Файл: Основные этапы формирования налогового учёта в России (Сравнение налоговой системы плановой экономики СССР с переходной налоговой системой РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

доходные источники, они поддерживают финансовую стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточены в федеральном бюджете. Номер Федерального:
налог на добавленную стоимость;
налог на прибыль предприятий и организаций;
акцизы;
личный подоходный налог;
таможенная пошлина.
Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.
Второй уровень-налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем называть их региональными налогами. Этот термин был введен нами в научный оборот несколько лет назад. Сейчас он "легализован", поскольку используется в Налоговом кодексе Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из Общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. в основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран отсутствует различие между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц, чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах есть такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития этой отрасли на региональном уровне. В

1999 году. налог с продаж и налог на вмененный доход начали функционировать как региональные налоги.

Третий уровень-местные налоги, т. е. налоги, городов, районов, сел и т. д.
Среди основных местных налоговых поступлений:
налог на имущество физических лиц; земельный налог;
большая группа прочих местных налогов.
Бюджетная структура Российской Федерации, как и во многих европейских странах, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь дополнением к доходам соответствующих бюджетов. Основная часть в их формировании-это отчисления из федеральных налогов.
Налоговая система Российской Федерации выполняет важнейшую функцию бюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и ответственности национально-государственных и административно-территориальных образований России в решении социально-экономических проблем
это сопровождается укреплением их финансовой базы, осуществляемым перераспределением федеральных налогов.
Фиксированные и регулируемые налоги в полном объеме или в твердо фиксированном проценте на долгосрочной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Налоги, такие как гербовый сбор, государственная пошлина, налог на имущество, проходящие через наследство или дарение, имеющие Федеральный статус, как правило, полностью зачисляются в местные бюджеты.
Финансовая поддержка социально-экономического развития территорий предусмотрено законом РФ от 15 января 1993 г. № 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления". Отмечается, что уровень основных источников дохода должна составлять не менее 70% доходов минимального бюджета


субъекта Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с отсутствием основных и регулирующих доходов - не менее 70% доходов без

дотаций и субвенций. Минимальный бюджет-это сумма доходов консолидированного бюджета нижнего уровня, охватывающих минимально необходимые расходы, гарантируемые вышестоящим органом, часть которых в случае недостаточности закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотаций и субвенций.
Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная система дополняется государственные внебюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных целевых отчислений. По социально-экономическому характеру взносы во внебюджетные фонды носят строго налоговый характер. Эти взносы, как и налоги, поступают из валового внутреннего продукта (ВВП). Отчисления привязаны к Фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Каждый работодатель отчисляет 26% из фонда оплаты труда в государственный Пенсионный фонд, % - в Фонд социального страхования, % - в фонд обязательного медицинского страхования, а каждый работник отчисляет из своего заработка % в государственный Пенсионный фонд Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления в части налогового учреждения менялись несколько раз. В первые два года функционирования налоговой системы Российской Федерации региональные и местные налоги очень жестко регулировались. Ст. 20 Закона Российской Федерации" Об основах налоговой системы в Российской Федерации " позволила представительской власти субъектов Федерации взимать четыре налога. А в ст. 21 того же Закона перечислены 23 местных налога. Для большинства из них законом установлены и предельные налоговые ставки.
Затем в течение трех лет (1994-1996) ограничения были сняты. В пункте 7

Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2268 "о формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с

бюджетами субъектов РФ в 1994 году", - сказал:
Установить, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов юридическими лицами производится за счет прибыли, оставшейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль.
Цель снятия ограничений была ясна: дать возможность региональным и местным властям найти собственные источники доходов и пути выхода из финансового кризиса. Это был своего рода экономический эксперимент.
Надо сказать, что в целом он получился с отрицательным результатом, так как на местах власти переусердствовали-попытки заткнуть все прорехи региональных и местных бюджетов привело к весьма экзотических налогов - в некоторых областях, например, ввели налог на импортные товары, налог на вывоз товаров, налог на снижение объемов производства, налог с продаж, местные акцизы на футбольные команды и т. д. Особый вред нанесли внутренние таможенные пошлины, взимаемые на границах некоторых районов. В этой ситуации возникла еще одна опасность. Множественность налогообложения не могла не сказаться на состоянии налоговой базы, финансовом положении предприятий.
Так, ст. 3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах" части первой Налогового кодекса Российской Федерации провозглашает:
Никто не может быть обязан уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, имеющие признаки налогов и сборов, установленные настоящим Кодексом, на основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом или


установленных в ином порядке, чем определено настоящим Кодексом.
Конечно, очень заманчиво дать субъектам Федерации и органам местного

самоуправления возможность больше покрывать свои бюджеты за счет собственных средств. Но свобода регионов должна быть принесена в жертву, чтобы сохранить единство экономического пространства России.
Как уже отмечалось, налоговая система Российской Федерации дополняется системой государственных внебюджетных целевых фондов. Самым крупным и значимым из них является государственный Пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия и организации от них уклониться, иногда самым простым способом: они не стоят на учете как плательщики. В отличие от государственной налоговой службы, эти средства не имеют существенного контроля и влияния на плательщиков.
Похоже, что в перспективе трехуровневая система налогов должна включать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам. Каждый орган управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из местных налогов, отчислений от налогов, уплачиваемых в вышестоящий бюджет (регулируемый налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, недвижимость, внешнеэкономическая деятельность и т. д.) и кредиты. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной.
Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, ввела налоговую систему, аналогичную по конструкции тем, которые используются в других крупных федеральных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.

2.2 Сравнение налоговой системы плановой экономики СССР с переходной налоговой системой РФ

Во времена СССР налоговая система была не такой развитой, как сегодня. Основные поступления в бюджет от государственных предприятий являлись налог с оборота и платежи из прибыли. Плательщиками налога являлись хозрасчетные государственные и кооперативные предприятия и организации, реализующие продукцию собственного производства или собственной закупки по оптовым ценам промышленности или розничным ценам, которые имеют самостоятельный баланс и расчетный счет в банке.
Помимо налога с оборота, поступлениями в бюджет являлись: плата за фонды, фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли, подоходный налог с колхозов, доходы от внешней торговли, лесной доход, включающий плату за древесину, отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение затрат на геологоразведочные работы.
Для государственных предприятий создан механизм двухканального восстановления чистого дохода (с последующими незначительными изменениями). Чистый доход государственных предприятий был изначально изымается в бюджет с помощью налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли), все излишки прибыли изымались в бюджет, которые, по мнению государства, не могут быть использованы на предприятиях. При этом был определен предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государством полностью регламентирован весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы из государственных предприятий было изъято до 80% чистого дохода.
Доходы бюджета также включают доходы от населения. В целом платежи


населения составили менее 9% всех доходов бюджета. Среди налогов основное место занимал подоходный налог. В зависимости от характера дохода и способа его получения налогоплательщики были разделены на несколько групп: рабочие и служащие, писатели и деятели искусства, врачи, преподаватели, юристы и другие лица, занимающиеся частной практикой, кустарники, ремесленники и др.основной была первая группа плательщиков.
В современной России, налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. За счет налога формируется 94,4% федерального бюджета. Эти данные сопоставимы с данными зарубежных стран.
Изучая налоговую систему СССР, становится понятно, что государство препятствовало развитию любого вида бизнеса. Несмотря на жесткую монополию, частное предприятие, получая прибыль, сразу облагалось подоходным налогом. Если после налогообложения компания имела свободный капитал, то она подпадала под нормативное распределение прибыли, а доходы вновь делились между государством и предприятием.
Основа современной финансовой политики-это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.
На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного регулирования внутрихозяйственных отношений на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все хозяйствующие субъекты имеют единые правила распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительный срок. Сегодняшняя налоговая политика отражает налоговую политику развитых западных стран.

Теперь налоговые вычеты проводятся любыми физическими и юридическими лицами в справедливых рамках. Но, конечно, налог зависит от

суммы прибыли. Но подоходный налог с населения остается небольшим по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, несмотря на переход от пропорционального к прогрессивному налогообложению доходов населения.
Относительно небольшая роль подоходного налога в России отражает, прежде всего, низкий уровень жизни большинства населения, а также снижение доли легко облагаемой зарплаты в своих личных доходов. Специфика налоговой системы России объясняется ее уникальной экономической ситуацией.
Налоговая система западных стран формировалась и функционирует в условиях нормального экономического развития. Налоговая система России несет на себе отпечаток глубокого экономического кризиса, сочетающего огромный спад производства и высокую инфляцию (хотя и постепеннозамедление, в том числе под влиянием мер, не предусмотренных ни одной теорией: массовые невыплаты, в том числе задержки заработной платы, пенсий).
Самое главное принципиальное отличие налоговой системы до перехода к рынку и после включения хозяйственных объектов в систему рыночных отношений заключается, на мой взгляд, в следующем: - налоговая система СССР действовала как сугубо фискальный механизм, который при условии вывода из запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с последующим их перераспределением через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики; в современных условиях налоговая система сама должна выступать регулятором экономических процессов в обществе, в ее рамках необходимо обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих налоговой политике в условиях современной рыночной экономики - фискальной, стабилизирующей, регулирующей и интегрирующей.
При Советском Союзе управление финансами осуществлялось только из


одного органа-Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в национальной экономике. Других

органов финансового управления не было. Сегодня одно правительство - Минфин-сменилась целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Федеральная налоговая служба, Министерство внутренних дел, Министерство финансов и т. д.
Современная налоговая система гораздо более развита, чем в Советском Союзе. Но есть ряд серьезных проблем. Вот лишь некоторые из проблем налоговой системы:
Во-первых, в современной налоговой системе такие налоги, как земельный налог и налог на капитал, неосуществимы; относительно узкая налоговая база и льготы для предприятий завышены.
Во-вторых, коренным образом изменив структуру налоговых поступлений, реформа не смогла принципиально повлиять на практику сбора налогов, поскольку основные принципы налоговой системы и налоговой службы формировались в глубинах административно-командной экономики.
Слабый контроль за сбором налогов создает возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только снижает налоговые поступления, но и стимулирует приток капитала в торгово-посредническую сферу, а также способствует развитию криминогенного предпринимательства. Существующие налоговые льготы также не дают должного эффекта. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, к росту производительности труда.
В-третьих, отсутствие нашей налоговой системы-это ее сложность. Сложность налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе не имеет значения, в какой бюджет зачисляется платеж, а орган какого уровня власти ввел и зарегистрировал порядок уплаты этого налога.
В-четвертых, не способствует эффективному функционированию налоговой

системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняя правила экономической игры.

Многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей.
В результате можно сделать вывод, что российская налоговая система будет подвергаться постоянному обновлению нормативно - правовых актов. Прежде всего, изменения будут направлены на стимулирование предпринимательства, стимулирование индивидуальных плательщиков с целью повышения их заинтересованности в заработке собственных средств и превращении их в собственный бизнес.
Налоги будут более взаимосвязаны и образуют систему с механизмом защиты доходов. Налоги на разных уровнях получат более четкое разграничение с учетом национальных и территориальных особенностей. Очевидно, что совершенствование налоговой системы будет продолжаться.
Из вышесказанного следует, что принятие нового законодательства в сфере налогообложения не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки.