Файл: Специфика административных барьеров входа фирм на рынок в современной экономике России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно выделить три предлагаемых принципиальных изменения в механизме государственного регулирования:

  • переход к максимально возможному упрощению доступа хозяйствующих субъектов на рынок при одновременном повышении ответственности (прежде всего экономической) всех участников рынка (в том числе и государства) за реальный результат деятельности; [16.C.33]
  • перемещение акцентов с контроля наличия и правильности оформления документов, необходимых для ведения той или иной деятельности, реализации тех или иных товаров, на контроль самой деятельности, реального качества товаров, реального поведения предпринимателей на рынке;
  • создание механизмов ответственности нарушителей не только перед государством, но, прежде всего, перед другими экономическими агентами (потребителями, конкурентами и т.п.).[14.C.21]

2.2. Поддержка малого бизнеса как метод борьбы с административными барьерами

Поддержка и развитие малого предпринимательства, особенно в сложных кризисных экономических условиях, приобретает важнейшее значение, и в первую очередь для муниципального уровня, так как взаимосвязь малого бизнеса с хозяйством этого уровня наиболее тесна и основана на взаимных интересах.

В целях развития малого предпринимательства области предлагается разработать муниципальные целевые программы, направленные на развитие малого бизнеса . [19.C.33]

Цель данной программы может быть представлена следующим образом: создание условий для развития малого предпринимательства.

Возможные задачи программы для развития малого предпринимательства:

– оказание информационной поддержки субъектам малого предпринимательства;

– оказание консультационной поддержки субъектам малого предпринимательства;

– создание совещательных органов в области развития малого предпринимательства. [23.C.176]

Рассмотрим содержание программных мероприятий

1. Формирование системы информационной поддержки малого предпринимательства.

Большая роль в расширении взаимодействия, укрепления конструктивного сотрудничества власти и бизнеса отводится информационной системе. Вопросы государственной поддержки малого предпринимательства, развитие предпринимательского движения, формирование положительного имиджа предпринимателя, повышения общественного мнения о предпринимательском сообществе, доведение иной деловой информации до субъектов предпринимательской деятельности и заинтересованных лиц должно осуществляться с помощью средств массовой информации и современных информационных технологий. [23.C.175]


В целях полного и планомерного освещения этих вопросов предлагается организовать в выпусках газет поселений информационные и тематически публикации по проблемным вопросам и достижениям в сфере малого предпринимательства муниципального образования с целью популяризации идей предпринимательства. [27.C.120]

2. Консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства.

Осуществление частичной компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектам малого предпринимательства на оплату консультационных услуг поможет снизить финансовую нагрузку на непрофильные затраты предпринимателей.

3. Создание совещательных органов в области развития малого предпринимательства. [27.C.121]

Для дальнейшего развития предприятий малого бизнеса целесообразно обеспечивать доступ малого бизнеса к заемным ресурсам посредством реализации гарантийных программ.

В рамках разработки программ по системной организации поддержки кредитования малых предприятий перспективной формой организации процесса предоставления гарантий по кредитам малому бизнесу с учетом размера территории страны, представляется двухуровневая система гарантийной поддержки кредитованию малых предприятий (рис. 3.1).

Уровень 1

Уровень 2

Государственный гарантийный фонд контргарантий по кредитам

Гарантийные фонды, действующие в субъектах РФ

Общества взаимного гарантирования

Малые предприятия

Рисунок 3.1 – Возможная организационная модель системы поддержки малых предприятий с участием гарантийных учреждений [32.C.118]

В рамках данной организационной модели целью деятельности Государственного фонда контргарантий по кредитам является предоставление контргарантий по кредитам, выданным малым и средним предприятиям в регионах РФ. Средства Государственного фонда контргарантий могут быть выделены на специальном счете во Внешэкономбанке, с которого они расходуются в целях предоставления контргарантий, таким образом, управление Государственным фондом контргарантий, распределение финансовых ресурсов осуществляет Внешэкономбанк при контроле за достижением поставленных задач со стороны Минэкономразвития России.[29.C.26]

В качестве покрытия убытков Государственный фонд контргарантий компенсирует определенную часть убытков гарантийного учреждения в случае невыполнения своих обязательств заемщиком, при этом объем покрытия, предоставляемого Государственным фондом контргарантий, составляет:


– минимум 50% от величины гарантии в целях распределения риска между Государственным фондом контргарантий и региональным гарантийным учреждением;

– 75% в случае кредитования малых предприятий на стартовом этапе деятельности;

– 85% в случае кредитования малых и средних предприятий в приоритетных с точки зрения экономического развития страны (наукоемких) отраслях. [35.C.111]

Для оказания поддержки организациям второго уровня – гарантийным учреждениям, действующим в регионах РФ, – первоочередной мерой является создание законодательной базы как необходимой предпосылки образования и распространения в субъектах РФ такой формы учреждений, как общества взаимного гарантирования, что подразумевает разработку и принятие на федеральном уровне соответствующего закона, регламентирующего их деятельность. [39.C.30]

Для формирования капитала гарантийных учреждений необходимо законодательно утвердить возможность использования следующих источников: средств из региональных и муниципальных бюджетных источников; инвестиций частного сектора; кредитов банков; дохода от размещения средств гарантийных учреждений на депозитах и в ценных бумагах; приобретение долей в уставном капитале малыми и средними предприятиями (для обществ взаимного гарантирования). [41.C.9]

В процессе принятия решений по предоставлению гарантий во избежание дублирования работы функции по анализу заявки на получение ссуды передаются кредитным экспертам банков-партнеров (процесс взаимодействия сторон представлен на рис. 3.2).

Гарантийное учреждение, в случае обращения к его услугам, может дополнить проведенный анализ оценкой качественных факторов, основанных на знании местной среды. При такой организации решения о предоставлении гарантий и самого кредита будут приниматься на местах теми учреждениями, которые способны лучше оценить заявки с учетом специфики местной среды, а покрытие со стороны Государственного фонда контргарантий будет способствовать снижению степени риска при кредитовании малых и средних предприятий и, тем самым, расширению его объемов.

Малое предприятие – заемщик

1

6

Банк-кредитор

2

Гарантийное учреждение

4

Государственный фонд контргарантий

7

Этапы:

  1. Малое предприятие – заемщик подает заявку на получение кредита в банк;
  2. Рассмотрение заявки банком
  3. Обращение банка в гарантийное учреждение (в случае неудовлетворительного с его точки зрения обеспечения);
  4. Рассмотрение заявки на выдачу гарантии гарантийным учреждением;
  5. Предоставление гарантии
  6. Выдача кредита Малому предприятию-заемщику
  7. Предоставление контргарантии (или субсидирование гарантийной премии) специализированным государственным фондом

Рисунок 3.2 – Принципы организации процесса взаимодействия участников гарантийных схем при рассмотрении заявок на предоставление гарантии по кредиту[32.C.118]

К другим направлениям взаимодействия гарантийного учреждения с кредитующим банком можно отнести использование стандартных бланков документов для подачи заявок, делегирование банку ряда полномочий помимо принятия решения о выдаче кредита, (мониторинга за выполнением обязательств, взыскания долга в случае неплатежа). [18.C.30]

При осуществлении гарантийными учреждениями своей деятельности внутри категории предприятий малого бизнеса следует выделять приоритетные категории предприятий, получающих преференциальную поддержку на более выгодных условиях. К данным категориям должны относиться:

– малые предприятия в реальном секторе экономики (особенно действующие в наукоемких отраслях);

– малые предприятия, испытывающие особые трудности с доступом к финансированию, поскольку им необходимы:

– микрокредиты (размером до 150 тыс. руб.),

– долгосрочные кредиты для инвестиций в основной капитал,

– кредит для начала осуществления своей деятельности. [18.C.31]

Базовая величина гарантийной премии может составлять 1-2% годовых от размера покрытия в зависимости от степени риска по кредиту.

Для обеспечения интересов приоритетных и наиболее уязвимых групп предприятий малого бизнеса целесообразно задействовать механизм субсидирования стоимости поручительства, благодаря которому субсидированию величина комиссии для данных категорий предприятий может составить менее 1% годовых от суммы поручительства. [19.C.343]

Для данных категорий предприятий необходима диверсификация условий поручительства.

Соответствующие рекомендации по объему и срокам предоставления гарантии представлены в таблице 3.1.

Информационная поддержка гарантийных программ обеспечивается за счет распространения информации о деятельности гарантийных учреждений в средствах массовой информации, а также через банки, специализированные органы поддержки предприятий малого бизнеса, их ассоциации и прочие объединения. Тем самым максимально большое число малых предприятий, составляющих целевой рынок для гарантийных учреждений, получают возможность воспользоваться их услугами. [19.C.344]

Таблица 3.1 [32.C.119]

Диверсификация условий предоставления поручительства в зависимости от категорий малых предприятий

Условия предоставления поручительства

Категория малых предприятий

Пороговое значение параметра

Объем гарантийного покрытия

Малые предприятия на стартовом этапе деятельности

До 75% от величины банковского кредита

Малые предприятия, занятые в производственном секторе экономики

До 80% от суммы кредита

Малые предприятия в наукоемких отраслях, желающие профинансировать инновационные программы

От 60 % до 85 % от суммы кредита

Прочие малые предприятия

50% от величины кредита

Срок предоставления гарантии

Производственные малые предприятия, запрашивающие кредит на модернизацию основных средств

До 15 лет

Малые предприятия в высокотехнологичных отраслях, осуществляющих инновации

До 10 лет

Прочие малые предприятия (в том числе предприятия на начальных этапах деятельности и микрокредитование)

До 10 лет


При оценке результатов деятельности гарантийных учреждений следует руководствоваться двумя группами критериев: финансовыми показателями и показателями, характеризующими развитие сферы малого бизнеса.[22.C.204]

В условиях затрудненного доступа малых предприятий к банковским кредитам гарантии являются эффективным инструментом упрощения доступа малых предприятий к финансированию и снижения степени риска для банка.

Таким образом, основным направлением деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований в отношении малого предпринимательства должно стать проведение программных мероприятий для создания благоприятных условий развития, обеспечения условий для более полного раскрытия потенциала предпринимательства и повышения уровня конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства.[22.C.205]

Для стимулирования развития деятельности гарантийных учреждений предлагается создание двухуровневой системы поддержки, объединяющей Государственный федеральный фонд контргарантий по кредитам и гарантийные фонды и общества взаимного гарантирования, действующие в регионах РФ. [24.C.115]

При такой организации решения о предоставлении гарантий и самого кредита принимаются на местах теми учреждениями, которые способны лучше оценить заявки с учетом специфики местной среды, а покрытие со стороны фонда контргарантий обеспечивает снижение степени риска при кредитовании и, тем самым, расширение его объемов.

Правила деятельности гарантийных учреждений на обоих уровнях должны предусматривать преференциальные условия поддержки приоритетных категорий предприятий (малых предприятий в реальном секторе экономики и предприятий, испытывающих потребности в долгосрочных кредитах для инвестиций в основной капитал, кредитах для начала осуществления деятельности, микрокредитах).[24.C.116]

Выводы:

Для преодоления административных барьеров следует предпринять следующие меры :

  • установить закрытый перечень государственных контролирующих органов, четко определить функции, права и обязанности каждого органа для избежания дублирования. Этот процесс требует кропотливой работы по пересмотру ведомственных нормативных актов, устанавливающих права и сферы деятельности отдельных контролирующих органов;
  • максимально регламентировать проверочную деятельность, чтобы затруднить использование контрольных и надзорных механизмов как способа давления на предпринимателей, а также сократить возможности для вымогательства;
  • установить обязательность осуществления контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе;
  • создать процедуры обжалования хозяйствующими субъектами процедуры проведения и результатов проверок;
  • минимизировать количество проверок, осуществляемых по собственной инициативе контролирующих органов. Причиной проведения проверок должны стать обоснованные жалобы потребителей или иных хозяйствующих субъектов.