Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Понятие и правовая основа оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специальные условия делятся на группы:

- особые правила проведения ОРМ в отношении отдельных категорий лиц. В законодательстве установлены следующие категории лиц, в отношении которых установлены ограничения в проведении ОРМ:

1) Президент РФ (Конституция РФ [1], гл. 52 УПК [2]);

2) депутаты Государственной Думы и Совета Федерации РФ (см.: ст. 22-25, 98 Конституции [1], Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» [7]; гл. 52 УПК [2]);

2) судьи (см.: ст. 122 Конституции РФ [1], гл. 52 УПК [2]);

3) адвокаты (см.: ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ [9]»);

5) прокуроры и следователи органов прокуратуры (см.: ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 г. «О прокуратуре РФ» [8]) и др.

- проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД [5]).

Такие ОРМ допускаются только на основании судебного решения и при наличии информации:

- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России [29, c. 62].

Судебное решение выносится в форме постановления судьи. Основания и порядок вынесения такого судебного решения раскрыты в ст. 9 ФЗ об ОРД.

Кроме судебного решения для проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права, необходимо наличие информации о преступлениях или о явлениях, создающих угрозу для безопасности России. Для получения санкции необходимо иметь информацию по определенному кругу преступлений, – по которым обязательно производство предварительного следствия [24, c.108].

- условия «экстренного характера». В ФЗ об ОРД указаны три таких комплексных условия (см. ч. 3, 6 и 10 ст. 8 ФЗ об ОРД).

В рассматриваемом случае не требуется получения разрешения судьи на проведение отдельных ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, так как это обусловлено получением согласия лица на ограничение какого-либо его права.


– особые правила проведения так называемых «острых» ОРМ содержатся в ч. 4, 7, 8 ст. 8 ФЗ об ОРД.

Таким образом, условием для проведения ОРМ является установленные законодательством специальные правила, выполнение которых способствует эффективному проведению ОРМ и гарантирует получение максимально значимого результата.

Условия могут быть общие и специальные. К общим условиям относят такие как проведение ОРМ только на территории РФ, гражданство и национальность не являются препятствием для проведения ОРМ, допустимость осуществления ОРМ и так же допустимость использования технических средств без причинения вреда человеку или окружающему миру.

К специальным условиям отнесены такие условия, как особые правила проведения ОРМ в отношении отдельных категорий лиц, или проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина

Специальные условия разрешаются судебным решением в виде Постановления судьи, основанием для такого постановления является наличие достаточной информации.

2.3 Новый вид ОРМ – получение компьютерной информации

Обеспечение безопасности граждан и государства невозможно без постоянно осуществляемого правоохранительными органами в рамках оперативно-розыскной деятельности добывания информации о действиях криминальных структур и элементов, информация о которых находится в том числе и в сети Интернет [16, c.56].

Ранее, в законодательстве в перечне разрешенных видов ОРМ отсутствовал пункт о получении компьютерной информации, но Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации [6] дополнил этот перечень мероприятием, названным «получение компьютерной информации».

А.Л. Осипенко считает, что появление ОРМ, учитывающего специфику доступа к информации в современных компьютерных системах, требует детального уяснения сущности и содержания нового мероприятия, проработки основ его практического осуществления [26, c.69].

Е.С. Дубоносов отмечает, что выбранное законодателем название нового мероприятия оставляет в этом вопросе неясные моменты и оно отражает не способ получения оперативно-розыскной информации, а форму, в которой эта информация представлена [14, c.85].


То есть все ОРМ направлены на получение информации в устной, письменной форме, некоторые ОРМ предназначены для получение информации в форме видео- или аудиозаписи, фотоизображения и т.д., так для чего выделено отдельное ОРМ для получения компьютерной информации?

Ответ на этот вопрос дает И.А. Климов - это решение связано с широчайшей распространенностью компьютерной формы представления оперативно значимой информации и ее специфическими свойствами, обусловливающими особые способы ее получения [17, c.59].

Принимая такой подход, важно дать понятие «компьютерная информация» - это сведения, представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

В настоящее время в качестве компьютера принимаются как непосредственно сами компьютеры, так и планшеты, ноутбуки, телефоны и т.д.

Довольно широк и спектр носителей компьютерной информации (встроенные и внешние накопители на жестких магнитных дисках, флэш- карты, оптические диски, CD и DVD диски и др.), на которых она может долговременно храниться и с которых может быть перенесена в компьютер при их подключении к нему [26, c.89].

Так как простые формы обращения к компьютерным ресурсам осуществляются гласно (например запрос у операторов сотовой связи), то необходимость получение компьютерной информации в отдельный пункт подразумевает достаточно сложные в техническом плане и требующие специальной подготовки действия по добыванию хранящейся в компьютерных системах или передаваемой информации.

Получение компьютерной информации применительно к данному случаю может быть из следующих источников, в каждом из которых имеется своя специфика получения компьютерных данных:

а) потенциально содержащие сведения о разрабатываемых лицах средства вычислительной техники, включая средства сотовой связи и мобильные устройства, обеспечивающие доступ к сетевым ресурсам;

б) носители компьютерной информации, на которых могут храниться данные, представляющие оперативный интерес;

в) устройства, фиксирующие компьютерные данные, поступающие от различных датчиков (GPS-трекеров, нательных датчиков, и т.п.), видеонаблюдения и видеофиксации;

г) сетевое оборудование, через которое осуществляются коммуникационные акты разрабатываемых лиц [17, c.121].

Так же компьютерная информация моет быть получена через сеть Интернет по следующим источникам:

а) информационные ресурсы, содержащие сведения о совершении преступлений и лицах, их совершающих (например: сайты антироссийской пропаганды, криминальных структур);


б) места сетевого общения (закрытые сетевые форумы и чаты, сообщества криминальной направленности в социальных сетях и др.) [14, c.85].

Особую роль играют сетевые каналы коммуникации, задействованные преступниками для координации действий с использованием электронной почты, средств обмена сообщениями, приложений VoIP (интернет-телефонии), мессенджеров и т.п [26, c.91].

Таким образом, можно сделать вывод, что ОРМ «получение компьютерной информации» связано с применением особых источников и особых способов доступа к таким информационным источникам как Интернет, сетевые каналы коммуникации или результатом видеофиксации, для достижения указанного в названии мероприятия результата.

К таким способам, в частности, могут быть отнесены:

- негласный съем данных с компьютерных устройство или закрытых сайтов при помощи специальных программ для получения значимой информации,

- мониторинг интернет-ресурсов посредством розыска запрещенной к распространению информации; или изучение выявленных ресурсов, связанных с деятельностью преступных сообществ; сюда так же относится наблюдение за закрытыми сетевыми сообществами,

- негласная установка специального программного обеспечения, в компьютерных носителях предполагаемых преступников или разрабатываемых лиц, позволяющего фиксировать сеансы связи.

Несмотря на отмеченные некоторыми юристами правовые коллизии в выделении получения компьютерной информации в отдельный пункт, увеличение видов ОРМ будет способствовать большему получению данных для предотвращения преступления или для раскрытия уже совершившегося преступления.

Новый вид ОРМ можно считать приемлемым с тем учетом, что в ведомственных нормативных актах будет закреплен перечень надлежащих и допустимых действий, при его осуществлении.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать некоторые выводы.

ОРМ – это система действий, направленных на поиск свидетельств и доказательств о преступлениях, преступниках и лицах, только задумавших противоправное действие.

Субъектами ОРМ могут быть только должностные лица, которые все результаты ОРМ оформляют определенным, законодательно закрепленным документом.

Правовой основой ОРМ является Конституция РФ. Так же к правовой основе относятся закон об ОРД, федеральные законы и законы органов, осуществляющих ОРМ. Структурные или территориальные подразделения не имеют права издавать нормативно-правовые акты определяющие процесс ОРМ.


В юридической литературе присутствует классификация правовой основы на шесть групп, перечисленные по убыванию юридической силы и значимости:

- Конституция и федеральные законы,

- нормы федерального закона об ОРМ,

- другие федеральные законы,

- нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти,

- нормативные акты органов осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия,

- и некоторые авторы выделяют в отдельную группу акты в зависимости от органа их принимающего.

Правовую основу ОРД следует отличать от оперативно-розыскного законодательства, потому, что в правовую основу не входят другие, кроме нормативных актов, правовые источники ОРД.

Поводом для проведения ОРМ является поступившие сведения о признаках противоправного деяния.

Оснований для проведения ОРМ это фактические данные о готовящемся или уже совершенном противоправном деянии, которые требуют реагирования оперативно-розыскных органов.

Все основания проведения ОРМ в литературе разделены на две группы.

К первой относятся предупреждение, выявление и раскрытие преступлений, а так же розыск лиц, скрывшихся данное преступление.

Ко второй группе отнесены ОРМ по сбору сведений, для решения о допуске лиц к сведениям государственной тайны либо для обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД.

Следовательно, проведение ОРМ направлено на пресечение преступления или на поиск лиц его совершивших и поиск доказательств для назначения наказания.

Условием для проведения ОРМ является установленные законодательством специальные правила, выполнение которых способствует эффективному проведению ОРМ и гарантирует получение максимально значимого результата.

Условия могут быть общие и специальные. К общим условиям относят такие как проведение ОРМ только на территории РФ, гражданство и национальность не являются препятствием для проведения ОРМ, допустимость осуществления ОРМ и так же допустимость использования технических средств без причинения вреда человеку или окружающему миру.

К специальным условиям отнесены такие условия, как особые правила проведения ОРМ в отношении отдельных категорий лиц, или проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина

Специальные условия разрешаются судебным решением в виде Постановления судьи, основанием для такого постановления является наличие достаточной информации.

Несмотря на разнообразие разрешенных оперативно-розыскных мероприятий, их список не случаен, каждое из ОРМ направлено на