Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Понятие и правовая основа оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы данной работы заключается в том, что проведение реформ практически во всех сферах жизни в России сопровождается повышением преступности, так же повышению уровня риска теракта способствует успешная операция в Сирии (печальным примером может служить взрыв в Питерском метро 03.04.2017г.).

Предупреждению, пресечению и расследования преступлений служат проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ).

Именно ОРМ способствует сбору достоверной и оперативной информации о готовящемся преступлении, о разрабатываемых криминальных личностях и сбору доказательств, и информации об уже совершенном преступлении.

То есть значимость ОРМ подчеркивается тем, что оно является эффективным средством борьбы с преступностью, а так же гарантом обеспечения безопасности отдельной личности и государства в целом. В настоящее время идет адаптация ОРМ к развитию науки и техники, введен новый вид ОРМ в учетом технического прогресса.

В связи с представленной актуальностью и значимостью темы работы сформирована цель.

Цель работы – дать общую характеристику оперативно-розыскным мероприятиям.

Задачи:

- дать понятие ОРМ и рассмотреть его субъекты,

- изучить правовую основу ОРМ,

- проанализировать поводы и основания проведения ОРМ,

- рассмотреть виды ОРМ и условия его проведения,

- изучить новый вид ОРМ – получение компьютерной информации.

В ходе исследования применялись следующие методы: анализ, сравнение, изучение литературы.

Теоретической базой исследования послужили труды юристов и ученых, таких как Э.П. Вечерин, Е.С. Дубоносов, С.И. Захарцев, В.А. Лазарев, В.А. Лукашов, и другие.

Нормативной базой исследования являлись Конституция РФ, федеральное законодательство и Указы Президента.

1. Понятие и правовая основа оперативно-розыскной деятельности

1.1 Понятие и субъекты оперативно-розыскных мероприятий


Одной из основных задач государства является защита граждан и борьба с преступностью и эта деятельность включает обнаружение, пресечение, предупреждение и раскрытие преступлений и преступников.

И именно для обнаружения преступников и раскрытия преступлений существует государственно-правовой механизм борьбы - оперативно-розыскная деятельность.

Оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) - это особый вид правоохранительной государственно-правовой деятельности, который определен и поддерживается государством, регламентируется специальным законодательством [28, c.4]. ОРД состоит в том числе и из оперативно-розыскных мероприятий.

Понятие ОРМ имеет важное значение и является одним из ключевых в ОРД об этом говорит тот факт, что в ст. 1 закона об ОРД [5] все содержание ОРД сводится законодателем к проведению ОРМ, но понятия ОРМ в законодательстве не дано, а различные определения понятия ОРМ даны учеными-юристами, например:

К.К. Горяинов предлагает понимать под ОРМ «действия или совокупность действий, закрепленные в ФЗ об ОРД, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД» [30, c.7].

И.В. Кушнир предлагает понимать под ОРМ «структурные элементы оперативно-розыскной деятельности, которые в своей совокупности и образуют собственно оперативно-розыскную деятельность [19, c.109].

А.Ю. Шумилов понимает под ОРМ «предусмотренный ФЗ об ОРД сыскной поступок субъекта, непосредственно осуществляющего ОРД (оперативник, агент и др.), сутью которого является получение необходимой для достижения целей и решения задач ОРД информации» [32, c.96].

Таким образом, можно с делать вывод, что ОРМ – это система взаимосвязанных действий, направленных на поиск фактических данных, свидетельствующих:

- о подготовке и совершении преступлений,

- о лицах, их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших,

- о наличии материальных следов преступной деятельности, местонахождении лиц, подозреваемых в их совершении или скрывшихся от следствия и суда,

- для решения других задач ОРД на основании и в порядке, предусмотренном ФЗ об ОРД.

И.В. Ильин утверждает, что «с принятием ФЗ «Об ОРД» категория методов оперативно-розыскной деятельности утратила свое былое значение, т. к. в большинстве своем они оказались поглощены соответствующими оперативно-розыскными мероприятиями» [16, c.34].

Например: метод разведывательного опроса, оказался тождественным ОРМ в виде опроса, метод скрытого наблюдения – наблюдению и т. д.


Исходя из законодательного толкования ОРМ организуются и проводятся специальными субъектами - только должностными лицами.

Других субъектов ОРМ нет, так как другим субъектам запрещено проводить ОРМ и использовать технические средства, предназначенные для негласного получения информации [5].

Субъекты ОРМ могут использовать помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе [5].

Результаты ОРМ подлежат документальному оформлению в оперативно-служебных документах.

Оперативно-служебный документ - это материальный носитель с зафиксированной фактической информацией (на бумаге, фото- и кинопленке, магнитофонной ленте и др.), полученной в ходе ОРД и оформленной по установленным в правоохранительных органах и спецслужбах России правилам делопроизводства [20, c.17].

Перечень документов, которыми субъекты ОРМ оформляют результаты ОРМ, приведен в Инструкции «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» [11].

При этом приведенный там перечень не является исчерпывающим, поэтому могут предоставляться и другие или по-иному названные документы.

Таким образом, в данной части исследования можно сделать вывод, что ОРМ – это система действий, направленных на поиск свидетельств и доказательств о преступлениях, преступниках и лицах, только задумавших противоправное действие.

Субъектами ОРМ могут быть только должностные лица, которые все результаты ОРМ оформляют определенным, законодательно закрепленным документом.

1.2 Правовая основа ОРД

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют:

- Конституция Российской Федерации,

- настоящий Федеральный закон,

- другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

- органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с российским законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ [24, c.202].

Следовательно, как отмечает Э.П. Вечерин, правовая основа ОРД двухуровневая:

- часть составляющих ее актов относится к законам,

- другая — к подзаконным актам [12, c.21].

В.А. Лукашев группирует совокупность нормативных правовых актов в области ОРД на пять групп [21, c.31].


К первой группе относятся Конституция и федеральные конституционные законы.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. ч. 1 ст. 15 Конституции гласит, что законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции [1].

Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД.

Например: гл. 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (ст. 17—64), составляющие основу правового статуса личности в РФ. В частности, согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ - право на тайну переписки, телефонных переговоров. В ст. 25 - жилище неприкосновенно.

Из числа федеральных конституционных законов, принятых в РФ, выделим:

- Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» [4] - в нем установлено, что военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, и т.д.

Вторую группу, или «ядро» правовой основы, составляют нормы самого ФЗ об ОРД.

В третью группу нормативных актов входят другие федеральные законы:

- законы, которые регулируют группы общественных отношений, возникающих в ОРД. В частности, в их число включены УК РФ, УПК РФ,

-их перечень носит открытый характер и может пополняться новыми законодательными актами.

К четвертой группе актов правовой основы относятся иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, например:

- акты Президента РФ (например, Указ № 673 «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств» [10]);

- представительного и законодательного органа России (палат парламента);

- Правительства РФ.

Пятую группу составляют нормативные акты органов, осуществляющих ОРД. К этим актам применяются общие требования.

А.А. Фальченко отмечает, что ч. 2 ст. 4 закона об ОРД требует, чтобы эти акты издавались:

- строго в соответствии с законодательством РФ;

- в пределах полномочий конкретного ОРО;

- только по вопросам регламентации организации и тактики проведения ОРМ [31, c.29].

Те нормативные акты данной группы правовой основы ОРД, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России [27, c.44].

Все эти акты должны иметь соответствующую форму - издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений [23, c.65].


То есть можно сделать вывод, что их издание в виде писем и телеграмм не допускается, а так же то, что структурные подразделения или территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Также И.Н. Соловьев указывает, что в зависимости от субъекта, издавшего тот или иной нормативный акт, в этой группе выделяют акты, принимаемые:

- конкретным министерством или ведомством;

- совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения ОРД [29, c.51].

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой основой ОРМ является Конституция РФ. Так же к правовой основе относятся закон об ОРД, федеральные законы и законы органов, осуществляющих ОРМ. Структурные или территориальные подразделения не имеют права издавать нормативно-правовые акты определяющие процесс ОРМ. В юридической литературе присутствует классификация правовой основы на шесть групп, перечисленные по убыванию юридической силы и значимости:

- Конституция и федеральные законы,

- нормы федерального закона об ОРМ,

- другие федеральные законы,

- нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти,

- нормативные акты органов осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия,

- и некоторые авторы выделяют в отдельную группу акты в зависимости от органа их принимающего.

Правовую основу ОРД следует отличать от оперативно-розыскного законодательства, потому, что в правовую основу не входят другие, кроме нормативных актов, правовые источники ОРД.

1.3 Повод и основания проведения ОРМ

Поводом для проведения ОРМ является поступившие к оперативному сотруднику сведения о признаках противоправного деяния, которые входят в сферу оперативно-розыскных отношений [22, c.36].

Такие сведения поступают как в письменной форме в виде оперативно-служебной документации, публикации в СМИ, так и в устной форме, но в данном случае необходимо быстрого реагировать на развитие криминогенной ситуации.

Проведение ОРМ возможно при наличии следующих оснований.

1. Ставших известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:

- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих;

- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;