Файл: Классификация маркетинговых исследований (Теоретические основы управления маркетинговыми исследованиями на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С 2003 года компания представляет собой крупный многоотраслевой холдинг Raimbek Group. Компании, входящие в холдинг Raimbek Group, внесли значительный вклад в развитие экономики Казахстана и самое главное - завоевали доверие и признание потребителей высоким качеством продукции, которую сегодня знают не только в Казахстане, но и в других странах Центральной Азии, России и на Кавказе.

Основная торговая марка Raimbek Agro – молоко «Айналайын» – лидер в своем сегменте, неоднократный победитель республиканского конкурса «Выбор года».

Производство молочных продуктов под торговыми марками «Айналайын» и «Милоко» осуществляется на современных линиях фирмы Тetra Pak.

В 2011 году на заводе была установлена новая упаковочная линия Tetra Gemina Aseptic, не имеющая аналогов на отечественном рынке. А годом позже для улучшения контроля цельного молока, поступающего на производство, стали использовать современное оборудование MilcoScan, дающее возможность проводить 10 различных анализов в течение 90 секунд.

В ближайших планах этого подразделения холдинга – обеспечение производства собственным сырьем, а также запуск новой линии по выпуску кефира и питьевых йогуртов.

«Раимбек-Алко» занимается эксклюзивными поставками в Казахстан элитных алкогольных напитков. Партнеры компании – известные во всем мире производители алкогольной продукции: Bacardi-Martini, Brown Forman, Tommasi, Castello Banfi, Les Grands Chais de France, Concha y Toro, Gallo Family Vineyards и другие. «Раимбек-Алко» предлагает в нашей стране целую гамму элитных брендов практически во всех категориях спиртных напитков.

Компания высоко ценит доверие казахстанского потребителя, именно поэтому является активным членом Ассоциации добросовестных импортеров алкогольной продукции Республики Казахстан «АлкоИмпорт».

На рынке импортного алкоголя «Раимбек Алко» занимает долю 30%.

Компания Alma Prodex была создана в 2007 году. Основное направление ее деятельности – выращивание фруктов: яблок, абрикосов, персиков и слив.

Яблоневые сады и фруктовые плантации расположены в поселке Бахар Уйгурского района Алматинской области. Сады общей площадью 20 га разбиты по интенсивной технологии с применением систем капельного орошения. Ежегодно Alma Prodex производит 200 тонн яблок и косточковых культур. Продукция реализуется как в Казахстане, так и за рубежом. В перспективе планируется увеличение площадей фруктовых садов и создание инфраструктуры хранения и переработки сельхозпродукции.

В настоящее время ТОО «Raimbek Bottlers» является лидером среди крупнейших производителей молочной продукции.


Основные показатели финансово–хозяйственной деятельности ТОО «Raimbek Bottlers» приведены в соответствии с таблицей 2.

Доход от реализации продукции в 2019 году составил 50901,09 тысяч тенге, в 2020 году сумма составила 52705,01 тысяч тенге. По сравнению с 2019 годом на предприятии наблюдается рост объемов работ на 3,5 %, об этом свидетельствует изменение основных технико-экономических показателей. Основной причиной роста объемов произведенной продукции является увеличение заказов.

Однако, одновременно с ростом дохода от реализации продукции на 1803,92 тысяч тенге по сравнению с 2019 годом ТОО «Raimbek Bottlers» себестоимость продукции увеличилась на 6253,92 тысяч тенге по отношению в 2019 году, но по сравнению с 2018 годом себестоимость сократилась на 7106,68 тысяч тенге. Руководству предприятия необходимо разработать политику снижения затрат на сырье и материалы и накладных расходов, в результате чего себестоимость продукции снизится.

Таблица 2 – Основные показатели финансово–хозяйственной деятельности ТОО «Raimbek Bottlers»

Показатели

Ед. изм.

Год

2020 г.

в процентах к

2018

2019

2020

2018 г.

2019 г.

Объем производства

– в натуральном выражении

– в стоимостном выражении

т

тыс. тенге

2578

64765

3489

49754

11773

51574

456,7

79,6

337,4

103,6

Объем реализации

– в натуральном выражении

– в стоимостном выражении

т

тыс. тенге

2578

71498,69

3489

50901,09

11773

52705,01

456,7

73,7

337,4

103,5

Удельный вес новых видов продукции в общем объеме производства

%

1,4

2,9

4,6

328,6

158,6

Занимаемая доля рынка

%

82,4

81,6

85,5

103,8

104,8

Доход от реализации

тыс. тенге

71498,69

50901,09

52705,01

73,7

103,5

Себестоимость продукции

тыс. тенге

44923,69

31563,09

37817,01

84,2

116,1

Совокупный годовой доход

тыс. тенге

71498,69

50901,09

52705,01

73,7

103,5

Чистая прибыль

тыс. тенге

75

3541

5245

69раз

148,1

Рентабельность активов

%

0,5

9,5

23,8

4,7раз

2,5

Рентабельность продаж

%

37,2

38,0

28,2

75,8

74,2

Рентабельность услуг

%

0,1

6,9

9,9

19,8

1,4

Затраты на 1 тенге продукции

тенге

0,69

0,63

0,57

82,6

90,5

Среднесписочная численность работников,

– в т.ч. рабочих

чел.

82

68

91

74

95

83

115,8

122,0

104,4

112,2

Фонд заработной платы работников,

– в т.ч. рабочих

тыс. тенге

29225

23011

35381

28149,6

41154

33664,8

140,8

146,3

116,3

119,6

Среднемесячная заработная плата работников,

– в т.ч. рабочих

тенге

29,7

28,2

32,4

31,7

36,1

33,8

121,5

119,8

111,4

106,6

Выработка на 1 работника

тыс. тенге

316,3

463,4

1652,4

522,4

356,6

Объем реализации на 1 работника

тыс. тенге

871,9

559,3

554,8

63,6

99,2

Среднегодовая стоимость основных средств

тыс. тенге

1513

7978

15968

1055

200,1

Фондоотдача

тенге

47,26

6,38

3,30

6,98

51,7

Фондовооруженность

тыс. тенге/чел

38,79

204,56

409,44

10,5

200,1


Сумма совокупного годового дохода в 2020 году сократилась по сравнению с показателем 2018 года, но выше показателя 2019 года, что свидетельствует об эффективной политике предприятия.

Затраты на одну тенге продукции за анализируемый период сократились на 82,6 % по отношению в 2019 году и на 90,5 % по отношению к 2018 году. Снижение затрат на одну тенге продукции положительно отразилось на финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Raimbek Bottlers». Так, темп роста рентабельности продаж в 2020 году составил 28,2 %, но по отношению к 2018 году она сократилась 9,0 %.

За счет приобретения новой техники среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась по сравнению с 2019 годом на 7990 тысяч тенге и темп роста составил 100,1 %.

По сравнению с 2018 годом фонд оплаты труда ТОО «Raimbek Bottlers» увеличился на 4811 тысяч тенге или 16,3 % и составил 41154 тысяч тенге. Рост фонда оплаты труда произошел за счет повышения тарифных ставок и окладов рабочих предприятия. Если среднемесячная заработная плата работников ТОО «Raimbek Bottlers» в 2019 году составляла 31700 тенге, то в 2020 году оплата труда увеличилась на 2100 тенге.

В связи с ростом объемов реализуемой продукции руководство ТОО «Raimbek Bottlers» увеличила численность работников на 9 человек.

По проведенному анализу основных технико-экономических показателей можно сделать вывод, что анализируемое предприятие является рентабельным, так как дохода от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

2.2 Организация маркетингового исследования на предприятии

Стимулирование сбыта включает в себя широкий спектр средств, призванных вызвать более быструю или более сильную ответную реакцию со стороны рынка. ТОО «Raimbek Bottlers» применяет стимулирование потребителей, которое включает в себя:

– выставки;

– демонстрации;

– распространение рекламных сувениров.

Рекламные сувениры изготавливаются специально на заказ.

В качестве рекламных сувениров используют: календари, наклейки, значки, ручки, фирменные пакеты, ежедневники.

Наряду с этим, предприятие применяет меры по стимулированию организованных потребителей и посредников. Здесь применяются скидки, рекламные сувениры, организовываются выставки.

Выставки дают возможность предприятию демонстрировать свою продукцию, установить новые деловые контакты, пообщаться с потребителями, найти новых клиентов.


Затраты на стимулирование сбыта за период с 2016 – 2019 годы представлены в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3 – Затраты на стимулирование сбыта за период с 2017 – 2020 годы

В тенге

Год

Затраты на участие в выставках

Суммы заключенных договоров

Кол-во заключенных договоров

2017

322839

10125611

8

2018

845230

879507

2

2019

593948

1602044

104

2020

655278

1935758

85

Итого

2417295

14542920

199

Как видно из таблицы 2 за период 2017–2020 годов, затраты имеют незначительную долю по отношению к сумме заключенных договоров. Затраты на организацию выставок составили 14 %, а суммы заключенных договоров 86 %. На 2017 год приходится наибольшая сумма заключенных договоров и наименьшие затраты на участие в выставках, которые составили 3,1 % хотя по количеству договоров – восемь. В 2018 году сумма договоров и затрат практически равны, сумма заключенных договоров превышает затраты только на 3,9 % и за этот период было заключено только два договора. В 2017–2018 годах суммы заключенных договоров превышают суммы затрат на организацию выставочно-ярмарочной деятельности, в 2017 году на 37 %, а в 2018 году на 33,8%.

Главными ценовыми методами стимулирования применяемыми на ТОО «Raimbek Bottlers», направленными на создание начального запаса продукта у дистрибьютора, являются:

– скидки – прямое снижение цены, по которой товар продается дистрибьютору, иногда называется стимулированием с помощью оптовой скидки. Скидки на предприятии применяются постоянно. Ведется непрерывный учет и достоверный анализ скидок от объема реализованной продукции в денежном и процентном выражении.

– возврат – предприятие берет на себя обязательство выкупить у продавца нереализованную продукцию. Данный метод представляет собой вариант распространения на условиях консигнации, что позволяет дистрибьютору ничего не платить производителю до тех пор, пока товар не будет реализован, а в случае невозможности реализации товара, он возвращается. ТОО «Raimbek Bottlers» заключило договор консигнации со многими Алматинскими предприятиями-покупателями, а также с фирмами-посредниками.

Цели маркетинговых коммуникаций ТОО «Raimbek Bottlers»:


– предоставить необходимую информацию целевой аудитории;

– создать и поддержать положительный имидж компании;

– сформировать благожелательное отношение к компании и ее деятельности (лицензии и сертификаты; полученные награды дипломы);

– напоминать партнерам и постоянным заказчикам о существовании фирмы на рынке, ее достижениях, планах развития, основных преимуществах с представлением элементов фирменного стиля.

Эффективность рекламы и стимулирование сбыта устойчиво и существенно снижается, а эффективность персональных продаж – возрастает с уменьшением количества покупок на рынке и увеличением периода оборачиваемости товара.

Стратегической маркетинговой целью ТОО «Raimbek Bottlers» является завоевание и удержание реальных и потенциальных заказчиков для установления долгосрочных и взаимовыгодных отношений посредством:

– изучение конкурентной среды;

– усиление конкурентных преимуществ по сравнению с другими участниками рынка.

Таким образом, учитывая специфику молочной отрасли, коммуникационная политика предприятия может быть оценена, как удовлетворительная. Тем не менее, недостаточно развито стимулирование собственного персонала предприятия, в то время как стимулированию организованного потребителя и посредников уделяется значительное внимание. На предприятии отсутствует четкое построение целей и задач стимулирования сбыта, в результате чего не анализируются полученные результаты, а мероприятия разрабатываются на интуитивном уровне. Кроме того, не достаточно выделяемых средств, так как предприятие не может обосновать их необходимость.

Для того, чтобы реализовывать свою продукцию на рынке,
ТОО «Raimbek Bottlers» создало специальный маркетинговый отдел, который следит за потенциальными конкурентами, находит поставщиков и покупателей, разрабатывает стратегии поведения и программу реализации готового продукта.

ТОО «Raimbek Bottlers» занимает сравнительно уверенную позицию на рынке Казахстане. В отличие от своих потенциальных конкурентов ТОО «Raimbek Bottlers» ведет политику, направленную на качество вырабатываемой продукции и снижение себестоимости.

В ТОО «Raimbek Bottlers» в целях поддержания конкурентоспособности товаров собственного производства, удержания освоенных рынков сбыта, и завоевания новых применяется гибкое ценообразование.

При заключении сделок на реализацию основных видов продукции - применяются скидки постоянным потребителям, заключившим с
ТОО «Raimbek Bottlers» долгосрочные контракты на поставку продукции в значительных объемах; потребителям, оплачивающим поставляемую продукцию денежными средствами.