Файл: Основные этапы формирования налогового учёта в России (Сравнение налоговой системы плановой экономики СССР с переходной налоговой системой РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В России налог на соль должен быть отменен после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях. Во-первых, вместо случайных таможенных пошлин и льгот, была введена четкая таможенная система. В 1653 году был издан

Торговый Устав, который носил явно протекционистский характер.
Большой спред был введен как раз перед налогом на имущество. Он начислялся из расчета 3 копейки с четверти земли, проходящей по наследству вообще, без отклонений, даже от наследников по прямой.

1.3 Налоги XIX-XX веков

В девятнадцатом веке основным источником дохода оставались государственные налоги. Основным прямым налогом был подушный налог. Количество налогоплательщиков определялось по результатам ревизионной переписи.
Наряду с основными ставками по прямым налогам, целевые дотации были введены: на строительство государственных больших дорог, на строительство объектов водоснабжения, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действует с 1812 по 1820). Только последний из этих налогов взимался с дворян, имевших доход выше установленной суммы-на уплату долгов. И дворяне, которые жили за границей не по службе и проживали доходы вне Отечества, " должны были платить вдвое."
Существовали обязанности по передаче имущества по наследству или акты дарения. В то время они применялись только к лицам, которые не имели прямого права наследования.
Существовали паспортные сборы, в том числе из заграничных паспортов. Подлежит страхованию от пожара. Кроме того, государственные налоги, местные.
Налог на имущество был установлен в размере 0,5% от оценки,

проведенной в 1821 году.
Были введены налоги: От торговых и ремесленных заведениях. От

магазинов, магазинов и других коммерческих учреждений и жилых домов, а также, с подвалами ранковичем, podvories, партнеров и овощных магазинов. Из постоялых дворов торговцев и торговцев. С фабрик в числе этих рабочих.
B различные лица, связанные с уроками и ремеслами с уплатой акцизов в город . В ливрейном бизнесе. С палубы в каюту, с различными другими статьями муниципальных доходов, и в торговлю с частными банями.
VII контрабанда товаров через таможню. В восьмом возврате из разных отделов расходы из доходов города покрывают фонари от пивоварни. Существующие тарифы, что позволило увеличить:
X из ресторанов.
XI с протестными векселями и появлением аккредитивов.
XII из записи договоров у брокеров.


Доходы государства росли, но умножались и расходы. В середине 1950-х годов финансовое положение страны вновь было подорвано огромными военными расходами, вызванными Крымской войной. Ситуация с доходами и расходами в середине XIX века , составлено по словам профессора И. Х. Озерова.
Огромный дефицит 1854-1856 годов пришлось покрыть за счет увеличения налогов, кредитов и работы печатного станка. Финансовое положение усугубляется промышленным и коммерческим кризисами, вызванными бегством капитала. Для их возрождения были снижены таможенные пошлины на ряд материалов, необходимых для развития российской промышленности. - Усилен контроль за расходованием средств. В 1862. Александр II (1818-1881) утвердил новые бюджетные правила, которые ввел единую систему бюджетного учета и отчетности. Все финансовые ресурсы были сосредоточены в казначействе. В провинциях созданы контрольные палаты. Каждое Министерство и ведомство должно представить подробную смету расходов с отдельными входами. В следующем году Российская

налоговая система претерпела существенные изменения. С мещан вместо подушки начинают взимать налог на городскую недвижимость. На них были

наложены дома, фабрики, бани, склады, сады, сады, оранжереи, другие здания, а также пустующие земли. Не подлежат налогообложению: имущество казны;
имущество, находящееся в собственности Совета, духовные отделы, благотворительные организации, научные общества, учебные заведения;
активы, не приносящие доход;
низкая стоимость имущества, на которое сумма налога не превысила бы 25 копеек.
Этот период можно назвать начальным периодом урбанизации и развития капитализма в России. Оба эти процесса только набирали обороты. Рост промышленности, торговли, концентрация производства и капитала, строительная лихорадка, быстрый рост населения еще впереди. Медленно росла в 90-х годах прошлого века, и доходы городского бюджета. В 1891 году, как показано выше, они составили 8,1 миллиона рублей., в 1899 г.-11,9 млн руб. при среднегодовом увеличении на 475 тыс. руб. Для сравнения, за девять лет XX века (1901 — 1910) среднегодовой рост доходов города составил 2 тыс. 255 руб., а за последующие три года - 4 тыс. 100 тыс. руб. произошли не только количественные, но и качественные изменения. К 1913 году. Москва стала девятым городом в мире по численности населения и вторым по России. Он уступал только Лондону, Нью-Йорку, Парижу и Берлину. Чикаго, Вена, Петербург, Филадельфия. Являясь вторым промышленным центром страны, Москва имела гораздо больший авторитет, чем Св. Петербург, с точки зрения оптовой торговли, перевозки внутри страны. Был привлечен огромный иностранный капитал, чему способствовали налоговые и пошлинные льготы.
Финансовое положение России до первой мировой войны было достаточно стабильным. В бюджете на 1914 год. доход был определен в размере 3522 млн руб., расходы-3303 млн руб. в доход государства одним из самых крупных статей был доход от государственной ликероводочной монополии-


935,8 млн руб. госимущество и капитал принесли 805 млн руб., среди них наибольший доход гарантировали доходы железнодорожного и лесного

хозяйства. Налоги планировались по трем подразделениям: прямые налоги-264,5 млн рублей, косвенные налоги-около 710 млн рублей. и пошлина - более 230 млн. рублей. Среди прямых государственных налогов были выделены торговые налоги-145,8 млн рублей с ростом на 1913 год на 12,2 млн рублей, или 9,1%, что свидетельствует о развитии промышленности в России. Земельный налог, налог на имущество и налоги вместе должны были принести казне 83 млн. рублей.
Из косвенных налогов почти половину-351,9 млн рублей-составили таможенные пошлины, 150 млн рублей-акциз на сахар, 98,4 млн рублей-акциз на табачные изделия и спички.
Косвенные налоги продолжают преобладать в развитых странах в начале XX века. В Англии косвенные налоги составили 60,6% от общего объема государственных доходов, прямые налоги - 32,7%; во Франции соответственно - 68,7 и 25,5%; в Австро - Венгрии-61,6 и 25,3%.
Влияние бюджета России на 1914 год. не был доведен до конца. Мирное развитие страны было прервано. Первая мировая война оказала разрушительное воздействие на финансовое положение страны. Резко вырос выпуск бумаги и денег. Для покрытия растущих военных расходов правительству необходимо постоянно повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Быстро росли как внутренние, так и внешние кредиты.
В таких условиях покупательная способность рубля стремительно падала, поглощенная инфляция. Сократился золотой запас России, которая была вынуждена предоставлять внешние кредиты.
Этот этап в становлении финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, местные ремесла. Были и иностранные уступки. Разработана система налогов, кредитов, кредитных операций, приняты меры по

укреплению денежной единицы.
В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в

направлении, противоположном процессу мирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет. Полная централизация фондов и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишили бизнес-лидеров какой-либо инициативы и постепенно довели страну до финансового кризиса.
Во время НЭПа годы, регулирующей и социальной функции налоговой политики выполняли роль эффективного политического инструмента: гарантированное последовательное сокращение капиталистического накопления; способствуя сокращению воспроизводственных процессов в сфере частного бизнеса и на селе, и в промышленности; делая расширение и модернизацию производства в частных хозяйствах экономически невыгодным; осуществляя через систему прямых налогов изъятие личных доходов граждан, получаемых сверх прожиточного минимума.
В 1930 году началась реализация налоговой реформы, коренным образом изменившей систему сбора налогов на территории СССР. В начале 30-х годов. общее количество выплат, выплаченных средним предприятием, достигло 86. Налоговая реформа была направлена на упрощение налоговой системы, гармонизацию платежей, сокращение общего количества платежей, которые должны были быть выплачены предприятием. Основными направлениями деятельности этого периода наряду с уже упомянутым объединением ряда налогов в налог с оборота являлись мероприятия, направленные на реструктуризацию взаимоотношений между предприятием и бюджетом. Изначально, в 1930 году, основой для формирования платежной системы предприятия был формально налоговый принцип: промышленные предприятия должны были выделять 81% прибыли в бюджет, торговые предприятия - 84%, а предприятия водного транспорта - 30%. Однако, в 1931 году. был изменен этот


принцип: суммы отчислений от прибыли установили дифференцированными в зависимости от объема полученной прибыли и ее потребности в частных

средствах для развития производства. В результате фактические показатели прибыли за этот период варьировались от 10 до 81 процента.
Налог с оборота, образовавшийся в результате консолидации торгового налога, акцизов и ряда других налогов, стал устанавливаться в виде платы, взимаемой по твердым ставкам с оборота или валовой выручки. Реальные суммы платежа, включенные в цену товара, дифференцируются в зависимости от важности той или иной товарной отрасли. Фактически этот переход привел к поэтапному отказу от налоговых схем и переходу к прямому установлению двух ценовых уровней-оптовой цены предприятия и оптовой цены отрасли, разницей между которыми в конечном итоге стал налог с оборота.

До конца 80-х годов XIX века в эту систему несколько раз вносились поправки, которые, однако, не меняли ее содержания.
В течение четырех послевоенных десятилетий, система налоговых платежей в СССР продолжала развиваться под преобладающим влиянием государственных монополий в сфере распределительных отношений.
Основными налоговыми платежами являлись: - налоги на население-подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан;-налоги на предприятия-налог с оборота и платежи с прибыли государственных предприятий, подоходный налог с предприятий и хозяйственных органов кооперативных и общественных организаций.
В общем, там было последовательное упрощение налоговой системы, налоговые платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления. Неоднократно поднимался вопрос об отмене налоговой системы как таковой.
В рамках функционирования государственной системы планового распределения финансовых ресурсов в 50-80-е годы, налоговая система играет

роль аккумулятора части валового внутреннего продукта (ВВП). Регуляторные функции производства, координация и продвижение основных направлений

технической модернизации завершены планированием и закупками государственных органов. Регулирующие, стимулирующие и социальные функции, применявшиеся ранее в инструментах Российской налоговой политики, были полностью заменены механизмами централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения.
В 80-е-начале 90-х годов налоговая система выступала дестабилизирующим фактором отечественной экономики: сложившаяся практика взимания налоговых платежей в виде вычетов из налога на прибыль и обороты способствовала снижению эффективности производства, препятствовала его научно-техническому развитию, стимулировала сбалансированность товарного рынка. Не адаптировавшись к новым условиям развития рыночных отношений, она не обеспечила плановый объем финансовых доходов, перестала в полной мере выполнять свою основную функцию - фискальную.
Радикальные преобразования в российской экономике на рубеже 80-90-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.


ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

2.1 Исследования становления и развития налоговой системы РФ

Возможность финансовой стабильности, в любом случае, состояния доходов бюджета, будет зависеть в основном от двух очень влиятельных критериев. Первое и главное-это развитие налоговой базы, то есть общая ситуация в экономике, особенно в ее базовых отраслях, второе-налоговая система страны. Для обратного влияния налоговой системы на налоговую базу

зависит от того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, величина налоговых ставок устанавливается механизм сбора налогов

наладится, и т. д. Существует и третий критерий - организация и эффективность налоговой службы государства.
Основы действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 году., когда был принят большой пакет законов РФ Об отдельных видах налогов. За эти годы произошло много, возможно, слишком много, индивидуальных частных изменений, но основные принципы остаются.
Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны во второй половине 1990-1991 годов в рамках Союзного государства. Плохо подготовленные полшага в этом направлении с 1992 года были заменены более целостной структурой российского налогового законодательства.
Общие принципы налоговой системы, налоги, пошлины и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) и Закон Российской Федерации"Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, фонд занятости. Фонд социального страхования, федеральные и территориальные дорожные фонды.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, использование природных ресурсов, имущество юридических и физических лиц, объем реализации, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и других объектов.
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
Законодательство о налогах может устанавливать определенные льготы, среди которых:
необлагаемый минимум объекта налогообложения;
изъятие из налогообложения определенных элементов объект налогообложения;
освобождение от уплаты налогов физических лиц или групп плательщиков;
снижение налоговых ставок;
вычет из налогового платежа за расчетный период;
целевые налоговые льготы, включая налоговые льготы (отложенный налог));
другие налоговые льготы.
Обязанность по уплате налогов в полном объеме и в срок по российскому законодательству возлагается на налогоплательщика. Для этого налогоплательщик обязан:
вести Бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
предоставить в налоговые органы документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
внести исправления в Бухгалтерский учет в размере скрытых недооцененных доходов (прибыли), выявленных проверками налоговых органов;
в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, составленном налоговым органом, представить письменные разъяснения мотивов отказа в подписании настоящего акта;
соблюдать требования налогового органа по устранению нарушений законодательства о налогах.
Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и частных лиц.
Первый уровень - федеральные налоги России. Они работают по всей стране и регулируются Общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее