Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России(История возникновения и развития коммерции и предпринимательства в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2 Предпринимательство за рубежом

2.1. Роль предпринимательства в экономике зарубежных стран

Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. [11]

Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

- доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

- доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

- доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

- доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

- доля малого бизнеса в экспорте продукции;

- доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

- доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др. [2]

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны. Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%.

Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики. [4]

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:


- более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;

- улучшение качества обслуживания;

- более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

- формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

- формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса. Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. [1]

Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса. [5]


2.2 Тенденции развития предпринимательства в зарубежных странах

Предпринимательство в Испании.

Высокий уровень развития малого предпринимательства способствовал высокому уровню экономики страны. Предприниматели обеспечили отсутствие безработицы в стране и повлияли на улучшение экономической ситуации в стране в целом. Наибольшую часть малых предприятий в Испании составляет сельское хозяйство - до 80%, остальные отрасли, такие как строительство, промышленность, судостроение составляют около 25-30%. [7]

В Испании существует множество программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Правительство страны уделяет большое внимание тем субъектам малого предпринимательства, которые принимают активное участие в социальной политике страны путем создания дополнительных рабочих мест для социально незащищенных граждан, таких как студенты, женщины, иммигранты и т.д., а также способствуют развитию регионов с низкими экономическими показателями.

Правительство Испании большое внимание уделяют развитию наукоемких отраслей и научных достижений. Программы развития малого предпринимательства основываются на европейских программах, распространяющихся на многие страны Европы, такие как Германия, Франция, Великобритания и другие. [8]

Государство содействует поддержке малого предпринимательства, создавая большое количество различных организаций и фондов. Такие организации делятся на две группы.

К первой группе относятся общества взаимного гарантирования. Данные предприятия предоставляют гарантии для кредиторов с целью получения кредитов для развития малого бизнеса, предоставляя свою собственность для залога или выступая поручителями.

Вторая группа включает в себя общества взаимного финансирования, которые финансируют, инвестируют и предоставляют субсидии для субъектов малого предпринимательства. В данную группу входит Государственный институт официального кредитования Испании. [7]

К положительным сторонам развития малого предпринимательства в Испании следует отметить низкий уровень бюрократии. Для регистрации малого предприятия и получения лицензии предприниматели тратят не более 24 часов. Такие же условия распространяются и на нерезидентов страны. В результате, иностранные граждане принимают участие в развитии малого предпринимательства страны.


Малое предпринимательство в Германии.

Малое предпринимательство в Германии является одним из важнейших секторов экономики. Правительство осуществляет поддержку малого предпринимательства как финансовую, так и технологическую. Существуют специально разработанные программы для развития малого предпринимательства, занятого в сфере науки. [7]

Правительство Германии предоставляет льготы для получения кредита для развития малого предпринимательства для следующих объектов:

- предпринимателей малого и среднего бизнеса, занятых в сфере научных разработок;

- предприятий, разрабатывающих проекты для сохранения и улучшения условий окружающей среды и заботящихся об экологической ситуации в стране;

- малых предприятий, которые участвуют в улучшении развития слаборазвитых с экономической точки зрения районов страны;

- предпринимателей, которые заняты в области строительства и решения жилищных условий;

- малых предприятий, разрабатывающие проекты в области улучшения условий производства. [5]

К основным программам, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства в Германии относятся: Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего предпринимательства; Стимулирование сбережений для открытия собственного бизнеса. С помощью первой программы осуществляется обеспечение финансирования малого предпринимательства страны. Вторая программа благоприятствует для открытия своего дела с применением проектов «startup». [7]

Малое предпринимательство Германии отличается определенной спецификой и историей развития. Начиная с эпохи зарождения капитализма, в стране появились первые крупные предприятия и торгово-промышленные палаты (ТПП), ставшие первыми объединениями предпринимателей с целью сотрудничества в области развития торговли и производства. В настоящее время ТПП функционируют на уровне государственных организаций, которые обязывают всех субъектов малого предпринимательства стать участником палаты. В Германии все законодательные акты, относящиеся к регулированию деятельности малого предпринимательства, должны быть одобрены, согласованы и утверждены ТПП. Основной задачей ТПП является предоставление поддержки малому предпринимательству Германии. [8]

Развитие малого предпринимательства в Японии.

Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная государственная поддержка малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве. [7]


Законодательство Японии проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой продукции, вводя ограничения на размер ее повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо при наличии спекулятивных цен, субъекты малого предпринимательства лишаются права осуществления своей деятельности. Данные действия распространяются на все предприятия. Развитие рыночных механизмов позволяют Правительству Японии контролировать неподтвержденный рост цен и возникновение инфляции. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в Японии существуют хорошие условия для развития малого предпринимательства. [11]

Правительство Японии на всех уровнях власти выделяют субсидии на всех этапах развития субъектов малого предпринимательства, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство выделяет для них займы и оказывает помощь в получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов кредитных гарантий. Вместе с тем при государственной поддержке осуществляется обучение специалистов в специально созданных центрах и предоставляется квалифицированное консультирование предпринимателей.

К основным целям, на которые предоставляются субсидии, кредиты на специальных льготных условиях и займы относятся:

- усовершенствование и модернизация производства предприятий наукоемкой отрасли;

- внедрение разработанных совместно с научными заведениями инновационных технологий;

- содействие развитию легкой и пищевой промышленности;

- разработка и внедрение новых видов продукции;

- создание и развитие новых субъектов малого предпринимательства в регионах Японии с плохо развитым уровнем промышленности. [12]

Предпринимательство в Сингапуре.

Сингапур является крупнейшим мировым центром переработки нефтяных продуктов и производства полупроводников. Многие специалисты считают, что Сингапур - лучшее место для осуществления предпринимательской деятельности. В стране широко развита рыночная экономика и финансовая инфраструктура, ведь именно здесь расположены представительства более 3000 крупнейших компаний мира. [7]

Основные причины процветания экономики и предпринимательства в Сингапуре:

1.Наличие благоприятной экономической ситуации и привлекательного инвестиционного климата в стране. Существует льготное налоговое законодательство в отношении к малого предпринимательства, которое направлено на привлечение иностранного капитала и инвестиций. Также отсутствует пошлина на перечисление прибыли, обеспечиваются гарантии вложений денежных средств в экономику и т.д.