование клубов «Российской футбольной Премьер-Лиги» в таблице 2.