Файл: Государственное социальное страхование (Теоретические аспекты системы социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 468

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При наступлении страхового случая у конкретного застрахованного лица возникает право требования предоставления социально-страхового обеспечения за счет денежного фонда, созданного с его участием. Государство же обязано предоставить данное обеспечение, тем самым возвращая застрахованному лицу часть уплаченных им взносов, то есть социально-страховое обеспечение является возмездным. Социальные обязательства могут возникнуть на основании как закона, так и договора, в этом состоит их единство. Но при этом договорные начала все же являются более распространенными.

Следует отметить следующие принципы социального страхования[14]:

-обязательность социального страхования для всех работающих граждан;

-размер взносов определяется величиной доходов страхуемого лица, а получаемые услуги по системе социального страхования – от соответствующих потребностей и состояния его здоровья (солидарности);

-социальные выплаты зависят от размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов;

-работники и работодатели совместно несут обязанность по уплате взносов на социальное страхование;

-право на получение социальных выплат возникает при уплате взносов и наступлении социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

Статья 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» трактует понятие социального страхового риска как предполагаемое событие, влекущее изменение материального или социального положения работающих граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование. Исследование понятия социального риска проводилось в отечественной науке еще в начале прошлого столетия.

Так, например, Н. А. Вигдорчик рассматривал социальное страхование как совокупность всех его видов, которые имеют цель обеспечения широких масс населения в случае социальных рисков, при этом подчеркивая понятие «риск потери заработка». Именно подобные риски он относил к признакам социального страхования. Однако ряд авторов трактовали данное понятие в более широком смысле, понимая под ним не только риск утраты заработка, но и случаи «материального отягощения» (смерть члена семьи, рождение ребенка и др.). Анализируя действующее российское законодательство, можно прийти к выводу о том, что объектом социального страхования в самом деле является не только риск утраты заработка или иного трудового дохода, но и случаи существования социально значимых повышенных расходов[15].


Следует отметить мнение Е. Е. Мачульской, которая, анализируя взгляды ученых начала прошлого века (Л. В. Забелина, А. Чекина, Б. Любимого, А. Винокурова), пришла к выводу о том, что социальный риск нужно рассматривать как основание для социальной защиты и социального обеспечения. Она понимает под данным понятием «вероятностное событие, которое наступает в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падения уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам, создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства».

Систему социального страхования можно подразделить на две части. Целью деятельности первой части является обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности работников, проведение профилактических и реабилитационных мероприятий. Вторая часть системы занимается материальным обеспечением лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее. Следует отметить, что существует классификация социального страхования, в соответствии с которой выделяют обязательное и добровольное страхование[16].

Обязательное страхование включает в себя централизованно организованную, осуществляемую государством форму обязательного страхования, и децентрализованную форму, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральным законодательством. Добровольное социальное страхование включает корпоративную и коллективную, а также индивидуальную формы личного социального страхования. Названные формы социального страхования обладают достаточным количеством общих черт: цель, принципы, объекты, страховые случаи[17].

В юридической науке отсутствуют единый подход и единое мнение в вопросе определения роли и места обязательного социального страхования в системе российского права, то есть рассматриваемый вопрос на сегодняшний день является спорным, дискуссионным. В. Роик придерживается мнения о том, что обязательное социальное страхование следует рассматривать как самостоятельную правовую отраслью, которой присущи соответствующие признаки, например, предмет, методы, принципы правового регулирования и др[18]. Нужно согласиться с мнением М. Гордиенко, который считал, что система социального страхования не может являться отдельной отраслью права и является комплексным правовым образованием, которое регулируется нормами финансового права.


Следует отметить наиболее существенные отличия форм обязательного социального страхования. По централизованной форме обязательного социального страхования обязательному социальному страхованию подлежит все население (обязательное медицинское страхование) или очень большое количество населения (все работающие граждане при страховании на производстве, пенсионеры по обязательному пенсионному страхованию). При децентрализованной форме обязательного социального страхования происходит страхование жизни и здоровья значительных по численности категорий граждан, в основном опасных профессий. Что касается личного добровольного страхования, то оно распространяется на значительно меньшее количество граждан. Для обязательного социального страхования законодательство устанавливает категории граждан, подлежащих страхованию, страхователей, страховые суммы, социальные риски, сроки и условия социальной защиты, размеры страховых выплат[19].

Добровольное же личное социальное страхование, наоборот, проводится в соответствии с правилами страхования и заключаемыми со страхователями договорами личного страхования на основе волеизъявления сторон. Помимо этого, в рамках централизованной формы государством устанавливаются специальные организации-страховщики (государственные внебюджетные фонды). При этом контроль за деятельностью данных организаций осуществляется так же государством, денежные социально-страховые фонды находятся в собственности федерального бюджета.

При добровольном личном социальном страховании ситуация обратна: формирование страховых фондов осуществляется страховщиками за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов и находятся в их собственности. При этом страховые тарифы утверждаются страховщиками, контроль за деятельностью осуществляет Федеральная служба страхового надзора. Произведение страховых выплат по договорам добровольного страхования происходит в соответствии с правилами, указанными в договоре страхования.

Также следует сказать, что при централизованной и децентрализованной формах социального страхования социальное обеспечение, то есть произведение выплат, при страховых случаях может осуществляться постоянно или в течение длительного периода. При добровольном личном страховании периоды произведения выплат определяются сроками действия договоров страхования[20].

Таким образом, под социальным страхованием нужно понимать частно-публичное, возмездное, взаимное обязательство, которое возникает на основании закона или договора. Застрахованное лицо при этом несет обязанность выплаты страховых взносов. Страховщик, то есть государство, при наступлении страхового случая имеет право требовать уплаты названных взносов и несет обязанность предоставить страховое обеспечение, а застрахованное лицо, при этом, имеет право на обеспечение, производимое за счет уплаченных в страховые фонды взносов.


Глава 2. Анализ государственного социального страхования в РФ

2.1. Анализ социального страхования РФ

Социальное страхование в глобальной экономике стало одним из факторов в борьбе стран за человеческие ресурсы. Чем полнее пакет рисков, страхуемых в обязательном порядке, и чем выше страховое обеспечение относительно заработка, тем привлекательнее для граждан страна как место постоянного проживания. В системе социального страхования страхуется девять признанных международным сообществом социальных рисков, которые носят устойчивый и массовый характер. Это риски утраты дохода в случае: старости, инвалидности, потери кормильца, безработицы, заболевания и др.

При этом они делятся на риски, связанные с невозможностью трудиться, и риски утраты полученного дохода на жизненно важные расходы, превышающие обычны текущие и разовые траты: лечение, рождение ребенка, уход за ним, смерть застрахованного и др. В российской системе социального страхования недостаточно хорошо функционируют именно страховые механизмы и принципы, в силу чего она является не системой страхования, а системой социального обеспечения, точнее, - золотой серединой из элементов обеих систем[21].

Наибольшие объемы страховых средств задействованы в страховании рисков утраты трудоспособности по старости, по общему заболеванию, по производственным травмам и профессиональным заболеваниям. В исключительном положении находится страховая пенсионная система, бюджет которой составляет около 70 процентов всех страховых средств системы социального страхования.

В Российской Федерации взносы распределяются следующим образом: в Пенсионный фонд направляется 22 процента, в ФСС– 2,9, в ФФОМС – 5,1 процента. В 2015 году по заработным платам свыше страхуемого уровня действует следующее правило: 10 процентов идет в ПФР, 5,1 – в ФФОМС[22].

Абсолютно понятно, что решить проблему бездефицитности общего бюджета социального страхования только за счет роста страховых тарифов невозможно. Размер тарифа ограничивается внешними экономическими параметрами: международной конкуренцией, как на рынке товаров, так и на рынке труда, уровнем рентабельности предприятий, невысоким уровнем доходов работающих и т. п. [23]


Как одно из направлений по стабилизации финансовых условий функционирования системы социального страхования можно рассматривать выравнивание страховых тарифов в отношении различных форм бизнеса. Например, для представителей малого и среднего бизнеса, работающих в производственной и социальной сферах, установлен льготный тариф в 20 процентов до 2018 года включительно.

До 2011 года он составлял 14 процентов. Однако это достаточно опасный путь, поскольку он может спровоцировать закрытие малых предприятий и их переход в теневую экономику, как это уже случилось в 2013 году с индивидуальными предпринимателями. Фонд социального страхования работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством. В 2015 году бюджет ФСС, утвержденный Государственной Думой, составляет 538 662 545,5 тыс. рублей. Его эффективное функционирование способно вызвать доверие граждан государству, проводимой им политике[24].

Необходимо обратить внимание, что с 2012 года Фонд социального страхования РФ осуществляет в ряде субъектов Российской Федерации реализацию пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством[25].

Переход к новой системе выплат страхового обеспечения - это масштабный проект, связанный с разработкой и внедрением новых технологий приема и обработки данных, кадровой подготовкой, созданием соответствующего оборотного запаса денежных средств, необходимых для обеспечения бесперебойных выплат[26].

Кроме того, в рамках проекта будет реализована единая информационно-учетная система, в рамках которой каждый гражданин будет внесен в единый социальный регистр и получит соответствующий электронный социальный паспорт. Вместе с тем, для полного и своевременного обеспечения застрахованных всеми видами выплат, особое внимание должно уделяться своевременной уплате страховых взносов.

Таким образом, в наши дни совершенствование системы социального страхования отнюдь не просто благое намерение, а скорее осознанная необходимость. Среди общих проблем системы обязательного социального страхования можно выделить такие, как: