Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Понятие и правовая основа оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Актуальность темы данной работы заключается в том, что проведение реформ практически во всех сферах жизни в России сопровождается повышением преступности, так же повышению уровня риска теракта способствует успешная операция в Сирии (печальным примером может служить взрыв в Питерском метро 03.04.2017г.).
Предупреждению, пресечению и расследования преступлений служат проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ).
Именно ОРМ способствует сбору достоверной и оперативной информации о готовящемся преступлении, о разрабатываемых криминальных личностях и сбору доказательств, и информации об уже совершенном преступлении.
То есть значимость ОРМ подчеркивается тем, что оно является эффективным средством борьбы с преступностью, а так же гарантом обеспечения безопасности отдельной личности и государства в целом. В настоящее время идет адаптация ОРМ к развитию науки и техники, введен новый вид ОРМ в учетом технического прогресса.
В связи с представленной актуальностью и значимостью темы работы сформирована цель.
Цель работы – дать общую характеристику оперативно-розыскным мероприятиям.
Задачи:
- дать понятие ОРМ и рассмотреть его субъекты,
- изучить правовую основу ОРМ,
- проанализировать поводы и основания проведения ОРМ,
- рассмотреть виды ОРМ и условия его проведения,
- изучить новый вид ОРМ – получение компьютерной информации.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ, сравнение, изучение литературы.
Теоретической базой исследования послужили труды юристов и ученых, таких как Э.П. Вечерин, Е.С. Дубоносов, С.И. Захарцев, В.А. Лазарев, В.А. Лукашов, и другие.
Нормативной базой исследования являлись Конституция РФ, федеральное законодательство и Указы Президента.
1. Понятие и правовая основа оперативно-розыскной деятельности
1.1 Понятие и субъекты оперативно-розыскных мероприятий
Одной из основных задач государства является защита граждан и борьба с преступностью и эта деятельность включает обнаружение, пресечение, предупреждение и раскрытие преступлений и преступников.
И именно для обнаружения преступников и раскрытия преступлений существует государственно-правовой механизм борьбы - оперативно-розыскная деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) - это особый вид правоохранительной государственно-правовой деятельности, который определен и поддерживается государством, регламентируется специальным законодательством [28, c.4]. ОРД состоит в том числе и из оперативно-розыскных мероприятий.
Понятие ОРМ имеет важное значение и является одним из ключевых в ОРД об этом говорит тот факт, что в ст. 1 закона об ОРД [5] все содержание ОРД сводится законодателем к проведению ОРМ, но понятия ОРМ в законодательстве не дано, а различные определения понятия ОРМ даны учеными-юристами, например:
К.К. Горяинов предлагает понимать под ОРМ «действия или совокупность действий, закрепленные в ФЗ об ОРД, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД» [30, c.7].
И.В. Кушнир предлагает понимать под ОРМ «структурные элементы оперативно-розыскной деятельности, которые в своей совокупности и образуют собственно оперативно-розыскную деятельность [19, c.109].
А.Ю. Шумилов понимает под ОРМ «предусмотренный ФЗ об ОРД сыскной поступок субъекта, непосредственно осуществляющего ОРД (оперативник, агент и др.), сутью которого является получение необходимой для достижения целей и решения задач ОРД информации» [32, c.96].
Таким образом, можно с делать вывод, что ОРМ – это система взаимосвязанных действий, направленных на поиск фактических данных, свидетельствующих:
- о подготовке и совершении преступлений,
- о лицах, их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших,
- о наличии материальных следов преступной деятельности, местонахождении лиц, подозреваемых в их совершении или скрывшихся от следствия и суда,
- для решения других задач ОРД на основании и в порядке, предусмотренном ФЗ об ОРД.
И.В. Ильин утверждает, что «с принятием ФЗ «Об ОРД» категория методов оперативно-розыскной деятельности утратила свое былое значение, т. к. в большинстве своем они оказались поглощены соответствующими оперативно-розыскными мероприятиями» [16, c.34].
Например: метод разведывательного опроса, оказался тождественным ОРМ в виде опроса, метод скрытого наблюдения – наблюдению и т. д.
Исходя из законодательного толкования ОРМ организуются и проводятся специальными субъектами - только должностными лицами.
Других субъектов ОРМ нет, так как другим субъектам запрещено проводить ОРМ и использовать технические средства, предназначенные для негласного получения информации [5].
Субъекты ОРМ могут использовать помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе [5].
Результаты ОРМ подлежат документальному оформлению в оперативно-служебных документах.
Оперативно-служебный документ - это материальный носитель с зафиксированной фактической информацией (на бумаге, фото- и кинопленке, магнитофонной ленте и др.), полученной в ходе ОРД и оформленной по установленным в правоохранительных органах и спецслужбах России правилам делопроизводства [20, c.17].
Перечень документов, которыми субъекты ОРМ оформляют результаты ОРМ, приведен в Инструкции «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» [11].
При этом приведенный там перечень не является исчерпывающим, поэтому могут предоставляться и другие или по-иному названные документы.
Таким образом, в данной части исследования можно сделать вывод, что ОРМ – это система действий, направленных на поиск свидетельств и доказательств о преступлениях, преступниках и лицах, только задумавших противоправное действие.
Субъектами ОРМ могут быть только должностные лица, которые все результаты ОРМ оформляют определенным, законодательно закрепленным документом.
1.2 Правовая основа ОРД
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют:
- Конституция Российской Федерации,
- настоящий Федеральный закон,
- другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
- органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с российским законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ [24, c.202].
Следовательно, как отмечает Э.П. Вечерин, правовая основа ОРД двухуровневая:
- часть составляющих ее актов относится к законам,
- другая — к подзаконным актам [12, c.21].
В.А. Лукашев группирует совокупность нормативных правовых актов в области ОРД на пять групп [21, c.31].
К первой группе относятся Конституция и федеральные конституционные законы.
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. ч. 1 ст. 15 Конституции гласит, что законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции [1].
Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД.
Например: гл. 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (ст. 17—64), составляющие основу правового статуса личности в РФ. В частности, согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ - право на тайну переписки, телефонных переговоров. В ст. 25 - жилище неприкосновенно.
Из числа федеральных конституционных законов, принятых в РФ, выделим:
- Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» [4] - в нем установлено, что военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, и т.д.
Вторую группу, или «ядро» правовой основы, составляют нормы самого ФЗ об ОРД.
В третью группу нормативных актов входят другие федеральные законы:
- законы, которые регулируют группы общественных отношений, возникающих в ОРД. В частности, в их число включены УК РФ, УПК РФ,
-их перечень носит открытый характер и может пополняться новыми законодательными актами.
К четвертой группе актов правовой основы относятся иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, например:
- акты Президента РФ (например, Указ № 673 «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств» [10]);
- представительного и законодательного органа России (палат парламента);
- Правительства РФ.
Пятую группу составляют нормативные акты органов, осуществляющих ОРД. К этим актам применяются общие требования.
А.А. Фальченко отмечает, что ч. 2 ст. 4 закона об ОРД требует, чтобы эти акты издавались:
- строго в соответствии с законодательством РФ;
- в пределах полномочий конкретного ОРО;
- только по вопросам регламентации организации и тактики проведения ОРМ [31, c.29].
Те нормативные акты данной группы правовой основы ОРД, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России [27, c.44].
Все эти акты должны иметь соответствующую форму - издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений [23, c.65].
То есть можно сделать вывод, что их издание в виде писем и телеграмм не допускается, а так же то, что структурные подразделения или территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
Также И.Н. Соловьев указывает, что в зависимости от субъекта, издавшего тот или иной нормативный акт, в этой группе выделяют акты, принимаемые:
- конкретным министерством или ведомством;
- совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения ОРД [29, c.51].
Таким образом, можно сделать вывод, что правовой основой ОРМ является Конституция РФ. Так же к правовой основе относятся закон об ОРД, федеральные законы и законы органов, осуществляющих ОРМ. Структурные или территориальные подразделения не имеют права издавать нормативно-правовые акты определяющие процесс ОРМ. В юридической литературе присутствует классификация правовой основы на шесть групп, перечисленные по убыванию юридической силы и значимости:
- Конституция и федеральные законы,
- нормы федерального закона об ОРМ,
- другие федеральные законы,
- нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти,
- нормативные акты органов осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия,
- и некоторые авторы выделяют в отдельную группу акты в зависимости от органа их принимающего.
Правовую основу ОРД следует отличать от оперативно-розыскного законодательства, потому, что в правовую основу не входят другие, кроме нормативных актов, правовые источники ОРД.
1.3 Повод и основания проведения ОРМ
Поводом для проведения ОРМ является поступившие к оперативному сотруднику сведения о признаках противоправного деяния, которые входят в сферу оперативно-розыскных отношений [22, c.36].
Такие сведения поступают как в письменной форме в виде оперативно-служебной документации, публикации в СМИ, так и в устной форме, но в данном случае необходимо быстрого реагировать на развитие криминогенной ситуации.
Проведение ОРМ возможно при наличии следующих оснований.
1. Ставших известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих;
- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;