Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования(Теоретические аспекты развития налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с этим, существуют определенные перспективы развития налоговой системы. В первую очередь, перспективы развития должны быть направлены на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

3 Направления совершенствования налоговой системы

3.1 Проблемы развития отдельных налогов в составе налоговой системы РФ

В России система налогообложения в минерально-сырьевом секторе (особенно в нефтегазовом) имеет ярко выраженный фискальный характер.

Систему налогообложения нефтяной отрасли в России продолжает лихорадить: не проходит и года, чтобы не обсуждались какие-либо кардинальные ее изменения (под параллельные декларации о необходимости обеспечить «стабильность» налогообложения).

Так, на протяжении последних нескольких лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере, которая получила название налогового маневра.

Следующая на очереди — продвигаемая Минфином многие годы идея введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД), В последних версиях его называли «налогом на финансовый результат», однако аббревиатура НДД устоялась за много лет дискуссии.

Правительство одобрило реформу налогового законодательства для нефтяной отрасли, которая заработает в 2019 году. Доходы бюджета от введения нового налога, по оценке Минэнерго, составят почти 1 трлн руб.

Однако большая часть экспертов говорит о том, что налог на дополнительный доход от добычи углеводородов нет смысла обсуждать, пока в России не произойдет революция в сфере корпоративного управления.

Проведенный анализ налоговой нагрузки позволяет выделить и систематизировать следующие проблемы налогообложения нефтегазодобывающих отраслей:

- существует высокая налоговая нагрузка по НДПИ на добывающий сектор;

- расчет НДПИ предполагает сложную методику расчета ставок на добычу нефти, с учетом понижающих коэффициентов;

- формула расчета ставки НДПИ не может являться гибким действенным инструментом, т.к. основана на прогнозных значениях цены на нефть;

- изменение правил корректировки формулы расчета НДПИ ведут к увеличению налоговых изъятий до 45-47% от выручки нефтедобывающих компаний;

- «налоговые маневры» со ставками НДПИ усложняют нефтедобывающим компаниям привлечение инвестиций в новые регионы нефтедобычи;

- в связи с многочисленными поправками в законодательство об НДПИ возникла путаница в системе льгот по нему, часто имеющих индивидуальный характер;


- НДПИ учитывает уровень затрат отдельных нефтедобывающих предприятий не в полной мере;

- при исчислении налога отсутствует его рентная составляющая;

- администрирование НДПИ стало очень сложным.

Проблемы в практике уплаты водного налога встречаются только по отдельным вопросам исчисления и уплаты водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании.

Налоговая составляющая является главным фактором, определяющим рентабельность предприятий нефтедобывающей отрасли и влияющим на принятие решений по новым инвестиционным проектам.

В отношении налогообложения водным налогом государство не предоставляет подобных налоговых преференций, не смотря на очевидную необходимость модернизации предприятий, занятых специальным водопользованием.

Водный налог требует дополнительной корректировки. Это важно, поскольку основным потребителем воды является промышленность, и водный налог в структуре промышленной продукции составляет заметную величину. К примеру, в гидроэнергетике она равна 1 %, а в жилищно-коммунальном хозяйстве ­ 2,5 %. В то же время необходимо ужесточить контроль над сбросом стоков использованной воды.

Ежегодный сброс неочищенных или недостаточно очищенных стоков составляет около 20 млрд. м3. Уровень же штрафных санкций за нанесение ущерба природе не покрывает и десятой доли расходов на поддержание в рабочем состоянии очистных сооружений.

Несмотря на это, с 2016 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2016–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях.

С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Изменился порядок расчета ставки по основным видам водопользования. Теперь ее определяют путем перемножения ставки водного налога, указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.

С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.


С этого же года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога, установленной для забора воды с целью снабжения населения.

В РФ долгое время отсутствовали единая концепция правового регулирования вопросов пользования животным миром и однозначное понимание системы платежей при его использовании. Такая ситуация обусловила существование определенного числа противоречий и проблемных вопросов новой главы 25.1 НК РФ.

Одной из самых сложных проблем при применении главы 25.1. НК РФ «Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов» является порядок расчета налога при внесении изменений в лицензии, выдаваемые на изъятие водных биологических ресурсов. На практике возникает большое количество проблем, связанных с расчетами данного налога при таких изменениях, что приводит к судебным разбирательствам.

Минсельхоз и Росрыболовство в 2018 г. представили рыбодобытчикам свои предложения по изменению ст. 25.1 НК («Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов»). Речь идет о повышении налоговых ставок для 21 объекта промысла в Дальневосточном бассейне и шести – в Северном. По всем позициям ставка сбора может вырасти в 2,3 раза.

Если предложения Минсельхоза будут приняты, вылов дальневосточной горбуши подорожает втрое – с 3 500 до 10 800 руб. за тонну, сельди – в 4 раза с 400 до 1 800 руб. за тонну (в Охотском море в весенне-летний период), а северной креветки – почти в 9 раз с 3 000 до 26 500 руб. за тонну.

Сейчас по 27 позициям добывающие компании платят около 638,6 млн. руб. В 2018 г. они выловили, по данным Росрыболовства, 4,7 млн т водных биоресурсов.

Минсельхоз рассчитывает, что поправки в Налоговый кодекс вступят в силу с января 2020 г., но предусматривает трехлетний переходный период до 2022 г., когда добытчики будут платить половину от нового сбора.

Эксперты в своем большинстве уверены, что рост ставок приведет к повышению отпускных и розничных цен. Сейчас доля сбора в оптовой цене на рыбу не превышает в среднем 1,8%, поясняет Зверев. В случае принятия поправок в НК он увеличится примерно до 10%, на столько же подорожает и готовая продукция.

В общей сумме поступлений по имущественным налогам основная доля приходится на налог на имущество организаций — 76,8%.

Часть поступлений от налога на имущество организаций перечисляется в местные бюджеты: соответствующее право субъектам РФ предоставляет Бюджетный кодекс. Однако по итогам 2017-2018 года этим правом воспользовались лишь десять регионов.


При общем увеличении поступлений по имущественным налогам происходит также и рост задолженности по ним.

Тенденция к увеличению поступлений по имущественным налогам обуславливается проводимым в настоящее время реформированием имущественного налогообложения. В рамках данной реформы осуществляется постепенный переход к налогообложению недвижимого имущества организаций и физических лиц по кадастровой стоимости.

Для этого в главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2015 года и предоставившие право субъектам РФ устанавливать особенности налогообложения исходя из кадастровой стоимости для отдельных объектов административно-делового назначения, а также жилых помещений.

Наиболее существенной из проблем является проблема применения кадастровой стоимости в качестве налогооблагаемой базы.

В настоящее время налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости, применяется в отношении определенных видов коммерческой недвижимости, причем их круг весьма ограничен.

Первая проблема налога на доходы физических лиц – это «плоская шкала» налогообложения. Наиболее часто поднимающийся в обществе вопрос - необходимость реформирования ставки налога, а также типа шкалы его взимания.

Второй проблемой налога на доходы физических лиц является действующий порядок его зачисления. Существует возможность перевода данного налога в разряд региональных, а впоследствии и местных налогов.

Возникает часть проблем и в определении круга лиц, обязанных уплачивать НДФЛ, в отношении круга доходов по статье 208 Налогового кодекса, отсутствие мер контроля в отношении декларирования отдельных видов доходов, некорректность терминологии – «дивиденды», «оплата труда».

Как известно, налог на имущество физических лиц – это местный налог, он направлен на регулирование процесса накопления, и сосредоточен на имущество в собственности налогоплательщика.

Рост поступлений по имущественным налогам физических лиц обусловлен увеличением начислений вследствие дополнительного вовлечения объектов в налоговый оборот. Отмечается положительная динамика не только начисленных налоговых платежей, но и поступлений.

Уменьшение же доли имущественных налогов за последние годы в общей сумме налоговых платежей связано с двумя основными причинами:

  • возрастанием роли других налогов (например, налога на добычу полезных ископаемых);
  • применением в качестве налоговой базы по налогу на имущество балансовой стоимости основных средств, которое приводит к снижению размера налоговой базы по налогу.

Потребность в реформировании налогообложения имущества физических лиц обусловлена необходимостью формирования денежных доходов муниципальных образований, а также повышением эффективности и потенциала имущественных налогов в целом. Налог на недвижимость физических лиц может обеспечить реализацию доходного потенциала недвижимости и стать стабильным источником доходов местных бюджетов только при условии, что в его введении будут заинтересованы соответствующие органы.

3.2 Пути и перспективы развития налоговой системы РФ

Развитие налоговой системы РФ является актуальной в связи с тем, что от ее успешного функционирования зависит адекватность государственных мер воздействия на активность экономических субъектов. На макроуровне важным является регулирование государством уровня налоговой нагрузки на экономических субъектов. Несмотря на пристальное внимание со стороны государства к состоянию налоговой системы существуют определенные проблемы, в частности: отсутствие стабильности в проводимой налоговой политике; высокий уровень налогового нагрузки по отдельным налогам, которое лежит на налогоплательщиках; недостаточное стимулирование реального сектора экономики.

Не смотря на все вышесказанное, на текущий момент НДПИ является одним из основных источников доходов бюджета. На его долю приходится более 1/3 налоговых доходов федерального бюджета. Наибольшие суммы НДПИ выплачиваются нефте- и газодобывающими компаниями, базирующимися в основном в северных регионах

В современных условиях необходимы меры налоговой поддержки не только для освоения новых месторождений, но и для увеличения эффективности эксплуатации уже имеющихся.

Проведенное исследование показало, что реформирование системы налогообложения нефтегазового сектора в России находится в русле мировых тенденций.

Таким образом, за последние годы произошел существенный перелом в системе ресурсного налогообложения.

В основном он был направлен на формирование единых подходов в налоговой системе страны, так как большинство ранее действовавших «природных» платежей не имело признаков и элементов налога.

Учитывая сокращение большей части природных ресурсов, их нерациональное использование и экологическую составляющую, происходящие и грядущие изменения в ресурсном налогообложении, реформы направлены на повышение ставок соответствующих налогов, с одной стороны это мера по сохранение ресурсного потенциала страны, с другой стороны – мера по повышению фискальной функции платежей.