Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Практика финансирования спортивной индустрии в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Перспективы расширения финансирования в спортивной индустрии

3.1. Проблемы финансирования индустрии спорта

Анализ литературных источников, деятельности средств массовой информации, проведенный авторами данной публикации свидетельствует, что финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет средств государственного бюджета и социального страхования, реализации спортивных изделий, изготовленных на предприятиях, находящихся в ведении физкультурных организаций, различного рода организаций и учреждений, профсоюзных, молодежных и других общественных организаций, спонсоров, поступлений от спортивно - зрелищных мероприятий, спортивных лотерей, издательской деятельности, доходов от предоставления физкультурно - оздоровительных услуг, доходов жилищно - эксплуатационных организаций, других поступлений, а также личных средств населения.

В последнее время в России все чаще встречаются финансовые проблемы в такой популярной сфере жизни многих людей, как спорт. К сожалению, иногда доходит до того, что команды с богатой историей и многолетними традициями, не справившись с подобными трудностями, прекращают свое существование. Такая судьба постигла, например, ФК «Москва», ФК «Сатурн», ЖВК «Самородок» и многие другие известные спортивные клубы[13, c.62].

Как правило, различные спортивные клубы полностью или частично зависят от регионального бюджета, с помощью которого и осуществляется их финансирование. И если раньше при более стабильной экономической обстановке в стране оно не вызывало сомнений у властей, то сейчас, когда урезается все, что только можно, финансирование региональных спортивных клубов и спорта в целом сильно сокращается.

Сегодня подобные проблемы можно встретить по всей России, но особенно страдают те регионы, где спорту уделяли огромное внимание и позиционировали его как символ региона. Например, можно отметить Краснодарский край.

В настоящее время, несмотря на достойные результаты, серьезные финансовые трудности испытывают ФК «Кубань» и ВК «Динамо». Совсем недавно стало известно, что ФК «Кубань» и ХК «Сочи» и вовсе лишились регионального финансирования[13, c.64].

Гоcфинансирование будет идти на содержание детских спортивных школ, развитие инфраструктуры клуба. Кроме того, исчезнет проблема, связанная с длительными задержками выплаты зарплаты. Все это, без сомнений, является плюсом.


Нынешняя система финансирования спортивных команд практически исчерпала свои возможности и является одной из главных причин плачевного финансового положения большей части российских клубов. Достаточно посмотреть на то, как это устроено в Европе. Большинство европейских спортивных клубов являются частными и не зависят от кого-либо, в результате чего они имеют устойчивый бюджет. В России же частных клубов крайне мало, и реалии таковы, что даже наличие частного капитала не обеспечивает самоокупаемость клубов. Примером клуба с устойчивым финансовым положением может служить ФК «Краснодар, владельцем которого является С. Галицкий. Команда не имеет задержек по зарплате, постепенно развивается инфраструктура клуба и огромное внимание уделяется детским футбольным школам. Но нужно понимать, что для этого выделяются огромные средства, которые на данном этапе окупить просто невозможно[10, c.96].

Однако, в условиях перехода к рыночным отношениям значительное количество спортивных и физкультурно - оздоровительных услуг реализуется на коммерческой основе, что сказывается на семейном бюджете подавляющего большинства населения страны и может оказать негативное воздействие на общество в первую очередь на подрастающее поколение.

На сегодняшний день в нашей стране физическое воспитание детей осуществляется по обязательным учебным программам и в процессе внеучебной физкультурно - спортивной работы в общеобразовательных школах, а также в детских спортивных организациях.

К сожалению, последнее все чаще становится менее доступным для подавляющего большинства детей. Ситуацию усугубляет тот факт, что многие спортивные сооружения, площадки в парках и на стадионах становятся платными, а муниципальные власти недостаточно уделяют внимания проведению спортивных мероприятий по месту жительства, либо проводят их формально.

Важным критерием для решения проблем финансирования физической культуры и спорта является проработка правовых основ региональных целевых программ, устранение недоработок в их нормативно - правовом обеспечении.

Недопустимо забывать о том, что сегодняшние дети завтра станут рабочими, инженерами, техниками, учеными, врачами, учителями, защитниками Родины, и что их физическое развитие будет оказывать существенное влияние на профессиональную деятельность.

Наметившееся в последнее время в обществе ослабление внимания к развитию массовой физкультуры и спорта, недооценка их социально - экономической и воспитательной роли, и как следствие, – остаточный принцип финансирования, приведут к ухудшению здоровья и физической подготовленности населения, в том числе и призывного контингента, а также личного состава силовых структур России, а, следовательно, и к снижению их уровня служебно - профессиональной готовности.


Таким образом, необходимо не свертывание, а расширение сети бесплатных спортивных услуг населению, увеличение отчислений из государственного бюджета на развитие физической культуры и выделение дополнительных средств на подготовку высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта.

3.2. Пути решения проблем финансирования

В нынешних условиях важнейшей задачей руководства спортивных клубов является поиск спонсоров. Фактически ключевая роль в финансировании команд отводится именно им. Как известно, спонсор, в отличие от инвестора, осуществляет финансирование без цели получения какой-либо материальной выгоды, а спонсирование является одним из важнейших инструментов маркетинга. А выгодно ли спонсорство в России? Я считаю, что лишь в редких случаях. К сожалению, интерес к спорту в нашей стране, по сравнению с Европой, крайне низок, а отдельные виды спорта абсолютно не пользуются популярностью. В таких условиях говорить о существенной популяризации компании, к которой стремится спонсор, создании имиджа и рекламе, на мой взгляд, неуместно. Поэтому задача поиска спонсоров является не только важнейшей, но и сложнейшей.

Нельзя сказать, что все настолько плохо. Довольно часто можно встретить удачные примеры спонсорства спортивных клубов в России, как для команд, так и для самих спонсоров. Например, можно отметить многолетнее сотрудничество ПАО «Аэрофлот» и ПФК «ЦСКА». Однако нужно понимать, что это крупная авиакомпания и один из лучших футбольных клубов страны. Команды более низкого уровня испытывают серьезные проблемы при поиске спонсоров[12, c.85].

Важно отметить, что финансирование спортивных команд различными субъектами экономической деятельности осуществляется неравномерно. Иными словами, идет соперничество не между клубами, а между финансовыми структурами, в результате чего потенциальные спонсоры отказываются оказывать поддержку, а болельщики перестают ходить на стадионы. В связи с этим выдвигаются идеи использования политики равных возможностей. «Необходимо на повестку дня поставить вопрос о финансировании крупными компаниями, в том числе и государственными монополиями, именно спортивных лиг, а не отдельных профессиональных команд», — отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Вячеслав Фетисов[12, c.85].


Современный спорт неотделим от рыночных отношений, поэтому проблема финансирования спортивных клубов имеет огромное значение, как с правовой, так и с социально-экономической точки зрения. На сегодняшний день рыночные условия расширили возможности привлечения дополнительных средств на содержание спортивных команд, которые в условиях, когда текущего бюджетного финансирования недостаточно, стали играть большую роль. В связи с этим отношения между клубами и субъектами экономической деятельности, обеспечивающими им финансирование, должны быть закреплены на законодательном уровне.

Главными условиями для развития спорта должно стать стимулирование занятий физической культурой, создание жизненных ситуаций, при которых двигательная деятельность становится внутренней органической потребностью, за которой осознается ее значение и пользу.

А это означает, что государство должно создать больше спортивных клубов, секций, спортзалов, чтобы молодежь имела возможность всесторонне развиваться. При внесении изменений в нормативную базу, большое внимание нужно уделить созданию программ развития физической культуры и спорта, создать выгодные условия для поощрения меценатов, которые бы были заинтересованы в финансировании данной сферы, а также, чтобы государство смогло больше выделять средств из Федерального бюджета.

Объем финансирования должен покрывать расходы на аренду спортивных площадок, организационные расходы, а также призовой фонд соревнований.

В качестве примера корпоративных соревнований можно привести проект First Club Cup, в рамках которого проводятся турниры по мини-футболу, шахматам и дартсу. Среди участников проекта представители art, fashion, media, ресторанного и клубного бизнеса Санкт-Петербурга и Москвы[11, c.74].

Корпоративные соревнования поднимают имидж компании, командный дух. Но с точки зрения экономики отличаются небольшим числом участников и зрителей, поэтому несут незначительный «внешний» рекламный эффект.

В этой связи организациям – спонсорам спортивных мероприятий выгоднее выступать партнерами спортивных соревнований высшего достижения. Такие соревнования отличает более высокий зрительский интерес, освещение в СМИ, следовательно, они несут больший «внешний» рекламный эффект. Мощную рекламную отдачу обеспечивает попадание логотипа организации, размещенного на щитах, в телевизионную трансляцию соревнований. Спонсоры могут использовать такие рекламные возможности, как организация выставок-продаж своей продукции, выпуск сувенирной продукции. Эффективной PR-акцией является участие представителей спонсорской организации в церемонии награждения[11, c.76].


Разделяют стратегических и информационных партнеров спортивных соревнований. Стратегические партнеры – организации, которые отвечают за размещение и обеспечение всем необходимым спортсменов; обеспечение соревнований необходимым инвентарем; соответствие спортивной площадки необходимым требованиям; обеспечение судей формой.

СМИ часто выступают информационными партнерами организаторов спортивных мероприятий и предоставляют рекламное пространство для анонсовых модулей и статей.

Для дальнейшего развития отрасли необходимо максимизировать все возможные источники финансирования, создавая взаимовыгодные условия для всех потенциальных участников.

России необходимо создать свою систему финансирования физической культуры и спорта, взяв за основу наиболее подходящие в финансовом и организационном плане системы управления спортом.

Для расширения предоставления спортивно-оздоровительных услуг необходим комплекс мер по развитию малого предпринимательства, государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта. Развитие бизнеса спортивных услуг повлечет положительный эффект: развитие предпринимательства социально значимой сферы, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет.

В Правительстве РФ подписано Постановление от 18 июня 2019 года №776 с внесёнными в ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» изменениями, в частности, на 725 млн рублей увеличены объёмы финансирования на строительство и реконструкцию в субъектах Федерации малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности[2].

Также в Программе увеличены объёмы финансирования на развитие спортивной инфраструктуры на приоритетных территориях, в том числе в Байкальском регионе, Калининградской области – на 1550 млн рублей, Северо-Кавказском федеральном округе – на 1350 млн рублей, Дальневосточном федеральном округе – на 1050 млн рублей[2].

В связи с увеличением объёма финансирования Программы увеличены и значения её целевых индикаторов и показателей.

Кроме того, по итогам совещания у Заместителя Председателя Правительства Ольги Голодец Минспорту, Минфину и Минэкономразвития поручено проработать вопрос о выделении в 2020–2022 годах ежегодно по 400 млн рублей Российскому футбольному союзу (РФС) на строительство малых футбольных площадок и подготовку детских футбольных тренеров[11, c.78].

Таким образом, в Российской модели финансирования физической культуры и спорта следует сохранить главенствующую роль государства, а также создать благоприятные условия для государственно-частного партнерства и развития бизнеса спортивных услуг. Рассмотрение только некоторых аспектов экономически спортивной отрасли показывает значимость и сложность имеющихся проблем и стоящих задач. Среди них первостепенное значение имеет создание стройной системы финансирования, как спорта высших достижений, так и массового спорта. Вместе с тем в современных условиях все более актуальными становятся вопросы формирования рациональной структуры расходования средств, построение единой системы ценообразования, повышение эффективности менеджмента спортивных организаций.