Файл: Теории конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Рыночная экономика на сегодняшний день является очень сложным организм, который состоит из большого количества коммерческих, производственных, информационных, а также финансовых структур. Они в свою очередь активно взаимодействуют между собой на фоне широкой системы различных норм бизнеса. Все они объединяются одним понятием рынка. Вообще рынок является организованной структурой, в которой совместно работают как производители, так и покупатели. В результате их взаимодействия, то есть спроса покупателей, также предложения производителей на рынке устанавливаются определенные цены, а также объемы продаж различной продукции.

При более подробном изучении организации, а также рынка, важное значение имеет именно количество производителей и количество покупателей, которые участвуют в непрерывном процессе обмена денег на различную продукцию. Данное количество производителей и покупателей, а также структура и характер и взаимоотношений между ними и определяют взаимодействие таких величин, как предложение и спрос на рынке. Центральным понятием, которое выражает всю сущность рыночных отношений, является именно такое понятие, как конкуренция.

Конкуренцию можно определить как так называемый центр тяжести всего рынка. То есть это особый тип взаимоотношений между фирмами-производителями на рынке по поводу объемов предложения продукции, а также цен на нее. Аналогично можно определить и конкуренция между покупателями, то есть это такие взаимоотношения по поводу определения объема спроса, а также цен на рынке. Главным стимулом, который побуждает индивида к конкурентной борьбе, является именно стремление быть лучшим или же превзойти других. Конкурентная борьба на рынке является динамической, то есть, она активно ускоряет все процессы. Именно конкурентная борьба и служит наилучшему обеспечению рынка различной продукцией. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Теоретическое и практическое значение курсовой работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно и разносторонне уяснить сущность и особенности конкуренции, процесс эволюции теорий конкуренции.

Информационной базой курсовой работы явились научные труды современных ученых и исследователей, материалы периодической печати, информация сети интернет. При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Гукасьян Г.М., Маршалл А., Николаева И.П., Портер М., Смит А., Юданов А.Ю. и некоторых других.


Целью курсовой работы является изучение основных теорий конкуренции.

Задачами курсовой работы являются:

  • определить понятие конкуренции;
  • рассмотреть роль конкуренции в развитии рыночных отношений;
  • изучить эволюцию теории конкуренции;
  • выделить основные теории конкуренции.

Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы. Во введении ставится ключевая цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы конкуренции. Во второй главе происходит рассмотрение теорий конкуренции. В заключении делаются основные выводы по итогам работы.

Глава 1. Теоретические основы конкуренции

1.1. Понятие конкуренции

Можно сказать, что конкуренция является определенным соперничеством или же экономической борьбой фирмами-производителями продукции за право получения наибольшей или же максимальной прибыли, также между потребителями при покупке продукции за наибольшую выгоду.

Вообще конкурентная борьба на рынке способствует наиболее эффективному использованию различных ресурсов. Можно сказать, что разнообразные ресурсы распределяются по всем отраслям, а также различным видам производства именно таким образом, чтобы товары, которые будут получены от этих ресурсов, приносили им максимальную прибыль. [1]

Конкуренция на рынке вынуждает фирмы-производители учитывать в все интересы покупателей, а это означает, и учет интересов всего общества. Вообще в процессе конкуренции рынок из множества видов продукции выбирает только лишь те, которые больше всего нужны покупателям. Именно данную продукцию фирмам и удается активно продавать. Другие же виды продукции на рынке так и остаются невостребованными, а их производство просто прекращается. Можно говорит о том, что конкуренция представляет собой определенный механизм, с помощью которого экономика решает свои главные фундаментальные вопросы, такие, как: [2]

  • Что?
  • Как?
  • Для кого производить?

При наличии на рынке высокого уровня фирмы-производители постоянно стремятся снижать свои производственные издержки для того, чтобы постоянно увеличивать свою прибыль. В результате этого происходит повышение производительности, а также существенно сокращаются издержки и предприятие получает возможность снизить цену на продукцию.


Также конкуренция также побуждает фирмы-производителей постоянно совершенствовать свою продукцию, а также постоянно расширять ее ассортимент. Таким образом, можно сказать, что фирмы-производители просто вынуждены постоянно бороться с фирмами-конкурентами за своих потребителей на рынке сбыта с помощью улучшения и расширения ассортимента предлагаемой продукции по более низким ценам.

Таким образом, можно сказать, что конкуренция является борьбой между товаропроизводителями, продавцами, поставщиками за лидерство, а также за первенство на определенном рынке.

Хотелось бы отметить, что конкуренция является ключевым способом повышения эффективности, как всей экономической системы, так и различных ее звеньев. [3]

Конкуренция является достаточно цивилизованной формой борьбы за выживание, то есть это особенно сильный способ непрерывного стимулирования сотрудников, трудовых коллективов. Именно благодаря экономической свободе, которая сопутствует конкуренции, рыночная экономика существенно превосходит командно-административную, где вообще нет места конкуренции. [4]

Определим основные виды конкуренции. Всего их 4, а именно:

  • чистая (совершенная) конкуренция;
  • олигополия;
  • монополистическая конкуренция;
  • чистая монополия.

Однако, если немного углубиться в данную тему, то можно расширить данный список до 6 пунктов, а именно:

  • функциональная конкуренция, которая основывается на том, что определенную потребность потребителя можно удовлетворить совершенно по-разному;
  • видовая конкуренция, то есть конкуренция между аналогичной продукцией, однако разной по оформлению;
  • предметная конкуренция, то есть конкуренция между аналогичной продукцией, однако разной по качеству, по притягательности марки;
  • ценовая конкуренция, то есть уменьшение цены увеличивает объем продаж, а это приводит к существенному расширению рынка;
  • скрытая ценовая конкуренция, то есть продажа личного товара по цене фирмы-конкурента, уменьшение цены потребления продукции;
  • незаконные методы, например, антиреклама продукции фирм-конкурентов, производство имитаторов, то есть подделка.

Далее рассмотрим понятие совершенной конкуренции. Она предполагает в первую очередь то, что предприятия на рыке являются абсолютно свободными в своих действиях. Данный рынок является наиболее упрощенным для обмена и ценообразования. На нем существует большое количество фирм-продавцов, а также большое количество потребителей продукции. [5]


Можно сказать, что чистая (совершенная) конкуренция является такой конкуренцией, которая происходит на определенном рынке, где работает огромное количество предприятий-производителей, которые производят однородную, стандартную продукцию. В таких условиях любое предприятие может вступить на данный рынок, то есть здесь нет контроля за формированием цен на продукцию.

На рынке чистой конкуренции ни один продавец или же потребитель не может оказывать достаточно большого влияния на уровень рыночных цен на продукцию. Фирма-продавец не может устанавливать цену выше рыночной, так как потребители в такой ситуации могут свободно купить по данной цене любое необходимое им количество продукции. Здесь имеется в виду именно рынок какого-то определенного товара или услуги, в пример можно привести пшеницу. На данном рынке все фирмы-продавцы предлагают одинаковую продукцию, то есть можно сказать, что потребитель будет в одинаковой степени удовлетворен той пшеницей, которую он купил у разных фирм-продавцов. Все потребители и продавцы имеют абсолютно одинаковую, а также полную информацию о определенном рынке. Можно сказать, что действия отдельного потребителя или же продавца не окажут особого влияния на рынок. [6]

1.2. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений

Проблематика законодательства о конкуренции представляет собой сравнительно новое направление хозяйственно-правовых исследований. В условиях рыночной экономики перед законодателем возникает сложная проблема определения методов государственного регулирования, направленных на защиту и развитие конкурентных основ рынка и ограничение монополизма.

Отношения, связанные с экономической конкуренцией, являются к тому же одной из наиболее сложных сфер правового регулирования, поскольку содержат в себе единство двух институциональных систем – экономической и юридической.

Одной из задач хозяйственно-правовой науки в условиях реформирования экономической системы России, формирование полноценной рыночной среды, которой имеет способность к саморегулированию, есть создания современной концепции становления и развития антимонопольно-конкурентного права, которая могла бы быть положена в основу решения острых вопросов социально-экономического развития страны. Таким образом, не тяжело проследить важную роль конкуренции в рыночной экономике страны.


Становление конкурентных отношений в экономике России имеет своеобразный характер. Их формирования происходило при реформировании монополизированной огосударствленной собственности, отсутствия основных институтов рынка, рыночной инфраструктуры, четкого законодательного и нормативного обеспечения.

Эти процессы обусловили определенные особенности конкурентных отношения в аграрном секторе, среди которых такие: проявление их в условиях несоответствия спроса и предложения на продукцию, необходимость постоянного государственного вмешательства и действенного регулирования, разнообразие рыночных структур, наличие межотраслевой конкуренции, преимущественно ценовой характер конкурентоспособности отечественной продукции, которая предопределяется сравнительно низкой себестоимостью ее производства.

Конкуренция неразрывно связана с конкурентными преимуществами предприятия, которые своей очередью формируют его конкурентоспособность.

Специальное регулирование хозяйственных отношений в связи с экономической конкуренцией в России осуществляется нормами, которые содержатся в актах законодательства о защите экономической конкуренции (антимонопольно-конкурентного законодательства).

Механизм правового регулирования конкуренции отображает действенную сторону переведения нормативности антимонопольно- конкурентного права в упорядоченность хозяйственных отношений.

При этом самое правовое регулирование защиты конкуренции представляет собой долгодействующий процесс, который распадается на стадии, на каждой из которых работают особые юридические нормы и юридические средства, которые образовывают сам механизм. Исходя из критериев разграничения антимонопольно-конкурентных норм на основании предмету правового регулирования осуществленная их научная классификация.

Запреты, разрешения и обязательства это наиболее глубинный пласт механизма правового регулирования конкуренции. Они приводят в действие другие звенья механизма государственно-правового регулирования: правоотношение антимонопольных органов с субъектами хозяйствования и органами власти, правоприменение антимонопольно-конкурентного законодательства, принятие актов реализации конкурентного права.

С учетом значительного наличия монополизма и отсутствия конкурентных отношений в экономике России, законодательство о защите конкуренции имеет основную особенность: оно должно быть направлено на выявление злоупотреблений монопольным положением и развитие, стимулирование конкурентных отношений.