Файл: Специфика административных барьеров входа фирм на рынок в современной экономике России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

Экономику России без преувеличения можно назвать «экономикой барьеров». Административные барьеры, создающие препятствия нормальной хозяйственной деятельности предприятий, существуют практически во всех сферах и на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Более того, в последние годы прослеживается ярко выраженная тенденция к созданию все новых и новых барьеров как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем это происходит на фоне объявленных намерений Правительства по дебюрократизации экономики.

Административные барьеры определить как установленные решениями государственных органов обязательные правила ведения определенной деятельности на рынке, вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур1. Стоит отметить, что во многих случаях эти платежи не поступают в бюджет.

Административные барьеры можно сгруппировать следующим образом:

  • при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация предприятия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение права на аренду земли или помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.);
  • при получении права на осуществление хозяйственной дея¬тельности (лицензирование видов деятельности, регистрация товаров, сертификация товаров и услуг и т.п.);
  • при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушения установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот и т.п.).

Подобный «барьерный» характер регулирования имеет ряд существенных негативных последствий для экономики России. Во- первых, он ведет к серьезным экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте издержек предпринимателей и соответственно росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством валового внутреннего продукта из-за неэффективного использования ресурсов. Во-вторых, барьеры не решают тех проблем, ради решения которых они, собственно, и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективных методов государственного регулирования. В-третьих, «барьерный» характер экономики создает благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в «барьерный» бизнес, в том числе для взяток и иных нелегальных доходов.


Для преодоления административных барьеров следует предпринять следующие меры :

  • установить закрытый перечень государственных контролирующих органов, четко определить функции, права и обязанности каждого органа для избежания дублирования. Этот процесс требует кропотливой работы по пересмотру ведомственных нормативных актов, устанавливающих права и сферы деятельности отдельных контролирующих органов;
  • максимально регламентировать проверочную деятельность, чтобы затруднить использование контрольных и надзорных механизмов как способа давления на предпринимателей, а также сократить возможности для вымогательства;
  • установить обязательность осуществления контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе;
  • создать процедуры обжалования хозяйствующими субъектами процедуры проведения и результатов проверок;
  • минимизировать количество проверок, осуществляемых по собственной инициативе контролирующих органов. Причиной проведения проверок должны стать обоснованные жалобы потребителей или иных хозяйствующих субъектов.

Необходимо отметить, что предлагаемые меры по снижению административных барьеров будут эффективны только при соблюдении ряда условий. Во-первых, реализация этих мер предполагает активное поведение хозяйствующих субъектов и в плане создания добровольных механизмов ответственности, и в плане противодействия незаконному вмешательству государственных органов в хозяйственную деятельность, и в плане пресечения попыток создания административных барьеров на уровне отдельных ведомств и регионов.

То есть необходимым фактором является социализация бизнеса, его активное участие в отстаивании собственных прав и в формировании государственной политики.

Во-вторых, необходимы последовательные действия правительства по реализации этого комплекса мер, в том числе по преодолению ведомственного лобби. Это весьма непростая задача. Как было показано, рост административных барьеров продолжался и после того, как Правительство провозгласило курс на дебюрократизацию экономики. Это связано с тем, что «барьерное» регулирование опирается на вполне конкретный экономический интерес части государственных служащих и аффилированных коммерческих структур.

В-третьих, эффективность неадминистративных видов ответственности во многом зависит от эффективности системы разрешения споров. Таким образом, снятие административных барьеров и замена их иными способами регулирования упирается в необходимость реформы судебной системы как основного способа разрешения споров.


Только при наличии эффективной системы разрешения споров возможен реальный запуск механизмов экономической ответственности по частной, а не государственной инициативе.

Список использованных правовых актов и литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016)
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  6. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете"
  7. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
  8. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обращении лекарственных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  9. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
  10. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей"
  11. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции"
  12. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях"
  13. Авдашева С., Шастнтко А. Модернизация антимонопольной политики в России // Вопросы экономики. 2015. —№ 5
  14. Боченков Ю.В. Понятие «доминирующее положение» и его соотношение с другими категориями российского законодательства //Законы России: опыт, анализ, практика. -2016.-№ 6
  15. Владимирова С.В. К вопросу о значении малого бизнеса в развитии региональной экономики//Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 9 (055). С. 17-21.
  16. Вотчель Л.М., Викулина В.В. Системная характеристика предпринимательской деятельности. предметный аспект//Экономика и политика. 2016. № 2 (3). С. 32-37.
  17. Вотчель Л.М.,Викулина В.В.Предпринимательство как феномен бытия «человека экономического: монография. Магнитогорск: МаГУ, 2011.
  18. Гишкаева Л.Л. Некоторые аспекты предпринимательской деятельности и ее роль в современной рыночной экономике//Наука и бизнес: пути развития. 2016. № 5 (23). С. 30-35.
  19. Грибов В.Д., Горохова А.Е. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства//Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2016. Т. 1. № 4 (18). С. 343-350.
  20. Даурова Т.Г. Эволюция российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика.— 2014. —№ 1
  21. Доклад Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной "Снижение административных барьеров как фактор экономического роста" доступен на сайте: http://www.economy.gov.ru/
  22. Егорова Е.И. Проблемы кредитования малого предпринимательства в России//Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 37. С. 202-205.
  23. Жвалик А.С., Шайкина Л.К. Развитие предпринимательства в условиях современного налогообложения//Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2015. Т. 2. С. 172-176.
  24. Заболоцкая В.В., Листопад М.Е. Источники формирования финансовых ресурсов малых предприятий//Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 2 (34). С. 73-77.
  25. Исаева Е.В. Исследование факторов, определяющих эффективность партнерских отношений в малом бизнесе//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4. С. 112-115.
  26. Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Некоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ законодательства и судебной практики // Законодательство и экономика. 2015.
  27. Козлова М.Ю. Проблемы свободы договора и антимонопольное законодательство Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. -Волгоград, 2016.
  28. Коммонс Дж. Правовые основания капитализма. М., 2016
  29. Конкурентное право России. учеб. пособие. / отв. ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич и др. — Нац. исслед. ун-т. "Высшая школа экономики". — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016
  30. Крючкова П. Снятие административных барьеров в экономики // Вопросы экономики. 2015.
  31. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: УРСС, 2015
  32. Маликов Р.И., Гришин К.Е., Рейтер С.Е. Принципы использования формата административного содействия предпринимательству в муниципальном образовании//Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 8 (169). С. 114-118.
  33. Ноздрачев А.Н. Содержание института административно-правового регулирования экономических отношений // Институт административного права России. М.,2016.
  34. Носков Б.П., Симонова Е.В. О некоторых административных барьерах, сдерживающих развитие экономики и бизнеса в Российской Федерации (правовой аспект) // "Безопасность бизнеса". 2015.
  35. Ручкина Г.Ф. Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности//Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 110-113.
  36. Салищева Н.Г. Административная юстиция,административное судопроизводство [Текст] / Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. // Государство и право. - 2016. - №1,с.5-11.
  37. Самуэльсон П. Э. Экономика. / П. Э. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. - 1360с.
  38. Секерин В.Д., Горохова А.Е. Оценка инвестиций: Монография. – М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2013. – 152 с.
  39. Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юстицинформ, 2016
  40. Тезисы выступления Министра Э.С. Набиуллиной "Подведение итогов реализации мероприятий административной реформы в 2006-2010 годах. Приоритетные направления совершенствования государственного управления в 2011-2013 годах".
  41. Филобокова Л.Ю. Правовое обеспечение инновационного развития малого предпринимательства: российский и зарубежный опыт, пути совершенствования //Государственный советник. 2016. № 2. С. 18-27.