Файл: Сравнительная характеристика валютной системы России и зарубежных стран (Анализ российской валютной системы в сравнении с валютными системами зарубежных стран).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Японии к органам государственной власти, осуществляющим полномочия в отношении валютного регулирования относятся Министерство финансов и Банк Японии. Министерство обязано обеспечивать стабильность японской валюты и международной валютной системы, оно осуществляет выработку порядка определения курсов иностранных валют, а также в целом координирует деятельность по обороту валютных ценностей, осуществлению валютных операций и иных международных расчетов. Банк Японии является единственным в Японии эмитентом национальной валюты, он осуществляет установление курсов иностранной валюты по отношению к японской йене, а также непосредственно осуществляет валютный контроль. [9, с.198]

В Великобритании к органам государственной власти и управления, имеющих полномочия в сфере валютного регулирования, относятся Правительство, Министерство финансов (Казначейство) и Банк Англии. Так, Правительство Великобритании определяет основные направления политики государства в сфере внешнеторговой деятельности и выполнения международных обязательств в валютной сфере. Министерство финансов в части реализации валютной политики оно имеет контрольно-надзорные полномочия, а также полномочия по обеспечению стабилизации валютной системы страны, большую часть из которых оно делегировало Банку Англии, к основным функциям которого относятся: обеспечение стабильности финансовой системы и эффективности деятельности финансового сектора экономики страны; контроль и поддержание курса национальной валюты; осуществление мониторинга текущего экономического развития Великобритании и других стран мира, а также совершение операций на валютном рынке, для чего он является держателем «балансирующего счета по валютообменным операциям». [25, с.63]

2.2. Проблемы функционирования валютной системы России и пути их решения

Основные проблемы российской экономики, которые напрямую влияют на состояние и функционирование национальной валютной системы, заключаются в следующем:

1. сырьевая направленность российской экономики, обеспечивая высокую зависимость России от изменения сырьевых цен и от шоков условий торговли, приводит к фундаментальным дисбалансам в динамике внутреннего и внешнего секторов экономики и невозможности достижения общего равновесия;


2) недостаточный уровень прозрачности денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, повышает валютные и создает дополнительные риски, снижая доверие участников рынка;

3) недостаточный уровень развития кредитно-финансового сектора и инструментов денежно-кредитной политики делает неэффективным, а подчас и невозможным страхование валютных рисков, значительно увеличивающихся в условиях плавающего валютного курса;

4) совпадение периода перехода к свободному плаванию с периодом высокой нестабильности глобальной валютно-финансовой системы создает реальную угрозу макроэкономическому равновесию [5, с.64].

В случае российской экономической системы в настоящее время достижение макроэкономического равновесия возможно лишь в случае соблюдения устойчивого развития и поэтапного повышения устойчивости национальной валютной системы.

Анализ показал, что текущая валютная политика России направлена на:

- устранение валютных ограничений и повышение степени конвертируемости рубля;

- осуществление повседневного контроля за валютными опе­рациями;

- регулирование режима валютного курса рубля и его динами­ки на рынке;

- противодействие «бегству» капитала за границу;

- привлечение иностранного реального капитала в российскую экономику;

- повседневное управление золотовалютными резервами.

Однако сейчас валютная политика России меняется в свя­зи с санкциями и переориентацией России на новые рынки. В связи с чем, по мнению П.Н. Бирюкова и В.Е. Понаморенко, стала очевидной необходимость новой редакции Закона «О ва­лютном регулировании и валютном контроле». В числе неотложных мер эти авторы предлагают следующие направления обновления:

- согласование валютной политики в рамках ЕврАзЕС;

- создание системы информационного контроля за движением капитала;

- совершенствование механизмов внутреннего контроля и про­тиводействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;

- либерализация валютного законодательства в свете снижения издержек для экономических агентов [7, с.32].

К одной из важных проблем российской экономики относится, прежде всего, массовый отток из РФ за границу валютных ресурсов. Органы государственного управления предпринимают попытки воспрепятствовать ему, но в условиях расширения беспрепятственного международного движения товаров, услуг и капиталов, а также сложной внутриэкономической ситуации в России, сделать это непросто.


Фетисов Г.Г. для сдерживания «бегства» капитала из страны предлагает разработать грамотную стратегическую программу и тактику действий, сделать утечку капитала экономически невыгодным и нецелесообразным мероприятием. Он считаем, что, в первую очередь, нужно обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность в РФ и защиту прав собственности. В России целесообразно использовать международный опыт сочетания уголовно-правовых норм и требований, направленных на сдерживание утечки капитала, с мерами административного и финансового контроля над валютными операциями и отношениями, переводами и вложением денег за рубежом. Необходимо преодолеть проблемы и трудности, связанные с тем, что каждое перемещение денежного капитала устраняет его от незаконного источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление подобного вида источника [23, с.84].

Гамзатова А.Р. считает, что для сдерживания «бегства» капитала и достижения его возвращения должен быть строгий правовой режим гарантий для страхования коммерческих и политических рисков, непредвиденных мер со стороны государства. Программа противодействия утечке капитала и стимулирования хотя бы частичного его возврата в страну требует проведения определенных мер воздействия на этот процесс. В числе таких мер можно выделить неуклонное соблюдение созданной единой цепочки субъектов экспортной сделки в России (экспортер - таможня - банк), стандартизация форм отчетности и другие меры. Важное место в этой области принадлежит контролю за валютно-финансовыми условиями внешнеэкономических операций в целях сжатия питательной среды для «бегства» капитала [10, с.67].

Свободное курсообразование  – по-прежнему важный фактор приспособления российской экономики к влиянию внешних условий. Гибкая реакция валютного курса рубля при изменении внешней конъюнктуры в 2017-2019 гг. будет обеспечивать подстройку платежного баланса России и увеличивать устойчивость производства и занятости. Так, в случае неблагоприятного изменения внешних условий ослабление рубля будет создавать естественные стимулы к сокращению импорта, одновременно поддерживая конкурентоспособность внутреннего производства. При этом произошедшая адаптация субъектов экономики к эпизодам повышения волатильности валютного курса существенно ограничивает риски для финансовой и ценовой стабильности со стороны курсовой динамики [3, с.39]

Для успешного функционирования системы плавающего валютного курса необходима устойчивая валютная система, что даст возможность более свободно проводить экономическую (в т.ч. денежно-кредитную) политику и поддерживать долгосрочное макроэкономическое равновесие.


Что касается валютного регулирования, то в данной области не­обходимо обеспечить выполнение следующих ключевых задач:

- для достижения реальной конвертиру­емости рубля необходимо создать все условия для форми­рования экономической базы в виде свободной рыночной экономики, конкурентоспособной по качеству товаров, из­держкам производства и ценам, а также обеспечить сба­лансированность и стабильность внутренних и внешних факторов производства и обмена;

- требуется обеспечить гарантированный приток иностранной ва­люты в Россию не только в нефтедобывающую, банков­скую и строительную сферу, но и в обрабатывающую и легкую промышленность, а также на развитие науко­емких отраслей;

- внутренний валютный рынок должен стать составной частью мирового, который яв­ляется гарантом действительно свободной конвертиру­емости национальной валюты. В проведении политики, направленной на обеспечение реальной конвертируе­мости рубля, следует руководствоваться не столько жела­нием достичь определенного статуса российской валюты, сколько сформировать условия для повышения доверия к экономике страны [5, с.65].

Вывод: можно заключить, что ключевой особенностью современной российской валютной системы является её «молодость», поскольку в СССР существовала валютная монополия и жесткая государственная политика. После 1991 года Россия была вынуждена формировать новую валютную систему, которая бы соответствовала международным нормам и при этом обеспечивала национальную экономическую безопасность и стабильность. В настоящее время российская валютная система во многом похожа на валютные системы развивающихся и развитых стран. Так, общей особенностью валютного регулирования в зарубежных странах и Российской Федерации является приверженность международному праву и международным обязательствам, в первую очередь перед Международным валютным фондом, статьи соглашения которого обязывают страны-члены МВФ устранять какие-либо ограничения на осуществление валютных операций, поддерживать упорядоченный валютный режим, содействовать стабильности обменных валютных курсов, устанавливая их лишь для предотвращения и устранения угроз национальной экономике. Для стабилизации экономической ситуации и сохранения экономической безопасности России необходимо искать свои пути решения и развития проблем в области валютного регулирования, учитывая опыт западных стран.

Заключение


По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. изучение подходов к понятию национальной валютной системы позволяет определить её как часть финансовой системы государства, в рамках которой происходит организация валютных отношений и которая закреплена национальным законодательством с учетом межгосударственных соглашений. Как часть финансовой системы страны валютная система выполняет определенные функции, в частности с её помощью происходит формирование и использование валютных ресурсов, осуществляются внешнеэкономические связи страны и создаются оптимальные условия функционирования национальной экономики;

2. системный подход в исследовании национальной валютной системы позволяет выделить в ней следующие ключевые элементы: национальная валютная единица, режим валютного курса, паритет национальной валюты, наличие или отсутствие валютных ограничений, система валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов страны, статус государственных органов, регулирующих валютные отношения страны. Все элементы валютной системы взаимосвязаны и формируются в силу исторических условий развития того или иного государства, находясь при этом под влиянием международно-правового регулирования;

3. анализ сходств и различий российской валютной системы и валютных систем некоторых зарубежных стран показал, что организация валютной системы в Российской Федерации соответствует международным нормам и практике ведущих стран мира. Современная валютная система РФ основана на использовании единой денежной единицы – российского рубля. Степень конвертируемости рубля ограничена международными правилами регулирования и ограниченной включенностью России в международную торговлю, где она представлена в основном на ресурсных рынках и рынке вооружения. Курс рубля с конца 2014 года устанавливается в рамках режима плавающего валютного курса, но Банк России имеет возможность влиять на него, проводя валютные операции;

4. оценка проблем функционирования валютной системы России показала, что во многом они обусловлены экономической ситуацией в стране, а также внешнеэкономическими и внешнеполитическими условиями. Для решения выявленных проблем руководящим органам нашей страны, таким как Банк России и Правительство РФ, в лице Министерства финансов и Министерства экономического развития, следует принять меры по их преодолению, которые в частности должны быть направлены на устранение валютных ограничений, повышение степени конвертируемости рубля, усиление контроля за валютными опе­рациями, противодействие «бегству» капитала за границу, увеличение золотовалютных резервов и оптимизацию их структуры. Все это позволить сделать национальную валютную систему России более эффективной и устойчивой.