Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования(Теоретические аспекты развития налоговой системы).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
В условиях иноземной зависимости и феодальной раздробленности, приходящихся на XII-XIV вв. на становление и развитие системы налогообложения огромное влияние оказала не только русская самобытность, но и Татаро-Монгольское Иго.
После захвата древнерусских территорий ханством, основной формой налогообложения стала дань, уплачиваемая золотой орде [7, с.102].
Существенно замедлила формирование в Русском государстве полноценной налоговой системы политическая ситуация, сложившаяся в конце XIV века. Террор и насилие, двойное порабощение и жестокость в отношении простых людей, вынудили население вступить в вооруженную борьбу; что в конечном счете привело к созданию условий для объединения вокруг Москвы и свержения иностранного влияния.
Интересно, что по оценкам современных историков размер дани в Золотую Орду не поражал воображение и составлял ориентировочно 10% от доходов данников. Следует отметить, что в период формирования единого Русского государства в XV-XVI веках произошла централизация уплачиваемой дани и были предприняты первые попытки собирать дань в единую Великокняжескую казну.
Основной единицей налогообложения на протяжении в XIII-XVII была соха, которая до середины XVI века измерялась рабочей силой. Одна соха была эквивалентна 2-3 крестьянам-работникам. В основу такой системы налогообложения было положено сошное письмо, которое содержало описание для целей налогообложения земельных владений.
Так со второй половины XVI века обширное распространение получили кабацкие сборы, которые первоначально взимались как питейная регалия. По мере формирования и развития внешней торговли увеличивались по поступлениям в казну таможенные пошлины [12].
В начале XVII века параллельно с посошным налогообложением было введено налогообложение «живущих четвертей», которая представляла собой определенное количество крепостных дворов.
Развитие земельного налога исторически было связано с присоединением к Москве земель в период царствования в 1462–1505 годы Ивана III.
В 1679 году, при правлении царя Федора Алексеевича, вводятся «стрелецкие деньги», которые являлись единым прямым налогом. В результате посошная подать перешла в подворную. Так первый земельный налог потерял свой основную суть, поскольку земля перестала быть основным объектом налогообложения.
Кроме того существовала система различных пошлин. В качестве примера можно привести судебную виру, которая взималась за убийство и «продажа» – штраф, присуждаемый за другие преступления.
Систему российских налогов значительно упорядочили в период царствования Алексея Михайловича (1645-1676). В 1653 г. издается единый документ, регламентирующий уплату всех пошлин – Торговый устав.
Эпоха реформ Петра I сыграла значимую роль в формировании, развитии и упорядочении налоговой системы России. Первым правителем, упростившим систему взимаемых налогов и сборов, стала императрица Екатерина II.
На нынешнем этапе эволюции налоговой системы налоги являются основным элементом налоговой системы, являются важнейшим источником формирования государственного бюджета и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества.
Первоначальным признаком классификации налогов в современной налоговой системе является их принадлежность к соответствующему уровню федеративного управления. Это единственный признак, который закреплен законодательно, а именно в статье 12 главы 1, части 1 НК РФ. Основное разграничение налогов и сборов заключается не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате.
На рисунке приложения А представлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы современной налоговой системы.
Как видно из рисунка приложения А, необходимо отметить, что современный НК РФ также устанавливаются специальные налоговые режимы – это особый порядок налогообложения и (или) особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов.
В современной трактовке, которую в РФ дает НК РФ, налог это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1, ст. 8, ч. 1 НК РФ).
2 Анализ налоговой системы РФ на современном этапе
2.1 Анализ поступления налогов в бюджетную систему РФ
Анализ налоговых доходов консолидированного бюджета проведен по данным статистических форм отчетности, размещенных на сайте ФНС России, в том числе по таким как: форма № 1-НМ, утвержденная приказом ФНС России от 05.12.2017 № ММВ-7-1/667@ по состоянию на 01.01.2017 г., на 01.01.2018 г., на 01.01.2018 года, а так же по форме №5-П.
Результаты анализа представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Анализ динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет в РФ за период 2012-2018 гг., млрд. руб. [16]
Наименование показателя |
Характеристика показателя |
Анализируемый период |
|||||
2012 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
Налоговые поступления |
Абсолютное значение |
10954 |
16524 |
17469 |
19166 |
21153 |
21507 |
Базисный индекс |
1,00 |
1,51 |
1,59 |
1,75 |
1,93 |
1,96 |
|
Цепной индекс |
1,00 |
1,51 |
1,06 |
1,10 |
1,10 |
1,02 |
|
Налог на прибыль |
Абсолютное значение |
2355 |
2355 |
2071 |
2374 |
2599 |
3316 |
Базисный индекс |
1,00 |
1,00 |
0,88 |
1,01 |
1,10 |
1,41 |
|
Цепной индекс |
1,00 |
1,00 |
0,88 |
1,15 |
1,09 |
1,28 |
|
НДФЛ |
Абсолютное значение |
2260 |
2261 |
2499 |
2700 |
2807 |
3087 |
Базисный индекс |
1,00 |
1,00 |
1,11 |
1,20 |
1,24 |
1,37 |
|
Цепной индекс |
1,00 |
1,00 |
1,11 |
1,08 |
1,04 |
1,10 |
|
НДС |
Абсолютное значение |
1886 |
3546 |
3539 |
3939 |
4233 |
3154 |
Базисный индекс |
1,00 |
1,88 |
1,88 |
2,09 |
2,24 |
1,67 |
|
Цепной индекс |
1,00 |
1,88 |
1,00 |
1,11 |
1,07 |
0,74 |
|
Акцизы |
Абсолютное значение |
783 |
839 |
1015 |
1071 |
1068 |
1512 |
Базисный индекс |
1,00 |
1,07 |
1,30 |
1,37 |
1,36 |
1,93 |
|
Цепной индекс |
1,00 |
1,07 |
1,21 |
1,05 |
1,00 |
1,42 |
|
Налоги на совокупный доход |
Абсолютное значение |
145 |
271 |
292 |
315 |
347 |
254 |
Базисный индекс |
1,00 |
1,87 |
2,02 |
2,17 |
2,40 |
1,75 |
|
Цепной индекс |
1,00 |
1,87 |
1,08 |
1,08 |
1,10 |
0,73 |
|
Налоги на имущество |
Абсолютное значение |
785 |
785 |
900 |
957 |
1068 |
1289 |
Базисный индекс |
1,00 |
1,00 |
1,15 |
1,22 |
1,36 |
1,64 |
|
Цепной индекс |
1,00 |
1,00 |
1,15 |
1,06 |
1,12 |
1,21 |
|
Платежи за пользование природными ресурсами |
Абсолютное значение |
2485 |
2484 |
2598 |
2934 |
3250 |
4135 |
Базисный индекс |
1,00 |
1,00 |
1,05 |
1,18 |
1,31 |
1,66 |
|
Цепной индекс |
1,00 |
1,00 |
1,05 |
1,13 |
1,11 |
1,27 |
|
Прочие налоговые доходы |
Абсолютное значение |
255 |
3980 |
4550 |
4872 |
5777 |
4760 |
Базисный индекс |
1,00 |
15,61 |
17,85 |
19,11 |
22,65 |
18,67 |
|
Цепной индекс |
1,00 |
15,61 |
1,14 |
1,07 |
1,19 |
0,82 |
По данным таблицы 2.1 отметим следующее: в 2014 г. прирост налоговых поступлений составил 51%, в том числе за счет существенного роста (на 88%) поступлений по НДФЛ.
В 2015 г. прирост налоговых поступлений отмечен по большинству налогов, кроме налога на прибыль и НДС. Снижение по налогу на прибыль наибольшее и составило 12%, по НДС – незначительно – около 1%. Среди других налогов наибольший прирост отмечен по акцизам – на 21%.
В 2016 г. налоговые поступления составили 19 166 млрд., руб., что на 15,99% выше уровня 2014 г., в том числе наибольший рост пришелся на акцизы – почти 28%, а наименьший на налог на прибыль – менее 1%.
В 2017 г. по сравнению с 2014 г. прирост по налоговым доходам составил 28,01%, в том числе наибольшее значение по налогу на имущество – 36%, что позволило достигнуть абсолютного значения в 1 068,6 млрд. руб.
За 2018 г. налоговые поступления составили 21 507 млрд. руб., что на 30% выше уровня 2014 г. и на 1,67% уровня 2017 г.
Наиболее динамичное и стабильное развитие происходило по НДФЛ, темп прироста которого составил: в 2015 г. – 10,51%, в 2016 г. – 19,42% и в 2017 г. 24,16%, в 2018 г. – 36,50%.
Что касается платежей за пользование природными ресурсами, то к концу 2018 г. их величина составила 4 135 млрд. руб., что на 66% выше уровня 2014 г.
При рассмотрении цепного индекса так же ярко выделяется динамика развития поступлений по налогу на прибыль и платежам за пользование природными ресурсами.
Так, если за 2015 г. сумма поступлений по налогу сократилась на 16%, то за 2016 г. отмечен прирост на 14,61% по сравнению с 2015 г., в 2017 г. сумма поступлений увеличилась по сравнению с 2016 г., но меньшими темпами – на 9,45%.
Прирост по платежам за пользование природными ресурсами за 2016 г. составил 12,96% по сравнению с 2015 г. и является наибольшим в динамике развития данного показателя, так как за 2017 г. прирост ниже – 10,77%.
Таким образом, согласно статье 41 Бюджетного Кодекса РФ, доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
За период с 2012 по 2018 г. наибольшая роль в составе налоговых доходов налогу на прибыль, НДС, НДФЛ и платежам за пользование природными ресурсами. Наиболее динамичное и стабильное развитие происходило по НДФЛ. [28]
Что касается платежей за пользование природными ресурсами, то к концу 2018 г. их величина составила 4 135 млрд. руб., что на 66% выше уровня 2012 г.
Прирост по платежам за пользование природными ресурсами за 2016 г. составил 12,96% по сравнению с 2015 г. и является наибольшим в динамике развития данного показателя, так как за 2017 г. прирост ниже – 10,77%.
Одна из проблем в нефтегазовом секторе как раз проблема с самим НДПИ. За 15 лет после его введения власти так и не смогли обеспечить введения обещанной изначально системы дифференциации этого налога по условиям добычи и расположения месторождений.
Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ отражена в таблице 2.2.
Как видно из таблицы 2.2, наибольшая доля в структуре налоговых платежей за 2014-2018 гг. приходится на НДФЛ, при этом к концу 2018 г. доля уменьшилась. На втором месте находится доля НДФЛ в 20,56%, на третьей позиции – платежи за пользование природными ресурсами в 15,31%. Наименьшая часть приходится на налоги на совокупный доход - чуть более полутора процентов.
Таблица 2.2 [28]
Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ,
процент
Наименование показателя |
Анализируемый период |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Налоговые поступления, в том числе: |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Налог на прибыль |
14,26 |
11,86 |
12,39 |
12,29 |
15,42 |
НДС |
13,69 |
14,31 |
14,09 |
13,27 |
14,35 |
НДФЛ |
21,46 |
20,26 |
20,56 |
20,02 |
14,66 |
Акцизы |
5,08 |
5,82 |
5,59 |
5,05 |
7,03 |
Налоги на совокупный доход |
1,64 |
1,68 |
1,64 |
1,64 |
1,18 |
Налоги на имущество |
4,75 |
5,16 |
5,00 |
5,05 |
5,99 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
15,04 |
14,87 |
15,31 |
15,37 |
19,23 |
Прочие налоговые доходы |
24,09 |
26,05 |
25,42 |
27,31 |
22,13 |
В 2017 г. ситуация не изменилась. На первом месте находится доля НДФЛ, которая однако сократилась на пол процента, далее следует доля платежей за пользование природными ресурсами, которая незначительно, на 0,06 п.п., возросла. Наиболее ярко выделяется снижение доли по НДС с 14,09% в 2016 г. до 13,27% в 2017 г., таким образом, сокращение доля составило 0,82 п.п. Наибольшему снижению подверглась доля налога на прибыль – на 2,4 п.п.