Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности (Понятие, обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компетенция в сфере ОРД оперативных подразделений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации законодателем ограничена правом проведения оперативно-розыскных мероприятий только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если их проведение не затрагивает полномочий других органов - субъектов ОРД. В частности, борьба с коррупцией отнесена к компетенции ФСБ и ОВД, поэтому проведение ОРМ, направленных на выявление и раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками внешней разведки Минобороны, должно осуществляться оперативными подразделениями этих органов. Выявление и пресечение деятельности иностранных разведок, шпионажа, измены родине находится в компетенции ФСБ, соответственно, проведение ОРМ в этой сфере должно осуществляться оперативными подразделениями этих органов.

Вместе с тем ограничение компетенции в сфере ОРД оперативных подразделений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации означает, что они не вправе осуществлять целенаправленную оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений, отнесенных к компетенции других органов, либо проводить ОРМ, нацеленные на выявление источников угрозы безопасности Российской Федерации, что отнесено к компетенции другого государственного органа. Они могут выявить такие преступления и источники угроз, однако в случае их выявления должны сообщить об этом в правоохранительный орган или спецслужбу, компетентные осуществлять ОРД в полном объеме; они и должны реализовывать полученную информацию в последующих ОРМ, результат которых с точки зрения действующего законодательства и норм международного права будет признан легитимным. Следует также учитывать, что оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации не относятся к правоохранительным органам и законодательно не наделены правом борьбы с преступностью. Наделение их правом обеспечения безопасности вызвано практической целесообразностью и ограничивается обеспечением защищенности органа от внешних и внутренних угроз, которая позволяет ему решать возложенные на него законодателем задачи, действиями и мерами превентивного характера. В случае выявления реальных лиц или обстоятельств (фактических данных, информации), свидетельствующих о подготовке или совершении преступных посягательств либо действий, противоречащих интересам безопасности Российской Федерации, указанные подразделения Минобороны обязаны сообщить об этом в соответствующие компетентные органы, которые должны проводить в отношении таких лиц или по проверке информации оперативно-розыскные мероприятия.


2. Понятие, обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

С принятием федеральных законов, регулирующих правоотношения в области ОРД, был положен конец дискуссиям в науке о нарушениях в оперативно-розыскной деятельности или ее незаконности. Более того, было подчеркнуто исключительное значение ее в доказательственном обеспечении предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам. Следует также отметить и тот факт, что нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержат предписания, направленные на противодействие не только преступлениям, но и административным правонарушениям.

Сам термин «оперативно-розыскная деятельность» означает быстро, гласно или негласно разыскать информацию о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, для решения задач ОРД, которая характеризуется поисковой направленностью этой деятельности.

Поэтому прежде чем раскрыть понятие и содержание оперативно-розыскной деятельности, следовало бы рассмотреть ее сущность и дать сравнительный анализ с действующим уголовным, уголовно-процессуальным законодательством и другими юридическими дисциплинами.

Так, например, уголовное право как отрасль российского права представляет систему юридических норм, характеризующих общественно опасные деяния как преступления и устанавливающих наказание за их совершение. Криминалистика - наука, разрабатывающая систему специальных приемов, методов и средств собирания, фиксации, исследования и использования судебных доказательств. Уголовный процесс - система юридических норм, регулирующих деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Криминология - наука, изучающая закономерности существования и развития преступности, а также более широкого круга общественных явлений и процессов, связанных с ней.

Однако ни одна из вышеназванных юридических дисциплин не дает ответа на вопрос «Кто виноват?». В отношении кого инкриминировать преступление, кого привлекать к уголовной ответственности и наказанию, чьи следы необходимо обнаружить и исследовать, в отношении кого проводить следственные действия и судебные разбирательства? На эти и другие вопросы отвечает наука оперативно-розыскной деятельности, поскольку ее сущность составляет поисковая направленность, т. е. деятельность оперативных аппаратов нацелена на поиск информации о лицах, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления, иных лицах и фактах, представляющих оперативный интерес.


Вместе с тем, согласно общепринятой в теории и практике ОРД терминологии методами ОРД признаются: опрос (разведывательный опрос), наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (оперативный осмотр); контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. [11]

Вышеперечисленные методы представляют собой способы добывания и проверки информации, необходимой для решения задач ОРД. Разведывательный (оперативно-розыскной) характер они приобретают за счет интеграции с методами конспирации, т. е. способами, применяемыми оперативными подразделениями для сохранения в тайне их деятельности, а также создания у объектов ОРД ложных представлений о действительных участниках, сущности и достигаемых результатах оперативно-розыскных мероприятий.

Необходимо отметить, что в бывшем уголовно-процессуальном законе ставилась задача раскрытия преступлений органами предварительного расследования, однако практически эта норма не работала. В новом УПК такая задача отсутствует, поэтому раскрытие преступлений, обнаружение лиц, их совершивших, и иных разыскиваемых лиц целиком ложится на оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Тем самым законодатель четко разделил полномочия органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и возложил на последних обязанность выявлять латентные преступления и раскрывать совершенные в условиях неочевидности. Подготовка и совершение преступлений осуществляются скрытно, изощренно, замаскированно, поэтому применяемые сотрудниками органов внутренних дел оперативно-розыскные меры тоже должны быть замаскированными, скрытными, разведывательными.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что оперативно-розыскная деятельность направлена не только на борьбу с преступностью, но и на собирание информации в отношении широкого круга проверяемых лиц. Так, ч. 2 ст. 7 Федерального закона об ОРД дает право на проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных не только на противодействие уголовным и административным правонарушениям, но также и на проверку лиц, допущенных к осуществлению ОРД, к государственной тайне, к работам, связанным с эксплуатацией экологически опасных объектов и др. Тем самым законодатель закрепил за оперативно-розыскной деятельностью возможность вторгаться в самые различные стороны личной и общественной деятельности человека.


В связи с этим проанализируем законодательное определение оперативно-розыскной деятельности. «Оперативно-розыскная деятельность -вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом... в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств», - записано в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следует указать на ряд неточностей и противоречий законодателя в названном определении. Во-первых, оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только оперативными подразделениями государственных органов, но и другими должностными лицами. Так, например, любой сотрудник милиции общественной безопасности в пределах своих полномочий и в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О милиции» может проводить оперативно-розыскные мероприятия, указанные в пп. 1-7 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Во-вторых, оперативно-розыскная деятельность не только направлена на борьбу с преступностью, но в некоторых случаях и на проверку лиц, поведение которых не связано с преступной деятельностью. Еще раз обратимся к ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД, где указано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в пределах своих полномочий также вправе собирать данные, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ; об обеспечении безопасности органов, осуществляющих ОРД; о выдаче разрешения на частную детективную и охранную деятельность. Таким образом, Законом урегулированы правоотношения, объектами которых являются любые, в том числе и законопослушные, граждане (ч. 2 ст. 7). Эта норма указывает на то, что объектами ОРД могут быть любые лица, в том числе и проверяемые.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность прежде всего направлена на собирание информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, и проводят ее в пределах своей компетенции должностные лица государственных правоохранительных органов.


Правоспособность органов - субъектов ОРД при решении задач в сфере этой деятельности обеспечивается совокупностью их обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, которая концентрирует предписания об обязанностях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые вытекают из положений других норм комментируемого Закона.

Юридическая обязанность есть должное или необходимое действие органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц в силу прямого указания закона.

Обязанностям субъектов ОРД, вытекающим из норм комментируемой статьи, также соответствуют права участников оперативно-розыскных правоотношений. Например, обязанность соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности корреспондируется с правом лиц, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, на сохранение в тайне сведений о них, предание гласности которых допускается только с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обязанность соблюдать правила конспирации вытекает и из прав оперативных подразделений на проведение ОРМ как гласно, так и негласно, из положений законодательных и подзаконных актов, определяющих отнесение сведений об организации и тактике ОРД к государственной тайне, и др.

Защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств являются целями ОРД, провозглашенными в ст.1 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД (ст.5).

Данные положения детализируют положения Конституции РФ, провозглашающей в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, а также обязанность государства по их признанию, соблюдению и защите. Соответственно, субъекты ОРД, будучи государственными органами, обязаны гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.