Файл: "Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Семье принадлежит начальная и первенствующая роль в формировании личности ребенка. Речь родителей должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети очень точно улавливают, как разговаривают взрослые и можно заметить, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности близких людей — отца и матери, бабушки и дедушки. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Ваше языковое богатство становится его достоянием.

В устной речи в быту, в разговоре подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

Развитие речи теснейшим образом связанно с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии у детей дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня. Это проявляется в общении с взрослыми и сверстниками. Такие дети умеют слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается и задача взрослых помогать правильно выстраивать речь.

Умение составлять простейшие по смысловой нагрузке и интересные по содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, умение владеть монологической речью все это имеет первостепенное значение для полноценной подготовке ребенка к школьному обучению. При непосредственном участии взрослых словарный запас ребенка постоянно увеличивается. В большой степени развитие речи ребенка зависит от общего уровня его окружения, от социальных обстоятельств его окружения.

Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного общения взрослого с ребенком, которое приводит к активному становлению речевой функции, повышению коммуникативных характеристик.

Цель работы заключается в исследовании влияния семьи на развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза: предполагается, что в полных семьях дети развиваются в коммуникативном плане лучше, чем дети в неполных семьях.


Объект исследования - процесс развития речи ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет изучения – роль семьи в развитии речи ребенка.

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

1. Исследовать влияние семейного общения в полных и неполных семьях на развитие речи ребенка дошкольного возраста;

2. Разработать методические рекомендации по развитию речи детей.

ГЛАВА I .Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников.

Что бы вовремя заметить нарушения речи нужно оценить речь и четко понтмать,как развивалась речь и какие были этапы речевого развития.

От рождения до поступления детей в школу происходит процесс становления первой функции речи, овладение речью как средством общения. Все это происходит в три этапа от рождения до семи лет.

Первый этап - это до вербальный период: на этом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых, не умеет говорить сам, но у него постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем.

Второй этап - возникновение речи: ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению.

Третий - развитие речевого общения: этот этап охватывающий все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более разнообразно и совершенно использует ее для общения с окружающими.

Ребенок на каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Все механизмы формирования правильной речи достаточно сложны. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера.

На этапе развития коммуникативной деятельности, речь выступает как средство общения. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общей жизнедеятельностью ребенка. Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ.

Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.


В соответствии с задачами исследования остановимся более подробно на особенностях развития речи старших дошкольников. Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития речи старших дошкольников:

Звуковая культура речи.

В основе формирования звуковой культуры речи и обучения грамоте лежит опора на речевой и фонематический слух, на умения и навыки фонематического восприятия, благодаря которым развивается умения и навыки языкового и звукового, а в дальнейшем и звукобуквенного анализа и синтеза.

К этому возрасту отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. Однако в процессе общего и речевого развития у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, речь других еще далека от нужной.

В это время дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Чаще всего инициатива общения исходит от ребенка. У ребенка возникает потребность расширять свой кругозор, появляется желание глубже познавать окружающий мир, что приводит его к желанию обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. В этом возрасте словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: они могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме этого, дети уже легко владеют вопросительной, восклицательной и повествовательной интонациями.

Старшие дошкольники могут изменять громкость голоса в разных жизненных ситуациях: довольно громко отвечать на занятиях в саду, контролировать тихую речь в общественных местах, в беседах с друзьями и т.д. В этом возрасте уже умеют пользоваться темпом речи: медленно говорить или быстро и умеренно, при различных обстоятельствах. Так же хорошо развивается речевое дыхание: ребенок может протяжно произносить как гласные звуки, так и некоторые согласные (шипящие, свистящие, сонорные). К этому возрасту у них получается сравнивать свою речь, речь сверстников с речью взрослых, выявлять несоответствия: употребление не точных ударений в словах, неверное произношение звуков и слов.

Грамматический строй речи.


Грамматический строй речи - это умение словообразовывать, словоизменять слова. Правильное умение произносить окончания в словах, а так же в предложениях пользоваться предлогами и согласовывать слова.

Важнейшим условием для своевременного формирования грамматического строя ребенка является его общее речевое и психического развития. В этом аспекте важную роль играют благоприятные воспитательные условия, достаточный словарный уровень, активная речевая практика, а так же состояние нервной системы ребенка. Выражать свои мысли и правильно понимать речь окружающих, ребенок не сможет, если не овладеет грамматическим строем речи. В речи детей довольно часто встречаются аграмматизмы. Это трудности и ошибки в овладении грамматическими формами речи. Основные из них ,это:

1) искажение в начальной форме родовых окончаний («красная пальто», «тетя ушел», «автобус поехала») ;

2) использование неверных форм в ед. и мн. чисел («красивый флаги», «красными грибы», «машины едет») ;

3) ошибки в высказывании падежных форм («слепили кулича», «много мальчики») ;

4) ошибки в произношении предлогов («тетрадки папка», «цветок банка») ;

У детей этого возраста все чаще встречается применение простых распространенных предложений, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

Естественно, что дошкольники не могут овладеть всеми нюансами сложнейшей грамматики русского языка сразу. Поэтому этого все лексико-грамматические категории изучаются в порядке возрастающей сложности. Личный опыт у детей разный, и это приводит к широчайшему многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. Для этого, в детском саду занятия по грамматике должны строиться так, чтобы каждому ребенку предоставили возможность решать посильные задачи по развитию речи.

На каждом занятии необходимо регулярно устраивать игры и упражнения на усвоение падежных форм имен существительных и родовой принадлежности, активно использовать предлоги, делать упражнения на образование форм ед. и мн. числа существительных, поскольку существительные составляют большую часть слов нашей речи. Дети должны понять, что на основе изменения существительных изменяются и другие части речи. Большую часть заданий нужно направлять на то, чтобы дети правильно использовали и запоминали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого.

Лексическая сторона речи.

Прием сопоставления и использования различных и сходных предметов (по форме, цвету, величине) довольно прочно входит в жизнь детей и это помогает им выделять существительные и обобщать признаки. Дети охотно и свободно пользуются обобщающими словами, группируют в категории предметы по родовому признаку.


Развивается смысловая сторона речи. Это видно когда появляются обобщающие слова, синонимы, оттенки значений слов, антонимы, происходит выбор подходящих и точных выражений, использование прилагательных, употребление слов в разных значениях. Главным показателем речевого развития ребенка является связанная речь.

Благодаря таким занятиям дети лучше понимают прочитанное, могут отвечать на вопросы по содержанию, у них получается пересказать сказку и короткие рассказы. Ребятам удается выстроить рассказ по картинкам. При этом изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, у них появляется воображение на события изображенных на картинках, и они могут выйти за ее пределы, и придумать продолжение. Говоря иначе, дети учатся самостоятельно составлять рассказ.

Если коснуться старших дошкольников, то они способны не только увидеть в картине существенное и главное, но и заметить детали, частности, передать пейзаж, тон, состояние погоды, время суток и тому подобное. Могут дать описание игрушки, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках.

В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, развернутой формой высказывания или краткой.

В процессе обучения старшие дошкольники осваивают различные виды текстов (описание, рассуждения, повествование). Это является наиболее яркой характеристикой речи. На занятиях дети учатся развивать связанную речь. На них постепенно дети начинают пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Таким образом, данные, которые были приведены выше можно использовать, как условную эталонную возрастную норму детской речи. Основное назначение этого условного эталона – соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы. И это позволит нам оценить стадию развития детской речи и установить степень сформированности в ней различных компонентов языка.

1.2 Роль семьи в развитии речи ребенка

В дошкольном возрасте, как ни в каком другом, развитие речи характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. С первых дней жизни ребенок, общаясь со своими близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими),знакомится с окружающим миром, слышит от них человеческую речь. Именно с родными взрослыми он познает и начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности. Начиная с погремушек, которые малыш пытается удержать в руках, затем более сложные игрушки, ложку, чашку, все это начало развития мелкой моторики, которая способствует развитию мозговой деятельности. И постепенно он начинает постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.