Файл: Сравнительная характеристика валютной системы России и зарубежных стран (Анализ российской валютной системы в сравнении с валютными системами зарубежных стран).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Режим курса национальной валюты.

В России действует режим плавающего валютного курса. Это означает, что курс рубля не является закрепленным и какие-либо цели по уровню кур­са или темпам его изменения не устанавливаются. Динамика курса рубля определяется соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложе­ния на валютном рынке.

Банк России в нормальных условиях не совершает валютных интервен­ций с целью повлиять на динамику курса рубля. В то же время Банк России пристально следит за ситуацией на валютном рынке и может совершать опе­рации с иностранной валютой для поддержания финансовой стабильности [12, с.442].

В настоящее время этот режим действует в большинстве разви­тых стран. Однако есть много стран, которые используют фиксированные курсы валют. В настоящее время среди стран, фиксирующих курс своей валюты по отношению к доллару США, преобладают страны Карибского бассейна, тесно связанные с США экономически, и нефтедобывающие страны, что можно объяснить традиционным использованием доллара в качестве основной валюты контрактов на рынке нефти. В Панаме и Сальвадоре американский доллар используют во внутреннем обращении, т.к. эти страны исторически связаны с США. Также доллар США обращается в Зимбабве, пережившем в последние годы жестокую гиперинфляцию, в результате которой было полностью потеряно доверие и к экономической политике правительства, и к национальной валюте [27, с.208-209].

Плавающий курс действует как «встроенный стабилизатор» экономики. Это и является его основным преимуществом по сравнению с управляемым курсом. Сглаживая воздействие на неё внешних факторов, он помогает эко­номике подстраиваться под меняющиеся внешние условия. Гибкий валютный курс помогает экономике России подстраиваться под изменяющиеся внешние условия, тем самым смягчая влияние на неё внешних факторов.

5. Наличие или отсутствие валютных ограничений.

В России введение валютных ограничений обусловлено необходимостью защиты экономи­ческой безопасности государства. Федеральный закон «О валютном регулирова­нии и валютном контроле» определяет три цели введения валютных ограничений: предотвраще­ние существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты РФ, а также поддержание устойчивости платёжного баланса РФ [2, ст.6]. Названные цели корреспонди­руют принципам валютного регулирования и ва­лютного контроля.

Установленные российским законодательством валютные ограничения носят недискриминацион­ный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.


В соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации как российской, так и иностранной валюты осуществляются без ограничений при условии соблюдения требований таможенного законодательства.

Таможенное законодательство устанавливает к порядку ввоза и вывоза наличных денежных средств следующие требования. При единовременном ввозе и вывозе наличных денежных средств на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте $10 000, такая сумма не нуждается в таможенном декларировании в письменной форме. При единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств на общую сумму, превышающую в эквиваленте $10 000, указанные денежные средства следует декларировать в письменной форме, подав пассажирскую таможенную декларацию на всю сумму ввозимых или вывозимых наличных денежных средств. Декларирование производится путем самостоятельного заполнения и подачи декларации установленной формы непосредственно перед прохождением таможенного контроля при выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию. [21, с.714]

Таким образом, ограничения (лимиты) на вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию наличных денежных средств физическими лицами не предусмотрены при условии письменного декларирования сумм, превышающих в эквиваленте $10 000. Данные правила распространяются как на граждан Российской Федерации, так и на нерезидентов.

Что касается международной практики, то наиболее распространёнными валютными ограничениями являются следующие: специаль­ные положения о валютных операциях банков (160 стран); контроль за прямыми инвестиция­ми нерезидентов (149 стран); контроль за при­обретением недвижимости резидентами за рубе­жом и/или нерезидентами на территории страны (137 стран); контроль за операциями резидентов со средне- и долгосрочными ценными бумагами в иностранной валюте и/или за операциями не­резидентов с внутренними ценными бумагами (128 стран); контроль за финансовыми кредита­ми в иностранной валюте (112 стран); контроль за операциями резидентов с краткосрочными ценными бумагами и платежными документами в иностранной валюте и/или за операциями не­резидентов с внутренними ценными бумагами (107 стран); контроль за коммерческими креди­тами в отношении нерезидентов (104 страны); обязательная репатриация экспортной валютной выручки (101 страна); обязательная продажа экс­портной валютной выручки (79 стран). [17, с.12]


6. Национальное регулирование международной валютной ликвидности страны.

Международная ликвидность страны состоит из международных (золотовалютных) резервов и заемных резервов страны. Международные резервы РФ представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства РФ по состоянию на отчетную дату. Международные резервы состоят из средств в иностранной валюте, СДР, резервной позиции в МВФ и монетарного золота.

Динамика золотовалютных резервов Российской Федерации в 2010-2016 гг. представлена на рисунке 2.

Как видно из рисунка 2 в 2010-2012 гг. наблюдалось увеличение золотовалютных резервов России, на 1 января 2013 год они составили 537,618 млрд. долл. США. После этого, на протяжении 2013-2015 гг. наблюдалось сокращение международных резервов РФ, особенно сильное в 2014 г. в связи с девальвацией рубля. В 2016 г. резервы увеличились на 9,342 млрд. долл. США, или на 2,5%, с 368,399 млрд. долл США после сокращения в 2015 г. на 17,061 млрд. долл. США и в 2014 г. на 124,135 млрд. долл. США.

Составлено автором по данным ЦБ РФ [30]

Рис.2. Динамика золотовалютных резервов РФ в 2010-2016 гг. (на начало года, млн долл. США)

На рисунке 3 наглядно представлены изменения в структуре золотовалютных резервов

Составлено автором по данным ЦБ РФ [30]

Рис.3. Изменения в структуре золотовалютных резервов РФ в 2010-2016 гг. (на начало года)

Как видно из построенного графика, наблюдается тенденция увеличения доли монетарного золота в структуре международных золотовалютных резервов РФ. Так по итогам 2016 года Россия увеличила долю золота в международных резервах с 13,2% на 1 января 2016 года до 15,9% на 1 января 2017-го. Удельные веса счетов в СДР и резервных позиций в МВФ в структуре золото-валютных резервов Российской Федерации на протяжении всего исследуемого периода остаются весьма незначительными.

По состоянию на начало 2017 года Россия находилась на восьмом месте в рейтинге стран по объему международных (золотовалютных) резервов. Их величина на 1 января 2017 года равнялась 377,7 млрд долларов.

На первом месте — Китай (3 трлн 98,6 млрд долларов); существенно отрывается от других стран по величине ЗВР и Япония, находящаяся на втором месте (1 трлн 216,9 млрд). Опережают Россию по размеру резервов также Швейцария (679,4 млрд), Саудовская Аравия (547,4 млрд), Тайвань (450 млрд), США (406,7 млрд) и Гонконг (386,2 млрд долларов). В выборку ЦБ вошло в общей сложности 70 стран и территорий. [31]

По достаточности международных резервов для покрытия импорта товаров и услуг по состоянию на 1 января этого года РФ находится на седьмом месте: резервов страны достаточно для покрытия стоимости импорта за 17 месяцев. У лидирующей по этому показателю Саудовской Аравии резервов хватает на 34 месяца импорта. Выше России в рейтинге находятся также (в порядке убывания места) Швейцария, Бразилия, Китай, Япония и Тайвань.


По соотношению международных резервов и ВВП Россия на 16-м месте: ее ЗВР составляют 29,2% от объема экономики на начало 2017 года. Годом ранее РФ была на 21-м месте. Процент повысился по сравнению с показателем на 1 января 2016-го (26,8%) за счет увеличения размера резервов при одновременном росте объема экономики в долларовом эквиваленте, свидетельствуют данные ЦБ.

На первом месте по соотношению ЗВР и ВВП находится Гонконг, чьи резервы составляют 122,2% от объема экономики по итогам 2016 года. Объем резервов превышает величину ВВП за 2016 год также у Швейцарии, находящейся на втором месте (102,5%). [31]

Целью управления резервными валютными активами Банка России является обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности. Оптимальное соотношение ликвидности и доходности резервных валютных активов обеспечивается сочетанием использования краткосрочных инструментов (депозитов, сделок РЕПО, краткосрочных ценных бумаг) и долгосрочных ценных бумаг иностранных эмитентов.

7. Регламентация международных расчетов и использования международных кредитных средств.

Регламентация международных расчетов и использования международных кредитных средств осуществляется в соответствии с международными правилами и обычаями, такими как: Единообразный чековый закон (утвержденный Женевской конференцией в 1931 г); Единообразный закон о переводном и простом векселе (Женевская вексельная конференция, 1930 г.); Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (UCP №600, 2007 г.); Унифицированные правила по Инкассо (URC№500, 1996 г.); Унифицированные правила Международной торговой палаты для гарантий по требованиям (URDG 758, 2010 г.) и др., а также российским законодательством в сфере расчетов, разработанным на основе международных правил[7].

8. Режим национального валютного рынка.

Валютное законодательство Российской Федерации установило, что опера­ции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномочен­ные коммерческие банки, которые имеют лицензию Центрального Банка России. Их роль на валютном рынке Российской Федерации возрастает. Однако ведущее место на российском валютном рынке занимает Московская Биржа.

9. Режим национального рынка золота.

Условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе «О драгоценных металлах и драгоценных камней» от 26.03.1998 г., а также Указами Президента РФ, рядом постановлений Правительства и нормативными документами Банка России. В соответствии с указанными документами кредитным организациям и физическим лицам предоставлено право приобретения, хранения и продажи золота, серебра и платины. Банк России ежедневно проводит операции по купле-продаже драгоценных металлов. При этом используются цены в рублях.


В России действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок, связанных с обращением: стандартных и мерных слитков аффинированных драгоценных металлов; необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку; обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию; самородков драгоценных металлов; изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы; монет, содержащих драгоценные металлы.

Сделки купли-продажи Банком России аффинированных драгоценных металлов на внутреннем рынке заключаются на рыночных условиях по ценам, учитывающим текущую конъюнктуру мирового рынка и уровень рисков Банка России, связанных с колебаниями мировых цен на аффинированные драгоценные металлы. [18, с.144]

10. Национальные органы, осуществляющие валютное регулирование и валютный контроль.

Органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство РФ. Валютный контроль осуществляет Правительство России, органы и агенты валютного контроля. Органами валютного контроля является Банк России и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. [21, с.711]

С точки зрения организации валютного контроля и валютного регулирования российская валютная система похожа на системы развитых стран, например, США, Японии и Великобритании. В этих государствах также нет единого государственного органа в этой сфере.

Например, в США валютное регулирование внутри страны осуществляется такими органами как Министерство финансов США и Федеральная резервная система. К основным функциям Министерства финансов США в данной сфере относится выработка валютной политики, а также оказание консультационных услуг в рамках ее реализации. Федеральная резервная система – совокупность в настоящее время 12 банков, распределенных соответственно по 12 банковским округам – осуществляет непосредственную реализацию денежно-кредитной политики США, а также контроль денежного обращения в стране в целом и обеспечение финансирования внешних обязательств государства. [9, с.197]