Файл: Государственное социальное страхование (Теоретические аспекты системы социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 465

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-дублирование функций, отсутствие отлаженной взаимосвязи с социальной защитой и системами обязательного медицинского и пенсионного страхования;

-отсутствие единой законодательной базы для всех видов систем обязательного социального страхования;

-отсутствие актуарных расчетов для определения размера страховых тарифов; -применение заниженного по сравнению с социальными стандартами (минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума) размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для неработающих женщин, что ведет к нарушению процесса реализации социальных гарантий;

-применение неэффективного и неадаптированного к современной реальности механизма перерасчета (индексации) размера страховых выплат;

-непоследовательные действия государства при организации деятельности системы обязательного социального страхования. На сегодняшний день все прекрасно понимают, что социальное страхование вовсе несовершенно, и как развить социальное страхование до высокого уровня.

Допустим три варианта:

−создание федеральных служб для отраслей социального страхования (например, федеральная служба медицинского страхования)

−передача функций социального страхования под частный капитал

−поручение полномочий управления системой социального страхования общественно-правовым организациям.

Создание федеральных служб является лучшим вариантом, т.к. они плотно укрепят социальное страхование в России, ведь именно федеральные службы контролируют уплату страховых взносов в определенные фонды. Анализ нынешних форм социального страхования демонстрирует, что данная модель социального страхования РФ пока что ещё не подходит к условиям различия форм собственности. Ей не хватает эластичности, действительно необходимой для передачи полномочий на более низкие уровни управления, в ней не развиты механизмы самоуправления, когда работодатели и застрахованные несут некую часть ответственности за управление страховой организацией, предусмотренное на опасный случай социальное страхование складывается с личной ответственностью индивида за формирование условий своей жизни[27].

Поэтому, перед нашей страной имеет смысл брать в расчет задачу построения такой системы социального страхования, которая смогла бы молниеносно и доброкачественно покрывать упадок уровня жизни работающих граждан, переносивших влияние тех или иных социальных нажитых рисков, и в то же время не оказывать подавляющее воздействие на совершенствование экономики. Это достижимо при эскалации взаимодействия государственного социального страхования с негосударственными страховыми компаниями для следующего улучшения отечественной модели социального страхования, в виде соответствующего существования открыто – юридических страховых госучреждений и личной страховой активности[28].


Подводя итог необходимо отметить, что реформирование системы социального страхования имеет ряд благоприятных социальных и экономических последствий. В их числе можно выделить: обеспечение эквивалентности страхового обеспечения страховым взносам; обеспечение гарантированных социальных выплат застрахованным гражданам; упрощение документооборота между Фондом социального страхования Российской Федерации, страхователями и медицинскими учреждениями; обеспечение правильности начисления пособий; отсутствие зависимости от работодателя по выплате пособий.

Для успешной реализации задач деятельность Фонда социального страхования постоянно совершенствуется, внедряются новые информационные и коммуникационные технологии, которые повышают качество управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации, гарантирующими социальную защиту населения. Ключевые проблемы социального страхования в России следует решать не через сбалансирование статей бюджета или поиска новых источников вклада доходов, а по средствам постепенного законодательного изменения системы социального страхования России в целом.

Необходимо разработать стратегию социальной политики государства на долгосрочный период и среднесрочное планирование развития обязательного социального страхования, ориентированного на результат, на достижение социальной и экономической эффективности деятельности.

2.2. Проблемы социального страхования в РФ

Социальное страхование в Росси зародилось достаточно давно, но из-за происходивших в 20 веке политических потрясений законодательство в этой области еще далеко от совершенства. Изменение традиционной системы социального страхования вызвано необходимостью адаптации общества к происходящим рыночным реформам.

В настоящее время в Российской Федерации не сформирована целостная система социального страхования, хотя основные элементы ее уже вырисовываются. В России уже не раз предпринимались попытки реформировать социальное страхование – переход с 2003 года на уплату единого социального налога (далее – ЕСН), возобновление с 2011 года уплаты страховых взносов в 3 разных Фонда.

Однако переход на ЕСН не принес положительных результатов, снижение ставки привело к сокращению отчислений, по сути был утрачен страховой характер обязательного социального страхования, взносы стали взиматься обезличенно, превратились в некий обязательный платеж, который стал инструментом перераспределительной политики государства. У работодателей и работников пропала мотивация в собственной социальной защите. Возврат на страховые взносы позволил вернуться к одному из основополагающих принципов «взнос – выплата».


Принцип личной ответственности каждого за формирование условий своей жизни, необходимый в рыночной экономике, перестал быть сведенным к минимуму. Решена проблема самозанятого населения – им предоставлена возможность уплачивать страховые взносы в добровольном порядке.

Целью социального страхования выступает обеспечение работнику дохода в случае наступления временной утраты трудоспособности. Выплаты такого рода гарантированы государством. Источником выплат являются доходы, поступающие в бюджет Фонда в виде обязательных взносов работодателей. Фонд относится к бюджетной системе, поэтому для устойчивого развития и выполнения возложенных публично-нормативных обязательств необходимо соблюдать принцип сбалансированности бюджета: объем расходов не должен превышать объем доходов. Кроме того, поскольку страхование всегда связано с рисковой природой наступления случая, возникает необходимость резервирования заранее и на постоянной основе части денежных средств.

На сегодняшний день Фонд столкнулся с проблемой дефицита бюджета по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. То есть поступающие доходы по указанному виду страхования не перекрывают возникающие обязательства по выплате пособий. Наличие дефицита бюджета ставит под угрозу не только возможность исполнения государственных гарантий в полном объеме, но и само существование социального страхования в том виде, в каком оно сейчас есть.

Социальное страхование граждан занимает далеко не последнее место в защите населения от всевозможных социальных рисков, а также играет важную роль в социальной экономике, являясь при этом самостоятельной составной и многоуровневой социально-экономической системой. Страхование граждан ставит своей основной целью обеспечение социальной защиты работающего населения, однако в то же время оно выступает и в качестве необходимого механизма социальных инвестиций[29].

В настоящее время в России разработаны законодательные основы социального страхования, регламентирующие деятельность субъектов страхового рынка. Фонд обязательного медицинского страхования выполняет функции регулирования обеспечения страхования медицинских услуг на региональном и муниципальном уровне, фонд социального страхования РФ отвечает за финансирование: пособий по временной нетрудоспособности, по материнству, по рождению и уходу за ребенком, компенсации по утрате трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональной травмой, осуществляющего выплаты по реабилитации и профилактическому лечению в санаторно-курортных учреждениях, пособий на погребение и т.д.


Методология социального страхования требует доработки, хотя структура рынка позволяет предотвращать появление частных и массовых случаев падения уровня жизни граждан до состояния нищеты, предоставляя должное социальное обеспечение пенсионерам, финансовые ресурсы для оказания все необходимой медицинской помощи.

Актуальными проблемами системы социального страхования в России является неоконченно правовое регулирование системы обязательного социального страхования. Долгое время законодательно не были определены порядки, особенности процедуры, источники поступления средств для выплаты страховой части трудовой пенсии.

На сегодняшний день существуют противоречия в Бюджетном и Налоговом кодексах по части. Не разработана система дальнейшего совершенствования системы социального страхования, к примеру, следует выбрать путь, по которому пойдет дальнейшее развитие: будет это либерализация, полная модернизация или усиление роли государственного влияния в данной сфере. Не налажен процесс эффективного формирования и рационального использования ресурсов государственного внебюджетного фонда - Фонда социального страхования РФ, поскольку те принципы, на которых строится его работа, в настоящий момент не отличаются исключительной стройностью.

Исходя из опыта западных стран с рыночной экономикой одним из эффективных методов является система образования фондов, при которой основная нагрузка, от 40 до 60 %, ложится на плечи работодателя, 10-30% уходит на долю работников, и остальная часть в размере 20-40 % на долю осуществляющего обязательства по отношению к наиболее уязвимым слоям населения государства. Такая система является воплощением идеи совместной ответственности за социальные риски. Существует необходимость в повышении уровня пенсионного, медицинского и социального страхования и изыскании соответствующих средств для реализации данной цели[30].

Помимо того, система российского обязательного социального страхования содержит в себе некоторые нерешенные проблемы: недостаток средств в Фондах, отсутствие следования принципам страхования, обуславливаемое следующими внешними факторами: неблагоприятным состоянием экономики страны, а также сильнейшей дифференциацией доходов граждан. Эффективность деятельности экономики в стране влияет на формирование видов и объема финансового обеспечения. Об этом можно судить по результатам проведенного по объемам социального страхования в странах Европы, анализа.


Так, к примеру, расходы на социальное обеспечение у развивающих стран, имеющих сравнительно невысокий экономический потенциал, составляют около 16-18% от ВНП; а расходы развитых стран - приблизительно 30% от ВНП. В РФ эта цифра держится на отметке, приближающейся к 13%, что говорит о заведомо низком уровне страховой защиты, не способном обеспечить достойный уровень жизнь в отдельно взятых случаях. Не менее острой выглядит проблема в значительной мере низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения.

В 2018 году люди преклонного возраста, которые получают страховые пенсионные выплаты от государства по возрасту, могут рассчитывать на минимальную пенсию, размер которой зафиксирован на уровне 8703 руб. Средний размер пенсии хотя и увеличился по сравнению с прошлым годом, но абсолютные размеры пенсий подавляющего большинства получателей не способны обеспечить их основные нужды. Если говорить о пенсионном страховании, то задачи государственной социальной политики должны быть обозначены, в первую очередь, в рамках повышения минимальных размеров страховых (трудовых) пенсий до уровня прожиточного минимума. Не реализован принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что в большей степени свойственно категориям застрахованных граждан, имеющих средний или высокий размер заработка. Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них не выходят за пределы 15-25% от размеров предшествующей им величин заработной платы.

Основные проблемы системы социального страхования следующие: отсутствие взаимодействия социальной защиты и системы обязательного медицинского и пенсионного страхования; применение заниженного по сравнению с социальными стандартами размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для неработающих женщин, что ведет к нарушению процесса реализации социальных гарантий; нерациональный и неадаптированный к современным тенденциям механизм индексации социальных, пенсионных страховых выплат; действия государственного аппарата в отношении системы обязательного социального страхования непоследовательные.

В системе социального страхования недооценивают неоспоримую роль государства, выступающее основным страхователем. Ведь государственное влияние, в том числе и финансовое, на систему социального страхования помогает системе в целом более или менее успешно решать свои задачи. В настоящий момент Правительство РФ одним вариантов решения повышения уровня и качества жизни населения видит в социальном страховании. Это потребует решить ряд задач, направленных на увеличение доходов населения, социального обеспечения граждан, адресности социальной защиты и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.