Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России(История возникновения и развития коммерции и предпринимательства в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Основой малого предпринимательства Сингапура является предоставление различных услуг: торговых, транспортных, коммуникационных, финансовых, туристических и других. Эти сферы услуг предоставляют рабочие места для подавляющей части населения страны, составляющей до 70-80%. Большинство жителей Сингапура занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью, некоторые владеют акциями и другими ценными бумагами различных компаний. Таким образом, средний класс в Сингапуре составляет около 80% от общего числа населения.

Созданы приемлемые условия для открытия малого предпринимательства и для осуществления непосредственной деятельности, которые описаны в законодательных актах и подлежат строгому исполнению. Особые льготы рассчитаны на малые и средние предприятия, начинающие свой бизнес.

В соответствии с проводимыми исследованиями CNN Time Warner Group, Сингапур занимает 5-е место по развитию малого предпринимательства. [7]

Малое и среднее предпринимательство в Сингапуре входят в одну группу. При этом главным критерием является количество занятых на предприятии рабочих, которое не должно превышать двухсот. Данную группу делится на две категории.

Первая категория занимается организацией и развитием ресторанного, гостиничного, туристического, строительного и других сервисов. Малое предпринимательство в Сингапуре подчиняется жестким стандартам по обслуживанию туристов и обустройству помещений. Поэтому Сингапур ежегодно посещает не менее 6 млн. туристов.

Вторая категория субъектов малого предпринимательства занята в сфере производства и применения инновационных разработок.

В Сингапуре функционирует около 140 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет около 90 процентов всех предприятий страны. Малое предпринимательство обеспечивает рабочими местами значительную часть занятого населения страны, обеспечивая прирост около 5-6 процентов в год. [16]

Такое развитие малого предпринимательства было бы невозможно без поддержки государства. Правительство Сингапура заинтересовано в содействии развития малого и среднего предпринимательства с целью их конкурентоспособности на международном рынке. Поддержкой малого предпринимательства в Сингапуре занимается специально созданное агентство Spring, которое занимается разработкой и реализацией различных программ содействия малому предпринимательству. Работа агентства включает следующие направления:

- развитие предпринимательских способностей субъектов малого предпринимательства;


- предоставление консалтинговых, бухгалтерских и консультационных услуг предпринимателям;

- оказание помощи предприятиям, касающейся специфики их работы;

- контроль качества предоставляемых услуг и производимых товаров;

- совершенствование структуры малого предпринимательства;

- подготовка кадров для управления малым предпринимательством.

В Сингапуре внедряется огромное количество разнообразных программ по льготному кредитованию, которые включают специальные займы, страхование кредитных рисков, предоставление субсидий. Для малых предприятий, численность рабочих, на которых составляет не более 10 человек, создаются специальные льготные условия получения кредита. Вообще, банковская система кредитования в Сингапуре имеет поддержку и контролируется со стороны государства, постоянно снижая ставки по кредитованию. [16]

Правительство Сингапура финансирует в большой степени обучение и повышение квалификации кадров, которые заняты в сфере малого предпринимательства. Для этого функционируют государственные и некоторые частные учебные заведения.

Несмотря на наличие в Сингапуре государственных контролирующих органов, наблюдающих за выполнением стандартов в различных отраслях экономики, бюрократия чиновников в стране сводится к минимуму. Следует заметить, что вероятность получения взятки должностным лицом исключается практически на 100%. Чиновникам Сингапура запрещено принимать любые подарки. [7]

2.3.Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах.

В странах - членах ЕС насчитывается более 20 млн. предприятий, из них более 99% - малые и средние предприятия (МСП). В секторе МСП подавляющее большинство - 92% - это микро-предприятия, имеющие менее 10 занятых. Таким образом, типичная европейская фирма - это микропредприятие. Что касается средних предприятий, то их доля составляет всего 1% от европейского сектора МСП, а общее количество в странах ЕС - 220 тысяч. При этом годовой оборот одного такого предприятия превышает 50 млн. евро. [15]

Средний бизнес - важный фактор экономической стабильности. Средние предприятия - это финансово устойчивые и прибыльные предприятия, с хорошо отлаженной структурой, квалифицированным персоналом, налаженной системой финансирования, сбыта. Среднее предприятие имеет свою стратегию развития, а ее руководство уделяет разработке стратегии ключевое внимание.


Средний бизнес - это достаточно важная и интересная категория предприятий. Во-первых, показатели их финансовой и экономической деятельности наиболее высоки в секторе МСП. Во-вторых, уровень управления, оснащения таких предприятий, а также знаний и квалификации персонала наиболее высок в секторе МСП. [7]

Поддержка таких предприятий должна быть не просто адресной - скорее, штучной. Поэтому политика поддержки средних предприятий, набор и качество предлагаемых бизнес- услуг должны быть максимально подстроены под реальные нужды и потребности конкретных средних предприятий. В частности, это относится и программам повышения квалификации руководителей и персонала таких предприятий. Программы по поддержке и развитию инноваций, высокотехнологичных предприятий, а также программы по развитию международных связей европейских предприятий рассчитаны скорее не на микро-, а на перспективные малые и средние предприятия.

В экономической политике Евросоюза большое внимание уделяется поддержке быстро растущих компаний, которые, по сравнению с другими категориями предприятий, представляют собой также довольно интересную группу. Вклад именно таких компаний в рост производства и занятости выше среднего. Кроме того, растущие компании более инновационны, чем обычные предприятия. К тому же быстро растущие предприятия способствуют возникновению и росту производства и других предприятий, в частности, за счет развития отношений субконтрактации. Быстро растущие компании являются важным фактором достижения целей Лиссабонской стратегии - превращения Евросоюза к 2010 г. в наиболее конкурентоспособную и динамичную в мире экономическую зону, в пространство экономики, основанной на знаниях. [16]

Быстро растущие компании - это компании, имеющие от 50 до 1000 занятых, на которых численность персонала за последние 3 года выроста на 60%. С 1998 по 2005 гг. доля быстро растущих компаний в общем числе предприятий (с числом занятых от 50 до 1 000 человек) составляла от 8% в Нидерландах до 23% в Италии. В среднем, в каждой из этих стран доля средних предприятий составляла 12% от общего числа предприятий. До 2005 года эти цифры были примерно такими же. В среднем, рост занятости на таких предприятиях составил 115% за период 2002 - 2005гг. [16]

В Европе сложилось определенное разделение обязанностей и функций, при котором прямая, в том числе и финансовая, поддержка (налоговые и кредитные льготы, субсидии, покрытие издержек по учреждению предприятий) оказывается предпринимателям в основном в конкретных странах-членах ЕС. При этом сам Евросоюз берет на себя дополняющую эти национальные меры ответственность, в частности, за создание на едином рынке благоприятных условий для деятельности МСП, в том числе, через европейское законодательство и право (правила конкуренции, нормы охраны среды, стандарты, валютное регулирование и т.д.), отраслевую и региональную политику, программы и источники финансирования развития (банки, фонды, бюджет).


Основными направлениями политики ЕС в отношении МСП являются:

- упрощние нормативной базы, административных процедур;

- участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в ЕС;

- финансовая поддержка МСП, создающих новые рабочие места;

- содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров;

- устранение нарушений в функционировании единого рынка и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП;

- повышение конкурентоспособности МСП, в том числе, в целях их выхода на внешние рынки;

- культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между МСП. [12]

Национальная политика в странах-членах ЕС имеет своей целью предоставление лучших условий для бизнеса, увеличения конкурентоспособности и обеспечения роста предприятий. При этом заметен уход от поддержки в форме займов и дотаций и переход к поддержке в форме консультационных и информационных услуг. Одной из главных задач Европейского Союза является претворение в жизнь принципа социального и экономического слияния, направленного на установление равенства возможностей для регионов с различным уровнем развития, а также для разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые регионы и менее обеспеченные слои общества в ЕС следует поддерживать в первую очередь. [18]

В ЕС достаточно отлажена инфраструктура поддержки МСП. Все страны-члены ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций по регулированию и поддержке развития малого и среднего предпринимательства как государственных, так и частных. При этом политика по развитию малого и среднего предпринимательства в каждой стране ЕС разрабатывается министерством экономики и/или министерством промышленности и торговли. Другие министерства также участвуют в поддержке МСП (министерство занятости, министерство экономики и пр.). Они оказывают помощь МСП в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д.

Торгово-промышленные палаты занимаются обучением и повышением квалификации, технологическим консультированием, стимулированием международной торговли и сотрудничества, выдачей сертификатов качества, предоставлением деловой информации. Частные финансовые учреждения - коммерческие банки, венчурные компании предоставляют кредитную поддержку МСП, а частные исследовательские и консалтинговые структуры консультируют по различным вопросам менеджмента, маркетинга, технологий. [14]


Примером информационной поддержки является портал для МСП -существуют и специализированные программы, направленные на обучение и повышение квалификации. Например, Темпус (Tempus) - одна из программ Европейского сообщества, которая финансирует межуниверситетское сотрудничество в области развития учебных планов, управления университетами, взаимодействия научных кругов и гражданского общества, а также структурные реформы в области высшего образования. [15]

Мобильность студентов, преподавательского и административного состава вузов как из стран - членов ЕС, так и из стран-партнеров может стать частью проекта в рамках программы Tempus. Есть и программа Эразмус Мундус (Erasmus Mundus), по которой можно получить финансовую поддержку для обучения и практики в стране ЕС. Недавно программа Эразмус отметила важный рубеж - количество ее студентов превысило 2 млн. за 22 года.

В последние несколько лет в Европе широкое распространение получили интерактивные инструменты поддержки - порталы, вебинары, видеоконференции, видео- и аудио технологии. Пример - сайт ―Train to gain‖ в Великобритании

Еще один пример программы поддержки МСП - Континентальная сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) - портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, открыт в 2008 г. В эту сеть вошли почти 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между бизнесменами и Евросоюзом. Любой предприниматель может относительно быстро и просто узнать обо всех возможностях развития, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников (о различных профессиональных семинарах и курсах), оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное, получить прямые контакты конкретного Еврофонда, который может софинансировать проект, и всю необходимую информацию о нем. [18]

Выводы по 2 Главе

История предпринимательского дела за рубежом начинается со Средних веков. Уже в те времена купцы, ремесленники, торговцы и миссионеры представляли собой группу начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма тяга к богатству преобразовывается в желание получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей постепенно принимают цивилизованный и профессиональный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, сам трудится на своем заводе или фабрике. В середине XVI в. появляется акционерный капитал, создаются акционерные компании. Первые акционерные общества были образованы в области международной торговли.