Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Теоретические аспекты учета налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что налоги являются одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Налог на добавленную стоимость является, пожалуй, самым молодым. Сегодня на НДС в России приходиться более 80% всех косвенных налогов. Он является главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступления указанного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации на конец 2016 года составили около 2 366,1 млрд. руб.

Целью данной работы являются анализ налогового учета налога на добавленную стоимость на ООО "ЛЮКС".

Объект исследования - налог на добавленную стоимость.

Предмет исследования - налог на добавленную стоимость на ООО "ЛЮКС".

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы налога на добавленную стоимость;
  2. Дать характеристику предприятия;
  3. Проанализировать основные налоги на предприятии;
  4. Разработать мероприятия по управлению материальными запасами;
  5. Рассмотреть налоговый учет ;
  6. Подвести итоги по всем разделам работы.

Исследование строилось с применением принципов системного подхода, отдельных элементов микроэкономического анализа и прогнозных оценок.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Методы исследования: статистический метод, табличный метод, методы документальной проверки - формальная проверка документов, обследование, прослеживание. Источники информации: нормативные документы, учебное пособие, документы предприятия, отчетность.

Научная новизна исследования состоит в обобщении и систематизации теоретических положений, разработке организационно-практических рекомендаций и выявление мнения о достоверности бухгалтерской отчетности при проведении аудиторской проверки в части расчетов по НДС в ООО «ЛЮКС».

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования расчетов с НДС в практической деятельности, исходя из выявлении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности основываясь при этом на современные теоретико-методологических положения и анализ деятельности организации.


1. Теоретические аспекты учета налога на добавленную стоимость

1.1 Особенности налога на добавленную стоимость предприятия

Сегодня каждый покупатель, совершая какую-либо сделку или приобретая товары (услуги), сталкивается с аббревиатурой «НДС». Но, несмотря на такую популярность этих букв, мало кто понимает и задается вопросом, что они обозначают и откуда берутся.

НДС – это налог на добавленную стоимость, которым облагаются все предприятия с дополнительной рыночной ценностью.

Проще говоря, предприятия, продающие товар или услуги по более высокой цене, нежели себестоимость продукта. В этом случае налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.

В современном виде налог на добавленную стоимость был разработан и внедрен во Франции в апреле 1954 года финансистом Морисом Лоре.

НДС начисляется на всех этапах производства продукции, поэтому налоговое бремя ложится на всех участников цепочки. При этом происходит зачет налоговых платежей: сумм налога, которые покупатель получает, являясь продавцом своего товара, снижаются на суммы налога, уплачиваемые продавцу при покупке его продукции. Очевидно, что такой налог поощряет не только спекуляцию, но и коррупцию, так как сложность процедуры исчисления налога используется налоговыми органами для оказания давления на бизнес [7, с. 136].

Налог на добавленную стоимость – это федеральный налог, взимаемый на всей территории Российской Федерации и являющийся основным источником налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Распространение налога на добавленную стоимость вызвано некоторыми преимуществами этого налога в сравнении с другими. НДС облагается доход, идущий на конечное потребление. Доход, направленный на инвестирование и накопление, освобождается от налога, что косвенно стимулирует данные процессы. В отличие от других косвенных налогов государство получает часть дохода на каждой стадии цикла производства.

Конечный доход страны от данного налога не зависит от количества промежуточных производителей [6, с. 79].

В соответствии с налоговым законодательством НДС рассчитывается по трем ставкам: нулевая, 10 и 18 процентов


Налог не взимается при экспорте товаров, реализации товаров космической сферы, транспортировке газа и нефти, экспорте драгоценных металлов и др. Полный перечень товаров, облагающихся НДС по ставке 0 %, приведен в 164 статье НК РФ.

Ставка 10 % применяется при продаже ряда продуктов питания (молоко, овощи, мясо и др.), детских товаров (одежда, кроватки, коляски и др.). Кроме того, НДС 10% применяется при реализации медицинских препаратов, периодики, научной и образовательной литературы.

НДС 18% – самый распространенный налог, которым облагаются все товары и услуги неподходящие под первые две ставки (0% и 10%).

В соответствии с налоговым законодательством, НДС может быть рассчитан двумя способами: вычитанием и сложением.

Вычитание. Рассчитывается сумма налога исходя из величины фактически полученной выручки, а уже из полученной суммы вычитается сумма НДС, выплаченная ранее при покупке материалов.

Сложение. Налог начисляется по утвержденной ставке от всей налогооблагаемой базы, которая складывается из добавленных стоимостей на каждый вид реализуемой продукции.

Рассмотрим формирование цепочки НДС. Предприятие покупает необходимые для производства продукции сырье, материалы, услуги, оплачивая поставщику сумму, содержащую налог. Впоследствии решается вопрос о будущей стоимости изготовленного товара. Она складывается из затрат на производство, то есть включается и сумма материальных расходов без НДС. Размер налога также высчитывается на данном этапе, но уже идет в налоговый кредит. Далее идет этап формирования конечной стоимости продукта, по которой покупатели будут приобретать его в точках продаж. Окончательная стоимость продукта формируется из: себестоимости, доли прибыли от последующей продажи, суммы акциза и т.п. К окончательной цене добавляют и НДС, который оплачивается покупателем.

Когда предприятие продало на определенную сумму товары и получило выручку, начинается подсчет ее размеров за вычетом тех 18% налога, который оплачивает покупатель. Конечная сумма отмечается как налоговое обязательство [7, с. 211].

Каждый из нас совершает покупки, но мало кто задумывается, что, покупая что-либо, мы платим НДС. Да, именно конечные потребители, то есть физические лица, являются плательщиками НДС, хотя многие думают, что это делают организации. Организации всего лишь агенты, их задача удержать НДС и перечислить его в бюджет.

К сожалению, как и во Франции, где данный налог был впоследствии отменен, так и в России, где нашим законодателям не удалось избежать некоторых недоработок при принятии нормативных актов, устанавливавших и вводящих НДС на территории России. Это касается и Закона 1991 г., и, к сожалению, сейчас действующей гл. 21 НК РФ [4, с.923].


Во-первых, название налога не соответствует его содержанию. Под добавленной стоимостью понимается разница между стоимостью реализованных товаров работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения, подобно тому как это обозначено в гл. 25 НК и как это имеет место быть в странах Евросоюза. В главе 21 объектом налогообложения выступает операция по реализации, т.е., фактически, не прибыль, а доход. Иначе говоря, процедура взимания НДС в России не предусматривает определения добавленной стоимости, т.е. суммы добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, других затрат (например, амортизации), которые были понесены в рамках производства [8, с. 221].

Вместо этого ставка рассчитывается на основании стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них НДС. Такой метод расчета называется инвойсным или методом зачета по счетам. Это, безусловно, более легкий метод расчета налоговых обязательств. Но тогда в этом контексте необходимо либо изменить содержание главы НК РФ, либо дать в ней определение добавленной стоимости для целей налогообложения. Также возможно воспользоваться зарубежным опытом.

Во-вторых, стоит отметить, что в процессе заимствования у стран ЕС такого налога с оборота, как НДС в законодательстве РФ, на наш взгляд, не было учтено еще одно важное обстоятельство. На Западе НДС платят все, кто осуществляет предпринимательскую деятельность в той или иной форме, и, таким образом, НДС является основной статьей доходов бюджета, как самого ЕС, так и многих стран, входящих в него. Не платят НДС лишь фирмы, имеющие предел работы без НДС от 25000 евро до 75000 евро в зависимости от страны. Что касается России, то в рамках множества поправок в налоговый кодекс (в главе 26.2 НК РФ) имеется большое количество хозяйствующих субъектов, освобожденных от уплаты НДС, порог выручки которых составляет 60 000 000 руб., что значительно превышает порог на Западе. В нынешних условиях такая ситуация является необоснованным бременем для бюджета, да и для всей экономики России [9, с. 254].

На наш взгляд, в главе 21 НК РФ имеются следующие недоработки и противоречия:

– название налога не соответствует содержанию, так как в ст. 146 объектом налогообложения будет выступать не добавленная стоимость, а реализация товаров, работ, услуг;

– как в налоговом, так и в гражданском кодексе РФ отсутствуют определения понятий «добавленная стоимость», «налог на добавленную стоимость», а сам налог на добавленную стоимость при этом присутствует;


– из-за п. 5 ст. 173 НК РФ для большой части организаций НДС стал являться налогом с оборота. Изначально налогом с оборота облагалась стоимость валового оборота товаров организации кумулятивным методом, когда налог брался на каждой стадии производства или обращения товара, исключая при этом оборот внутри компании. Сейчас налог с оборота берется лишь единожды: в момент производства или торговли, но по более высокой ставке. Несмотря на то, что оба налога принадлежат к группе косвенных налогов, у них все-таки различная цель взимания и иной объект, поэтому их смешение в одной 21 главе налогового кодекса не является рациональным разумным [1, с. 49];

– благодаря введению НДС мелкий бизнес отстранили от больших денег. Все крупные предприятия отказываются работать с теми, кто находится на специальных налоговых режимах или не является плательщиком НДС, то есть мелкий бизнес становится неконкурентоспособным;

– НДС может привести к двойному налогообложению товаров (работ, услуг);

– для возврата переплаты из бюджета нужно подготовить большой пакет документов.

В рамках возможных способов решения проблем можно рассмотреть определенные изменения и дополнения в гл. 21 НК РФ «НДС»:

– обозначить в гл. 21 НК РФ термин «Налог на добавленную стоимость»;

– определить в ст. 11 НК РФ «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе», понятие «добавленная стоимость»;

– целесообразно отразить в гл. 21 НК РФ, где имеются разные методы расчета налога, зачетный метод по счетам (счет инвойсный, фактурный) расчета НДС;

– в законе должно быть подчеркнуто, что НДС – это налог на конечное потребление, объектом налогообложения должна быть «добавленная стоимость» как итоговая стоимость товаров для конечного потребителя;

– отменить налог с предоплат и авансов, потому что он ничего общего с НДС не имеет, для этого необходимо изменить п. 1 ст. 167 НК РФ «момент определения налоговой базы», убрать из нее подп. 2 «день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав».

Исследование вопроса помогает дать четкий ответ: именно серьезные недостатки в понимании НДС на концептуальном уровне и туманности методики расчета налога в налоговом кодексе служат причиной того, что НДС по сей день является «непонятным налогом» для законодателей, чиновников, экономистов. И пока не будут устранены эти недостатки в налоговом кодексе, нельзя будет построить логичную, окончательно оформленную налоговую систему и требовать от бизнеса следования законам.