Файл: Ано дпо "уральский институт повышения квалификации и переподготовки".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new
Дисциплина: Психология развития и возрастная психология
Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста
Выполнил:
слушатель Тимофеева Лидия Владимировна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Пермь – 2023
Задание 1
Цель: закрепить представления об особенности самооценки в подростковом и юношеском возрастах.
Задание: Сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы 1.
Таблица 1.
Самооценка | |
Подростки | Юноши |
Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива? | Применительно к своему будущему. «Что я значу в этом мире?» «Какое место я занимаю в нем?» «Каковы мои возможности?» «Какой я?» |
Противоречива. На основе суждений взрослых | Противоречива. Больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения. |
На основе отдельных поступков | На основе всех поступков. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании. Нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной |
Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…) | Способны оценить уже более сложные отношения (долг,совесть, поступки..) |
Задание 2.
Возрастной период | Хроноло-гические рамки | Ведущая потреб-ность | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Психологические новообразования | Кризисы возрастов |
Молодость | 18-23/25 лет | Профессиональная. Социальные потребности проявляются в полиической активности и в общении, в поисках друга | Период высокой социальной активности и личностного самоопределения (идентичности) | Учебно-профессиональная. Поиск спутника жизни (для семьи) | Период наибольших возможностей развития психических функций, период расцвета интереса к теоретическим знаниям и их практическому, профессиональному проявлению | Период перестройки – кризис третьего курса |
Ранняя взрослость | 23/25-33/35 лет | Профессиональный рост и построение семьи | Период расцвета физических возможностей человека. Период реального осуществления жизненных планов, определяются представления о возможностях роста в данной профессиональной сфере. Становление родительства. | Установки развития себя как профессионала и как члена семьи | Это время, когда человек развивается в аспекте Я-концепции, связывая свои установки и принципы с реальностью, развивается как профессионал и как член семьи | 30 лет |
Период зрелости | 35-55 (60) лет | Достижение общественно-значимых целей | Достигает профессиональной карьеры и компетентности, достигает материального благосостояния, видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей | Время подведения итогов своей деятельности. Повышенная активность в реализации самого заветного. | Личностное развитие связано с профессиональными и семейными отношениями. Повышается чувство собственного достоинства и чувство ответственности за свои решения | Кризис середины жизни. Опустошенное гнездо, отделение детей от родителей. |
Период старения | от 60 до 80; дряхлость от 80 лет | Передача накопленного опыта, потребность в уважении и общении | Доля будущего времени сокращается и увеличивается доля прошлого. Прошлое начинает господствовать над внутренним миром человека. В супружеских отношениях соответственно бывает то полоса повышенной нежности. Утрата социальных связей. | Воспоминания и размышления о прошлом, помощь близким, уход в религию | В течение позднего возраста наблюдаются изменения личностных свойств. Они обусловлены возрастными особенностями пожилого человека. У стареющего человека постепенно слабеет деятельность всех органов чувств, пропадает живость, подвижность. Интенсивно-деятельные люди становятся более пассивными. Уменьшение жизненной энергии сказывается и на эмоциональности. | Самый тяжелый кризис - прекращение профессиональной деятельности, разрыв социальных связей, вдовство, одиночество. |
Задание 3
Краткий анализ Вашего жизненного пути
Таблица 3.
Возрастной период | Психосоциальная стадия | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход |
Младенчество | Орально-сенсорная | Формирование базового доверия или недоверия к миру. Неустойчивое психологическое состояние матери (отца забрали в армию), ее родители далеко, пыталась воспитывать меня по книгам. Папу вернули из армии быстро, мать стала более спокойна | Родители уделяли ребенку много времени, первое время пытались не часто брать на руки, но потом поняли , что это плохо и для меня и для них. Кормление грудью. было до 2 лет, по желанию малыша. Были проблемы со стулом, плохой сон. | Доверие к миру у ребенка сформировано. |
Ранний возраст | Мышечно-анальная | Мама ждет 2 ребенка. Отдали в сад. Часто плакала и болела, оставляли с соседкой бабушкой. | В садик отдали в 2 с половиной года отдавали. Часто время проводили со мной, играли | Зарождение самосознания. Рано начала ходить |
Возраст игры | Локомоторно-генитальная | Родилась сестра. Меня переложили на сон к отцу, в первое время плакала, могла обсикаться ночью. Потом привыкла стала «папиной дочкой». Маме помогала с сестрой. Сильно болела, в среднюю группу сада почти не ходила | Дома всегда поддерживали. Радовались, что помогаю ухаживать за сестрой | Чувство ответственности за других. |
Школьный возраст | латентная | В школу пошла рано, мама работала учителем, боялась плохих оценок. Есть пару хороших друзей. В 3 классе серьезно заболела сестра, маму не видела почти год, отец все время на работе или в больнице. | Учеба давалась не особо легко. Чувство одиночества. | Чувство вроде бы ненужности, одиночества, боязнь за жизнь сестры. |
Подростковый возраст | Отрочество-юность | Определение себя, кем стать? Куда идти?провал поступления туда куда хочу. Учеба в университете | Долго не могла понять чего хочу? Кем хочу стать? Знала только,что что-то гуманитарное. Решила на психолога-баллов на бюджет не хватило, решила идти на историка (финансовые проблемы родителей). Переезд в город к родственникам-давольно тяжело. | Чувство неопределенности меня преследует. Мне интересно учится, новые знакомства, друзья, но чувствовалось, что это не мое. |
Молодость | Социальная, имтимная | Устроилась на работу, параллельно училась. Личная жизнь не складывалась. Поступила в магистратуру на психолога | Много интересных подруг старше меня. Поступила на психолога – нравится, но понимаю, что чтобы стать хорошим психологом нужно много учиться и вкладывать в себя | Снова я на перепутье , места в жизни найти не могу, семьи нет и профессии мечты тоже. |
Зрелость | Познание себя в различных ситуациях. Достижение идент ичности. Познание себя, самоопределение профессиональное | Вышла замуж в 26 лет, 27 родила дочь. Новые для меня роли. В 30 лет настоящий кризис –после декрета меня сразу уволили, на работу устроится не могла (пандемия), муж все время в командировках (военный) Надеюсь только на лучшее. Мечтаю второй раз стать матерью, достойно воспитать вместе с мужем детей. Получить желаемую должность. | В 24 поменяла работу, снова не совсем мое,но финансово более лучше. Часто езжу к родителям, каждые выходные у них. Встретила своего будущего супруга. Устроилась на новую работу- воспитателем в коррекционный сад-интересно, но хочу более глубже помогать-решила стать логопедом-дефектологом | Чувство, что я не совсем хорошая мать и жена, зависимость эмоциональная от родителей. Чувство ненужности целый год не работала. Кризис 2022 год-муж уехал в военную командировку, уже полтора года. Страх за его жизнь |
Старость | Продолжить социально значимые занятия, сохранить положительные личностные качества и работоспособность. Духовное развитие. | Помогать трудным деткам. Хочу путешествовать вместе с мужем. Помогать своим детям | Профессионал своего дела. Скорее всего стану ближе к Богу | Хочу спокойствия, меньше переживаний, больше радости и за себя и за других |
Дополнительные пояснения к заданию 3:
1. Анализ реальных жизненных факторов, описываете в столбцах 3,4,5.
2. При заполнении таблицы постарайтесь описать кратко, емко, ключевые моменты, пример дан в таблице 3 (объем в ячейке 10-30 слов).
3. При заполнении таблицы описываете реальные факты, которые Вы знаете (если не помните сами - то со слов других людей, если периоды еще не прожиты- заполняете, прогнозируя будущее.